Развитие логического мышления у дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 963 раза

Библиографическое описание:

Новак, О. В. Развитие логического мышления у дошкольников / О. В. Новак. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4392/ (дата обращения: 19.04.2024).



Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку.

Н. К. Анохин

Развитие логического мышления — это очень важный и необходимый процесс для всех!

Но мы скажем, зачем же логика ребенку, дошкольнику? Да в том-то и дело, что приобретенные навыки и умения в дошкольном возрасте будут началом для развития и получения знаний в школе. Способность «действовать в уме», т. е. по-другому сказать навык логического мышления, и есть один из важнейших навыков. Если у ребенка не развиты приемы логического мышления, ему труднее будет даваться учеба, что в результате может пострадать здоровье ребенка. И как часто нам, воспитателям приходится слышать, что у ребенка не развита логика. Желание научить детей, мыслить ясно и четко, приводит к тому, что необходимо взять за основу логические игры. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игровые ситуации, а именно через дидактические игры и упражнения, которые предлагает В. В. Воскобович.

Для этого нужно, во-первых, создать педагогические условия учитывая индивидуально-возрастные характеристики, стимулировать каждого ребенка при организации игровой деятельности с использованием поисковых, занимательных вопросов. Во-вторых, поставить перед собой задачи проанализировав уровень развития логического мышления у детей путем использования игровых ситуаций; продумать и создать предметно-развивающую среду и разработать систему выполнения действий по данной проблеме.

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы В. В. Воскобовича и неоднократно посещались семинары на тему «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в условиях реализации ФГОС»

В основу развивающих игр Воскобовича положены два принципа обучения — это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания — ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с детишками, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Самым главным условием является применение системы игр и упражнений. Ребенок совершает умственные действия — сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.

Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

В своей работе я использую игры на развития логического мышления.

В рамках направления работы по развитию логического мышления посредством игр В. В. Воскобовича проводятся индивидуальные, групповые занятия с учетом поставленных задач.

G:\11 группа фото\IMG_0002.JPG

Методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс, это и есть главная особенность технологии В. В. Воскобовича.

Дети, которые занимались по методике Воскобовича, рано выучивают названия цветов, рано обучаются счету, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости.

G:\11 группа фото\IMG_0007.JPG

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

− Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку — ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

− Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

− Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.

− Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

G:\11 группа фото\IMG_0003.JPG

Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что применение игр по технологии В. В. Воскобовича, дает эффективный результат в развитии логического мышления у дошкольников. Поэтому рекомендую воспитателям детей дошкольного возраста применить в своей практике по обучению детей математике развивающие игры Воскобовича.

В заключении хочется важным отметить, что возможность успешного развития математических способностей у ребенка определяется уровнем профессиональной компетенции педагогов.

Литература:

  1. ВоскобовичВ.В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015г
  2. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. — М., 2007
  3. Никитины Б. П. и Л. А. Мы и наши дети — М.: Молодая гвардия 1990
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, игра, ребенок, дошкольный возраст, время занятий, развитие.

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших...

Развитие логического мышления дошкольников посредством... логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление...

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнкаигра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста являлась предметом специального изучения многих исследователей

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методики...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие логического мышления у детей старшего...

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи

– определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других...

Дидактическая игра как средство развития логического...

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при... игра, ребенок, предмет, развивающая игра, вид мышления, индивидуальная

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного... ребенок, игра, задача, образовательный процесс...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе...

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших...

Развитие логического мышления дошкольников посредством... логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление...

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнкаигра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста являлась предметом специального изучения многих исследователей

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методики...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие логического мышления у детей старшего...

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи

– определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других...

Дидактическая игра как средство развития логического...

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при... игра, ребенок, предмет, развивающая игра, вид мышления, индивидуальная

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного... ребенок, игра, задача, образовательный процесс...

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе...

Задать вопрос