Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.07.2019

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Огородник, Д. Д. Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку / Д. Д. Огородник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4358/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются возможности иностранного языка и форм организации внеурочной деятельности в воспитании эмоционально-нравственной отзывчивости обучающихся начальной школы.

Ключевые слова:эмоционально-нравственная отзывчивость, иностранный язык, начальное общее образование, духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, виды и формы организации внеурочной деятельности.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников является одним из приоритетных направлений в перечне личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (согласно ФГОС НОО). Это тем более важно на современном этапе в условиях дефицита реального общения младших школьников, не позволяющего обрести социальный опыт проявления этого качества личности. Тем не менее, анализ научно-методической литературы, а также сведения об исследованиях феномена эмоционально-нравственной отзывчивости позволяют нам констатировать его недостаточную изученность и необходимость дальнейшего изучения его содержания, структуры, и как следствие, построение эффективной методики развития данного личностного качества. Так, в современной психолого-педагогической литературе эмоционально-нравственная отзывчивость зачастую выступает под терминами «эмоциональная отзывчивость», «эмпатия», «гуманность». На первый взгляд синонимичные, данные понятия имеют разночтения у различных авторов, и не в полной мере соответствуют всей глубине и обширности термина «эмоционально-нравственная отзывчивость». В нашем исследовании мы будем исходить из понимания под эмоционально-нравственной отзывчивостью качества, требующего от личности высокой степени переживания относительно каких-либо событий общественной и личной жизни, соотнесение его с общепринятой системой ценностей и убежденность в оказании поддержки и активной помощи нуждающимся.

Нами замечено, что развитие эмоционально-нравственной отзывчивости или смежных с ней качеств рассматривается современными исследователями преимущественно в рамках предметов художественно-эстетического цикла. Воспитательный же потенциал учебного предмета «Иностранный язык» остается до сих пор без заслуженного внимания. В этой связи в данной статье поставлена задача выявить воспитательные возможности иностранного языка при реализации внеурочной деятельности и подчеркнуть его значимость в воспитании эмоционально-нравственной отзывчивости школьников.

В «Концепции Российского образования», разработанной отечественными лингвистами во главе с Е. И. Пассовым, в качестве единственно подходящей цели образования ставится духовность, нравственность: «Для человека духовного присвоение и переработка духовных ценностей (культуры, а вместе с ней и языка) — важнейшая цель его существования. В этом процессе свободно развертываются все его сущностные силы, становится и живет его духовность, становится сам человек. Вспомним: образование есть становление человека» [2, с.34]. Нам близка позиция авторов, тем более что с учетом возможности доступа школьников к неограниченному потоку информации за пределами образовательного учреждения, школа не может стоять на месте: знаниевая парадигма уже не является приоритетной, во главу угла ставится гармоничное развитие личности ученика. Отсюда следует необходимость формирования у него не только и не столько предметных, сколько метапредметных и личностных компетенций, а это в свою очередь должно привести к устойчивой заинтересованности в эффективной организации внеурочной деятельности. В данном контексте иностранный язык, изучение которого строится по тематическому принципу приобщения к общечеловеческим и субкультурным нормам, ценностям, способен стать уникальным инструментом в реализации духовно-нравственного направления развития личности, в рамках которого происходит формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников.

Основная часть

Важнейшая особенность иностранного языка как учебного предмета заключается в том, что он является как целью, так и средством обучения. Процесс иноязычного образования представляет собой овладение новым вербальным кодом как средством межкультурного общения и способом приобретения новых знаний из различных областей. Таким образом, иностранный язык уже изначально обладает внушительным воспитательно-образовательным потенциалом. Более того, при изучении иностранного языка происходит погружение школьников в культуру изучаемого языка через освоение норм, обычаев, традиций, архитектурных и других особенностей, пропускаемых через чувственную сферу и пробуждающих в них эмоционально-нравственную отзывчивость. Все это свидетельствует о существенном воспитательном потенциале данного учебного предмета. Тем не менее, успешное освоение учебной программы по дисциплине невозможно без сочетания урочной и внеурочной деятельности, под которой в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность по иностранному языку реализуется в рамках общекультурного направления развития личности. Нам видится также возможным включение иностранного языка в блок духовно-нравственного направления в связи с тем, что требования к результатам освоения программы духовно-нравственного воспитания обучающихся созвучны требованиям, предъявляемым к результатам изучения иностранного языка при получении начального общего образования. Поскольку нас интересует проблема воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку, остановимся на тех положениях ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программы начального общего образования, которые позволяют нам судить об эффективности данного учебного предмета в воспитании эмоционально-нравственной отзывчивости. Среди предметных результатов освоения основной образовательной программы по иностранному языку ФГОС НОО выделяет освоение правил речевого и неречевого поведения, сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка [5, с.12]. Примерная основная образовательная программа НОО указывает на приобретение обучающимися начального опыта использования иностранного языка как средства межкультурного общения, формирование основ уважительного отношения к чужой (иной) культуре, содействие более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа, формирование активной жизненной позиции обучающихся [4]. Такие категории как поведение, общение, культура, активная жизненная позиция тесно связаны с нравственными нормами и ценностными ориентациями, формируемыми в процессе обучения и воспитания, т. е. достижение вышеупомянутых предметных результатов находится в постоянном взаимодействии с формированием личностных и метапредметных компетенций. Таким образом, воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, упоминаемой в ФГОС НОО среди личностных результатов освоения основной образовательной программы, оптимально согласуется с задачами изучения иностранного языка.

