Формирование у подростков мотивации к достижению успеха | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 07.10.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Жиглова Л. Н., Гикалова В. А. Формирование у подростков мотивации к достижению успеха // Образование и воспитание. — 2019. — №6. — С. 60-61. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/146/4489/ (дата обращения: 29.01.2020).



Ежегодно в гимназии-интернате проводятся увлекательные и познавательные мероприятия, посвящённые дню психического здоровья: психологические квесты, марафоны и викторины. В организацию мероприятий активно включаются не только взрослые члены коллектива (психолог, социальный педагог, воспитатели, классные руководители), но и ученическое самоуправление. Уже в процессе подготовки к мероприятию атмосфера в гимназии-интернате наполняется массой позитивных эмоций, творческих идей и сплочённостью.

Сценарий психологического квеста «Золотые правила успеха».

Психологический квест — это игровая ситуация психологической направленности. Получая небольшую теоретическую информацию, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель — трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.

Квест в реальном времени, как форма организации познавательной деятельности, является актуальной в подростковом возрасте. Дискуссия в ходе квеста предоставляет возможность заявить о себе и научиться отстаивать свою точку зрения.

Время проведения — 1 час 30 минут.

Количество участников — 25 (30) человек.

Место проведения: здание школы.

Цель: создание условий для творческой самореализации подростков и приобретения ими опыта успешности в коллективной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с золотыми правилами успеха.
  2. Развивать умения работать в команде, достигая общую цель.
  3. Формировать мотивацию достижения успеха.

Предварительная подготовка: для участия в психологическом квесте необходимо определить ответственных за прохождение каждой станции; сформировать 5 команд по 5–6 человек в каждой (каждая команда имеет оригинальное название); заранее подготовить необходимый материал; разместить на дверях кабинетов название станций психологического квеста.

Материал: листы формата А4, фотографии из архива школьных мероприятий, картинки из различных журналов на тему успешности человека в разных областях жизни, канцелярский клей, ножницы, маршрутные листы по количеству команд (5 шт.), карточки со слогами (25 шт.):«Будь со-бой, но в луч-шем ви-де» (9 шт), «Ду-май. Действуй. По-лу-чай ре-зультат»(8 шт.), «Верь в се-бя» (4 шт.), «Ува-жай дру-гих» (4 шт.). Каждое высказывание имеет шрифт определённого цвета; листы ватмана (3 шт), разделённый пополам, на которых крупными буквами написано слово «МЫ», кружочки небольшого размера по 1 шт. на каждого участника, фломастеры или линеры.

Организационный момент:

Перед началом психологического квеста рекомендуется организовать общий сбор участников в актовом зале школы, где происходит знакомство, представление станций психологического квеста и проводится инструктаж по движению. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указывается последовательность движения по станциям. Участникам предлагается игровая ситуация, в рамках которой происходит основное действие: мудрец отправил нам послание, в котором прописал золотые правила, позволяющие человеку добиться успеха во всех сферах его жизни, но слова в высказываниях мудреца разделены на слоги и перемешаны между собой. Подсказкой является то, что слова в каждом высказывании имеют определённый цвет. Задача участников квеста состоит в том, чтобы в процессе выполнения заданий собрать все слоги слов, составить предложение и прочесть послание Мудреца.

Участникам излагаются правила, по которым осуществляется игровое взаимодействие: каждой команде необходимо в соответствие с маршрутным листом пройти 5 станций, на каждой из которых участников ждут психологические задания: на внимательность и быстроту реакции, на креативность, гибкость и др. За каждое выполненное задание команда получает один слог или слово. На каждой станции команда может получить слоги из разных высказываний. В итоге, пройдя 5 станций, команда, выполнившая все задания, будет иметь набор из пяти карточек со слогами для составления слов и самого послания. Двигаться по станциям команда может только в полном составе. Этап считается пройденным, если в маршрутном листе есть соответствующая отметка ответственного человека за прохождения конкретной станции. По завершении всех этапов команды возвращаются на начальную позицию (актовый зал), распределяют слоги по цветовой гамме (для этого команды обмениваются карточками так, чтобы у каждой из команд были карточки со слогами одного цвета) и составляют Золотые правила успешности.

