Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.08.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Зубкова А. Р. Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4394/ (дата обращения: 15.09.2019).

Препринт статьи



Современный социально-экономический и социокультурный уровень жизни способствуют формированию и развитию агрессивных тенденций в подростковой среде, что приводит к возникновению насилия и жестокости в отношениях между людьми. Одной из форм конфликтного взаимодействия среди подростков является буллинг. Это травля школьная — тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Это острый, но часто скрытый и психологически сложный процесс подавления школьника (школьников) одним, чаще — группой, учеников с использованием психологической или физической угрозы [1].

Буллинг — ученик подвергается травле, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию [2]. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников, в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. Распространение данного явления в среде подростков вызывает необходимость поиска эффективных форм профилактической работы.

Данная проблема очень актуальна, анализируя обращения классных руководителей и родителей учащихся школы, разбирая конфликтные ситуации среди учащихся, выявляются причины буллинга.

1-м этапом профилактики является диагностика. Для исследования использовались: социометрия (Джорджа Морено), методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука — Медлей), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), опросник Басса — Дарки, тест «Описание поведения в конфликте К.Томаса», тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбяна и Н.Эпштейна.

Так как это серьезная проблема, необходимо ознакомится с теоретическим материалом, и провести исследование в образовательном учреждении, выявить причины его возникновения и какие профилактические меры нужно предпринимать.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения: многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения.

Целью исследования было разработать и апробировать на практике формы социально-педагогической профилактики буллинга среди подростков в образовательной организации.

Исследование проводилось в МБОУ города Иркутска СОШ № 77.

В исследовании приняли участие 60 учащихся в возрасте 11–13 лет, из них 32 мальчика, 28 девочек.

Необходимо понимать разницу между конфликтом и буллингом, рассмотрим таблицу [3].

Таблица 1

Различия конфликтов и буллинга

Нормальные конфликты между сверстниками

Буллинг

«Власть» распределена равномерно между участниками, нет предводителя. Во время ссоры все говорят примерно поровну.

«Власть» распределена неравномерно.

Дети, участники конфликта, часто играют вместе.

Дети, участники конфликта, редко играют вместе.

Происходят время от времени.

Действия повторяются и оказывают деморализующее влияние.

Происходят по недоразумению.

Действия являются намеренными и осуществляются сознательно.

Не представляют ничего серьезного.

Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда.

Мнения и позиции участников могут различаться, но они не хотят причинять друг другу вреда.

Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда.

Обе конфликтующие стороны чувствуют себя эмоционально не очень хорошо.

У жертвы отмечается бурная негативная эмоциональная реакция, буллер же получает удовольствие.

За поведением стоит желание что-то изменить (чтобы что-то было по-другому).

За поведением стоит желание власти, контроля над другим человеком или материальный интерес.

Конфликтующие стороны испытывают угрызения совести, если ни сделали что-то не так (поступили несправедливо); — они чувствуют свою ответственность.

У буллера нет угрызений совести, — в конце концов виноватой оказывается жертва.

Участники конфликта прилагают усилия, чтобы разрешить проблему.

Буллер не прилагает никаких усилий для разрешения проблемы.

Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус: они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; они импульсивны и легко приходят в ярость; они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; они не испытывают сочувствия к своим жертвам; если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков [3]. Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты: они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве; они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

В результате проведенных исследований были выявлены следующие данные:

