Автор статьи комплексно рассматривает проблему применения средств физической культуры в деятельности центров содействия семейному воспитанию. В работе анализируется и определяется значимость воздействия двигательной активности на психическое, социальное, интеллектуальное и физическое состояние детей, лишенных родительской заботы. Автор предлагает рекомендации по эффективному применению физических нагрузок с целью преодоления депривации у воспитанников центров содействия семейному воспитанию.
Ключевые слова: дети-сироты, депривация, двигательная активность, физическая нагрузка, воспитанник, удовлетворение основных потребностей.
Выбирая тему публикации и приступая к написанию статьи, автор определил своей целью аргументированно продемонстрировать значимость двигательной активности в воспитании детей-сирот, детей, лишённых родительской заботы, в преодолении последствий присущей им депривации. А также, ссылаясь на личный опыт педагогической деятельности в Центре содействия семейному воспитанию, предложить авторские рекомендации по привлечению таких детей к занятиям физической культурой и спортом.
Противоречия окружающей нас действительности бывают весьма жестокими и удручающими. Мы с гордостью рапортуем о цифровизации российской экономики, уверенно завоёвывающем все сферы жизни искусственном интеллекте, о достижениях науки, и в то самое время констатируем факт не сокращающегося количества детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. По всей вероятности, проблема заботы о детях, обделённых необходимыми жизненными благами, в ближайшее время не выйдет из области неустанного внимания социальных служб.
В настоящее время государство, действительно, заинтересованно эффективностью образовательно-воспитательной работы, судьбой воспитанников центров содействия семейному воспитанию (детьми ТЖС и детьми, оставшимися без попечения родителей). Общество делает всё возможное, чтобы дети-сироты не чувствовали себя брошенными и обделёнными. Старается дать им достойное образование, обеспечить детям благоприятные условия социализации в стремительно модернизирующимся пространстве и успешное будущее.
Для полноценного раскрытия выбранной темы автор считает необходимым рассмотреть несколько подробнее самые употребимые в статье понятия. Прежде всего, обратимся к определению «двигательной активности», которое является важной категорией в общей характеристике социализации ребенка в процессе занятий физической культурой.
Можно заметить, что понятие «двигательная активность» имеет две составляющие части: «двигательная» и «активность». В биологии активность рассматривается в качестве фундаментального свойства всех живых систем. В природе именно активность отличает живое существо от неживого, а также обеспечивает цепочку преобразований, связанных с сохранением жизни живых организмов в конкретных условиях среды. Организм человека многогранно и многокомпонентно связан со внешней средой. Активность человеческая не однородна, в её составе физический, психический и социальный компонент.
Одной из важнейших частей физической активности является активность двигательная, характеризующаяся перемещением тела и (или) его частей в окружающем пространстве, являющаяся главным условием активизации деятельности ссс, обеспечивающая перекачку питательных веществ и кислорода к работающим органам и тканям, а также удаление продуктов распада. Двигательная активность — базовая характеристика жизнеспособности человека.
Процесс выполнения ребёнком различных физических упражнений, не только активизирует биологические процессы, но и оказывает влияние на интеллектуальные, психические и прочие свойства. За счёт этого формируются не изолированные качества личности, не отдельные действия, а весь человек в целом. Такая характеристика физических упражнений даёт нам ясно понять, что отсутствие необходимой двигательной активности в силу различных обстоятельств является фактором, тормозящим интеллектуальное, физическое, социальное и психологическое развитие человеческого организма. Самые неблагоприятные последствия несёт отсутствие двигательного воздействия — депривация — в сенситивные периоды физического развития человека, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрастах, когда закладываются фундаментальные основы психологического, социального и биологического благополучия.
С точки зрения вышеизложенных проблем, становится очевидной важность воспитания у детей положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а также формирования направлений физического воспитания детей и подростков в следующих аспектах:
− развитие компонентов личностной физической культуры, не сдерживаемое возрастными особенностями детей и подростков;
− формирование соответствующих представлений о сути, способах и потребности реализации здорового образа жизни; обеспечение двигательной активности, отвечающей по интенсивности и объёму, возрастным возможностям подрастающего поколения.
По понятным причинам, особенно ярко последствия депривации заметны у детей-сирот, детей, обделённых родительской заботой, которые являются воспитанниками Центров содействия семейному воспитанию (далее по тексту — ЦССВ). Вследствие этого, в процессе разработки методологии физического воспитания для таких детей и решения проблемы воспитания их личной физической культуры педагогу следует использовать все грани и возможности исторического, системного, социологического, философского и гносеологического подходов.
При этом все выше нами перечисленные составляющие должны реализовываться во взаимосвязи, специфика которой определена характерными чертами отдельных сторон изучаемой проблемы.
Социальная депривация выступает не только в качестве активного разрушителя здоровья, но и причиной развития сложных детских патологий. Она вызывает у воспитанников ЦССВ высокую тревожность, комплекс неполноценности, не характерную для детей пассивность, порой — агрессивность, сочетающуюся с разрушением состояния целостности личности. Негативное влияние депривации на физическое и психическое развитие ребёнка требует многокомпонентного и комплексного физического воспитания, которое будет направлено:
− на повышение двигательной активности, следовательно, повышение возможностей организма воспитанников ЦССВ; на формирование основ техники выполнения важнейших естественных двигательных действий;
− на стимулирование обменных процессов и деятельности системы кровообращения с целью преодоления имеющихся дефектов физического развития и функциональной подготовленности; на общение детей-сирот в процессе реализации физических упражнений и других средств физического воспитания, за счет этого преодоление причины и следствия депривации; на обеспечение тонизирующего влияния физических упражнений и противодействие негативному воздействию уже имеющихся в наличие детских патологий.