Вводная часть.

Короткое вступление ведущего о том, что понятие «успех» для каждого человека имеет свой смысл, и спектр его многогранен: материальная обеспеченность, общественное признание, высокий социальный статус, профессиональное развитие, семейное благополучие.

Вопрос участникам: что означает для вас понятие «успех»?

Обобщение высказываний участников психологического квеста.

Успех — наличие положительного социально–значимого результата в деятельности. Неотъемлемым аспектом подлинного успеха служит постоянное саморазвитие.

Ход квеста.

Все команды, по сигналу ведущего, одновременно начинают движение по остальным станциям согласно маршрутному листу. Переход от одной станции к другой осуществляется по часовой стрелке. Время выполнения задания на каждой станции ограничено. За каждое выполненное задание команда получает одну карточку, выбранную случайным образом.

Станция №1. «Отвечай быстро».

Участникам психологического квеста предлагается серия довольно простых вопросов [1, с.45]. Однако работа усложняется тем, что её нужно выполнять в быстром темпе. Задача: внимательно прослушав вопрос, как можно быстрее дать на него чёткий ответ. На выполнение задания даётся 3 минуты. За 7 верных ответов (допускается одна ошибка) команда получает одну карточку(слог или целое слово).

Вопросы:

  1. Какой город летает? (Орёл)
  2. Кто становится выше, когда садится? (собака)
  3. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, ночь разделяет дни)
  4. Зимняя телега…(сани)
  5. Повзрослевшая Маша…(Мария)
  6. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  7. Какие два местоимения мешают автомобилистам? (Я — Мы)
  8. Назовите пять слов, в которых по сто букв (стол, стог, стон, стоп)

Станция№2. Мозговой штурм.

В течение 7 минут команде необходимо придумать и записать как можно больше вариантов ответов на вопрос: как продать старую шляпу? [2, с.28]. При ответе на вопрос, необходимо учитывать реальную пользу для покупателя.

Станция№3. Очём мудрость шепчет?..

На выполнение задания команде даётся 7 минут. Участникам предлагается в ходе командного обсуждения пояснить смысл предложенных пословиц с точки зрения психологии, например, «нельзя судить о дереве по его коре» — «по внешности не судят». Учитывается умение выделить главное, аргументировать свою точку зрения, глубина мышления.

Станция№4. Мы— команда.

Арт-техника «МЫ — Я». Для каждой команды приготовлен лист ватмана (0.5 листа), на котором написано крупными буквами «МЫ», каждый участник берёт бумажный кружок, рисует на нём «Я», которое отображает его, как личность и по очереди прикрепляет его на ватман с «МЫ» в то место, куда ему захочется. По окончании работы рассматривается общий рисунок и коротко обсуждается два вопроса:

  1. О чём ваше Я?
  2. Какие ощущения испытывали, прикрепляя своё Я на общее «МЫ»?

Станция№5. Коллаж.

Участникам команды предлагается, используя фотографии из архива школьных мероприятий (вырезки из различных журналов), создать групповой коллаж на тему: «Успех — это…». Время на выполнение задания 8 минут.

Рефлексия. После прохождения всех станций, участники возвращаются в актовый зал, распределяют слоги по цветовой гамме (для этого команды обмениваются карточками так, чтобы у каждой из команд были карточки со словами одного цвета) и каждая команда составляет одно из посланий Мудреца, оглашает Золотое правило успешности: «Будь собой, но в лучшем виде», «Думай. Действуй. Получай результат», «Верь в себя», «Уважай других».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое правило отзывается вам больше всего и почему?
  2. Какое правило вы бы добавили к этому списку?

Литература:

  1. Волкова Т. Н. Творческие игры и задания. Москва: ЗАО «БАО — ПРЕСС. — 2006. — 96 с.
  2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. — СПб.: Иматон. — 2005. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический квест, команда, маршрутный лист, станция, участник, слог, выполнение задания, актовый зал, игровая ситуация, какое правило.

Похожие статьи

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового...

Сценарий психологического квеста «Золотые правила успеха». Психологический квест — это игровая ситуация психологической направленности.

Перед началом психологического квеста рекомендуется организовать общий сбор участников в актовом зале школы, где...