  1. 34 % детей имеют низкий уровень развития эмпатии. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, не находят взаимопонимания с окружающими.
  2. 41 % испытуемых можно отнести к группе риска, у них в ходе обследования выявлен низкий уровень толерантности. Их результаты свидетельствуют о высокой интолерантности и наличии таких выраженных установок по отношению к окружающему миру и людям.
  3. 37 % детей выявлен средний уровень толерантности: в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других — могут проявлять интолерантность.
  4. 35 % подростков относятся к категории «агрессивные». Для них характерны высокие показатели по большинству шкал. У таких детей велико стремление к применению физической силы против другого лица, они демонстрируют высокую склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Им свойствен высокий уровень негативизма, как оппозиционная мера поведения, направленная против авторитета или руководства; у них высокий показатель по шкале «обида», трактуемая авторами опросника Басса — Дарки, как зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Они проявляют повышенную подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред.
  5. 27 % испытуемых предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23 % готовы к сотрудничеству, приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20 % подростков выбирают избегание, или уход, для которого характерно отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей. Около 17 % могут пойти на компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 13 % детей предпочитают стратегию приспособления — принесение в жертву собственных интересов ради другого. 18 % подростков по результатам применения методики социометрия, могут быть отнесены к категории «непринятые». Это члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого поведения могут быть личностные особенности (застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).
  6. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные формы.
  7. У 45 % современных подростков буллинг соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. 55 % имеют высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Вербальная агрессия у подростка 60 %, физическая агрессия 10 %, предметная агрессия 5 %, эмоциональная агрессия 8 % и самоагрессия 17 %. Отсюда вывод, что в большинстве подростки подвергаются вербальной агрессии и самоагрессии. 86 % знают, что буллинг — это агрессивное преследование чего-либо. Подростки видят причины унижения, 77 % считают это желание самоутверждения, 45 % желание скрыть свои недостатки и 40 % это вымещение злобы на других, чувство мести. 86 % ответили, что наблюдали социальную агрессию по отношению к другим. 70 % подростков испытывали чувство незащищённости, ненависть 25 % и злобу 5 %. Учащиеся не готовы входить в конфликт, с возможностью выйти из него благополучно, неуверенно чувствуют себя при проявлении агрессии и буллинга в их сторону. 82 % подростков считают, что агрессию могут предупредить специалисты: психологи, социальные педагоги, 28 % помочь может администрация школы и всего 1 %, считает, что могут помочь учителя.

Таким образом, можно предположить, что современные подростки эмоциональные, не умеющие адаптироваться среди своих сверстников.

В рамках исследования были выделены несколько проблемных участков, для их решения разработана серия мероприятий по социально-педагогической профилактике буллинга в подростковом возрасте, направленная на решение следующих задач:

  1. Снижение агрессивных и враждебных реакций; оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
  2. Формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
  3. Развитие толерантности, эмпатии.

Серия мероприятий рассчитана на 10 занятий, продолжительность одного занятия — 60–90 минут. Интенсивность занятий — 2–3 раза в неделю.

В мероприятиях используется групповая форма работы.

Структура занятия:

  1. Вводная часть — набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
  2. Основной этап — беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
  3. Рефлексия — в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами.

Основу программы составляют различные игры и упражнения. Рассмотрим таблицу. Социальный педагог по своему усмотрению может их группировать и сочетать — в зависимости от целей, которые он поставил, работая со школьниками по проблеме профилактики социальной агрессии.

Таблица 2

План мероприятий по профилактике буллинга среди подростков

Тема мероприятия

Форма организации

Время

«Борьба с насилием нравственностью».

Беседа

45 минут

«Конфликт и пути его разрешения».

Тренинговое занятие

90 мин

«Учись контролировать агрессию».

Тренинговое занятие

45 минут

«Сглаживание конфликтов».

Ролевая игра

45минут

«Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью».

Круглый стол

90минут

«Контакты и конфликты».

Дискуссия

45 минут

«Мир без конфликтов».

Тренинговое занятие

1час

30 минут

«Школьному буллингу нет!».

Тренинговое занятие

45 мин

«Подросток и конфликт».

Тренинговое занятие

45 мин

«Законы сохранения доброты».

Круглый стол

45 мин

Мероприятия предназначены для учащихся 6–8 классов, могут реализовываться социальным педагогом, педагогом психологом, классным руководителем.

Цель мероприятий — профилактика социально-педагогического буллинга среди подростков в образовательной организации. Задача социального педагога научить все задействованные в конфликте стороны, избегать подобных ситуаций и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт. Способствовать повышению психологической грамотности учителей по данной проблеме, таким образом содействовать оптимизации образовательного пространства.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006–528с.: ил.
  2. Ольвеус Д. «Буллинг в школе». Dan Olweus: Gewalt in der Schule, Bern (u.a.), 1996, S. 60 f:
  3. Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?/Д.Ольвеус. — М., 1993–135 с.
Задать вопрос