Из всего выше автором изложенного понятно, насколько важны занятия физической культурой для детей-сирот, при условии применения грамотной методики их построения, профессионального подхода учителя физической культуры индивидуально к каждому воспитаннику ЦССВ.
Следует заметить, что некоторые инструктора физической культуры, осуществляющие свою деятельность в Центрах содействия семейному воспитанию, обозначают «отсутствие у большого количества своих воспитанников положительного отношения, тяги к занятиям физической культурой и спортом» [9]. По их мнению, Существенное число воспитанников воспринимает физическую культуру чрезвычайно ограниченно. У детей отсутствует понимание взаимосвязи физической культуры с общей культурой, с их состоянием здоровья, взаимосвязь регулярных занятий физической культурой в настоящем с успешной профессиональной деятельностью в будущем [9].
Автор данной статьи позволит себе отчасти не согласиться со своими коллегами. Действительно, не все воспитанники полностью осознают важность занятий спортом и физическими упражнениями. Но, утверждать, что большая их часть негативно относится к этому виду образовательной деятельности, будет не верно. Среди воспитанников ЦССВ наблюдается несколько иная тенденция: у детей и подростков полярное отношение к занятиям физической культурой. Иначе говоря, одна часть воспитанников фанатично увлечена спортом, в то время как другая — активно и демонстративно игнорирует физические тренировки.
Это явление вполне объяснимо. Причин несколько. Некоторые воспитанники попросту испытывают чувство стеснения и неловкости /по причине своих физических особенностей/ в кругу сверстников. Иным никто и никогда не объяснял, что современные условия труда требуют значительного напряжения умственных способностей, психических и физических усилий, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
Таким детям следует уделить особое внимание, дать им осознать, что каждая современная профессия диктует свой особый уровень развития психофизических качеств, отдельный список профессионально-прикладных навыков и умений. Из личного опыта работы автор имеет основание утверждать, что педагогу не понадобится много времени для того, чтобы его воспитанники начали воспринимать физическую культуру и спорт, как неотъемлемый атрибут, воспитывающий в каждом из них те характеристики, которые, бесспорно, пригодятся им не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в жизни вообще.
Педагог должен помнить, что занятия по физической культуре будут тем эффективнее, чем яснее воспитанник осознает цели физической культуры и определит личную заинтересованность в таких занятий. Задача учителя — найти и подобрать такие способы воздействия на воспитанника, такие методы организации занятий по физической культуре, которые наиболее действенно смогли бы обеспечить формирование положительной направленности личности на занятия спортом и физической культурой. Сегодня основной целью работы в Центре содействия семейному воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является активное и всесторонне содействие процессу социальной адаптации детей к самостоятельной жизни. Этому, безусловно, содействует процесс физического воспитания, грамотная и профессиональная организация реабилитационно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы ЦССВ.
Повышения двигательной активности у воспитанников ЦССВ неосуществимо без формирования подлинного интереса у детей к занятиям физической активностью и сознательного, целенаправленного желания уделять внимание физическими упражнениями не только на обязательных занятиях, но и дополнительно. В этом педагогу помогают новые методики и средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, интерес и отзывчивость воспитанников, и, конечно, личный пример. Совместные занятия, как ничто другое, содействуют формированию у детей понимания важности физической культурой в их дальнейшем благополучии. Детей, уже обделённых семейным вниманием, следует «побуждать, а не принуждать», тем самым, усиливая интерес воспитанников к той деятельности, на которую их ориентирует учитель. Со временем дети осознают, что двигательная активность — их надёжный друг и союзник. Она участвует в развитии интеллектуальных способностей, вызывает положительные эмоциональные переживания (чувство коллективизма, уверенность в своих силах, радость за успех группы), побуждает к самоконтролю в любых жизненных ситуациях, ускоряет процесс адаптации, способствует становлению объективной самооценки, повышает общую жизнеспособность и работоспособность.
Воспитанников следует привлекать к участию в спортивных секциях, военно-спортивных играх, многочисленных соревнованиях по спортивным играм, в туристических слётах. Так дети научатся с удовольствием демонстрировать приобретенные на занятиях физические качества и умения, применять в условиях экстремальной ситуации навыки коллективных действий: взаимовыручки, товарищества, дружбы и ответственности. Каждый воспитанник, с помощью педагога-профессионала развивший в себе такие качества, независимо от его будущих возможностей непременно станет общительной, нравственно зрелой, гармоничной, умственно и физически развитой личностью. Следовательно, обязательно найдёт своё место в жизни.
Литература:
- Авакян Т. В., Воликова С. В. Эмоциональные нарушения у детей-сирот, проживающих в детских домах разного типа //Междисциплинарный подход в понимании и лечении психических расстройств: миф или реальность? Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 14–17 мая 2014 г. — СПб: Изд-во Альта Астра, 2014. — С. 215–217.
- Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации. СПб:Питер, 2009. — 96 с
- Астоянц М. С. Социальная инклюзия детей-сирот: проблемы и перспективы российской социальной политики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2009. — № 11. — С. 23–31.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
- Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — № 3. С. 3–7.
- Девятова О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей. — М.: Барс, 2004. — 114 с.
- Долгушин В. В. Гигиенические и медикосоциальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот /Автореф. дис. канд. пед. наук, СПб., 2009. –26 с.
- Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 32–39.
- Статья по физкультуре: Отношение учащихся (воспитанников) к физической культуре и спорту. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/...i.../statya-po-fizicheskoy-kultur.