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

Каждая команда получит маршрутный лист, на котором отмечены все точки пути.

Пройдя все точки и собрав все буквы, команда должна вернуться в музыкальный зал и сложить из

Инспектор ОГИБДД: Мы надеемся, что наша квест-игра понравилась всем участникам, и вы...

Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков»

За выполненное задание участники получали соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно

Сценарий игры предусматривал различные задания. Например, игры на ноутбуках заставили участников быть внимательными, развивали...

Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов...

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием площадок. Команды перемещаются между актовым залом, библиотекой, учебными кабинетами, выполняя тематические, практические и интеллектуальные задания. На каждом этапе команды получают пазлы за...

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста...

Ведущий станции отмечает в Маршрутном листе выполнение заданий. Дети отправляются на следующую станцию.

Ход квест-игры. Помещение музыкального зала. Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Ведущий выдает капитану команды маршрутный лист.

Квест как одна из форм работы со школьниками детской...

Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации.

Квест — это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков

Квестовые задания могут выполняться индивидуально...

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

1) маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они

Квест — игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель (чаще всего цель

В музыкальном зале или групповом помещении, дети могут выполнить задания с музыкальным...

Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности...

Один из участников команды выбирает карточку-задание и рассказывает о способе ориентирования.

Форма игровых заданий, эмоциональность ребят в решении проблемных ситуаций

Участники квеста получали маршрутный лист с условия конкурса.

Использование квеста в логопедической практике

Квест-игра активизирует включение родителей воспитанников в образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в некоторых квест–играх и участниками, и это является одной из главных задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Квест-игра «Страна Правил Безопасности» | Статья в журнале...

Квест-игра «Страна Правил Безопасности». Автор: Нехаева Светлана Ивановна.

Следующий участник команды, в руках которого ведро с «водой», должен оббежать

Дети: Мы идём в страну Правил Безопасности. Мы должны выполнить задание Бабы Яги, собрать детали...

Похожие статьи

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового...

Сценарий психологического квеста «Золотые правила успеха». Психологический квест — это игровая ситуация психологической направленности.

Перед началом психологического квеста рекомендуется организовать общий сбор участников в актовом зале школы, где...

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

Каждая команда получит маршрутный лист, на котором отмечены все точки пути.

Пройдя все точки и собрав все буквы, команда должна вернуться в музыкальный зал и сложить из

Инспектор ОГИБДД: Мы надеемся, что наша квест-игра понравилась всем участникам, и вы...

Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков»

За выполненное задание участники получали соответствующую отметку в маршрутном листе: зеленый круг — задание выполнено верно

Сценарий игры предусматривал различные задания. Например, игры на ноутбуках заставили участников быть внимательными, развивали...

Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов...

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием площадок. Команды перемещаются между актовым залом, библиотекой, учебными кабинетами, выполняя тематические, практические и интеллектуальные задания. На каждом этапе команды получают пазлы за...

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста...

Ведущий станции отмечает в Маршрутном листе выполнение заданий. Дети отправляются на следующую станцию.

Ход квест-игры. Помещение музыкального зала. Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Ведущий выдает капитану команды маршрутный лист.

Квест как одна из форм работы со школьниками детской...

Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации.

Квест — это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков

Квестовые задания могут выполняться индивидуально...

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

1) маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они

Квест — игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель (чаще всего цель

В музыкальном зале или групповом помещении, дети могут выполнить задания с музыкальным...

Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности...

Один из участников команды выбирает карточку-задание и рассказывает о способе ориентирования.

Форма игровых заданий, эмоциональность ребят в решении проблемных ситуаций

Участники квеста получали маршрутный лист с условия конкурса.

Использование квеста в логопедической практике

Квест-игра активизирует включение родителей воспитанников в образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в некоторых квест–играх и участниками, и это является одной из главных задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Квест-игра «Страна Правил Безопасности» | Статья в журнале...

Квест-игра «Страна Правил Безопасности». Автор: Нехаева Светлана Ивановна.

Следующий участник команды, в руках которого ведро с «водой», должен оббежать

Дети: Мы идём в страну Правил Безопасности. Мы должны выполнить задание Бабы Яги, собрать детали...

Задать вопрос