Внеурочная деятельность, в том числе и по иностранному языку, предполагает акцентирование внимания на достижении личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Благодаря многообразию форм организации достигается воспитательный результат внеурочной деятельности, раскрывающийся в разностороннем развитии личности школьника. Рассуждая на тему внеурочной деятельности, Е. Ю. Анохина обращает наше внимание на два термина: воспитательный результат и воспитательный эффект внеурочной деятельности. «Воспитательный результат — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности», «воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка» [1, с.82]. Следовательно, в данном контексте воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости будет являться результатом участия обучающегося во внеурочной деятельности, не конечной целью, а толчком к развитию смежных качеств, дальнейшему совершенствованию личности школьника.

Рассмотрим выделенные Е. Ю. Анохиной виды и формы организации внеурочной деятельности, направленные на достижение целей духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которые мы взяли за основу как созвучные воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости средствами иностранного языка [1, с.82–84]:

  1. Познавательная деятельность, реализуемая в виде развивающих занятий, способствующих формированию коммуникативных умений и приобретению социальных знаний и позитивного отношения к базовым ценностям. Такие организационные формы, как детские исследовательские проекты и внешкольные акции (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны), содействуют сплочению детского коллектива на почве переживания за общее дело, оказания взаимопомощи при подготовке материала, поддержки во время выступлений;
  2. Проблемно-ценностное общение, реализуемое в форме цикла этических бесед, регулярно проводимых для младших школьников, и затрагивающих вопросы ответственного поведения в школе, развития представлений о добре и зле, воспитания ценностного отношения к людям и к жизни вообще, правил современного этикета и формирования активной жизненной позиции;
  3. Игровая деятельность, рассматриваемая автором в контексте подвижных активных игр, позволяющих формировать чувство сплоченности, коллективизма, взаимовыручки. Нам видится уместным добавить в этот блок также использование коммуникативных ролевых игр, обладающих большими воспитательными возможностями в процессе реализации иноязычного образования. Ролевая игра способствует развитию навыков сотрудничества и партнерства, предполагает вхождение ребенка в определенную ситуацию и роль, и тем самым усиливает его личную сопричастность к происходящему;
  4. Трудовая деятельность, предполагающая дежурство по школе и классу, выполнение индивидуальных и коллективных поручений, участие в субботниках, благотворительных и экологических акциях, формирует не только положительное отношение к труду, но и позволяет школьникам ощутить себя частью большого целого, воспитывает отзывчивость и понимание необходимости активного участия в решении общих проблем;
  5. Блок дополнительного образования, представляющий собой работу объединений, осуществляющих развитие личностных компетенций по интересам через участие в различных кружках и секциях. При этом воздействие, оказываемое на эмоционально-чувственную сферу школьника, обращение к значимым для него категориям, способствует устойчивому и неизменному проявлению отзывчивости на те или иные явления действительности.

Как видно, внеурочная деятельность по иностранному языку открывает перед педагогом широкие возможности для воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости и образующих её качеств. Однако внимание, отводимое вопросам организации внеурочной деятельности, незаслуженно занижено и ограничивается немногочисленными теоретическим исследованиями. Поэтому восполнение недостатка практических разработок в области организации внеурочной деятельности по иностранному языку позволит уйти от излишнего дидактизма при его освоении, а усиление в связи с этим его культуросообразующей составляющей послужит хорошим подспорьем в воспитании эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников.

Выводы

Проблема воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников относится, несомненно, к разряду важнейших проблем духовно-нравственного воспитания, а опора на иностранный язык и знания о культуре стран изучаемого языка позволяет им осознать, что осваиваемые ценности и нравственные качества важны не только для российского общества, но являются общечеловеческими, признаваемыми во все времена и в других странах. Здесь нам видится уместным еще раз процитировать слова Е. И. Пассова: «Если мы хотим, чтобы иноязычное образование действительно обеспечивало достижение поставленной цели, необходимо процесс образования сделать моделью реального процесса общения» [3, c.32]. И именно внеурочная деятельность с многообразием форм ее организации дает педагогу возможность осуществить подбор языкового и речевого материала с учетом интересов и личной значимости для школьников, приблизить их к естественной языковой среде, воссоздать проблемные ситуации, аналогичные реальным, и тем самым стимулировать их дальнейшее личностное совершенствование через проявление сочувствия, соучастия, сорадости, сострадания в отношении к окружающему миру.

Литература:

  1. Анохина Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Анохина. — 2-е изд., стер.- М.: Флинта, 2015. — 210 с.
  2. Пассов Е. И. Концепция Российского образования / Е. И. Пассов. — Липецк: ООО «Издатель», 2017. — 56 с.
  3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка: Настольная книга преподавателя иностранного языка / Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. — Ростов н/ Д.: Феникс, М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220258&fld=134&dst=100436,0&rnd=0.1503162490620109#06916136159269386 (дата обращения: 07.07.2019).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosnoo.html (дата обращения: 07.07.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, иностранный язык, эмоционально-нравственная отзывчивость, основная образовательная программа, учебный предмет, воспитание, начальное общее образование, школьник, активная жизненная позиция, воспитательный результат.

Ключевые слова

иностранный язык, духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, эмоционально-нравственная отзывчивость, начальное общее образование, виды и формы организации внеурочной деятельности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Формирование языковой компетенции во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение, коммуникативная...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, образовательная среда, образовательное пространство, нравственное воспитание, ценность, среда развития, развивающая среда, культура, воспитательный потенциал, нравственное содержание.

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во...

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

1. К. П. Александров Внеурочная деятельность школьников, М.Просвещение, 2013г.

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого...

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым

Языкосновное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития

Учебники УМК «Гармония» создают условия для духовно-нравственного воспитания...

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов.

Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности...

воспитание эмоциональной отзывчивости и желания познавать русскую народную культуру

− развитие активного и самостоятельного умения использовать народное творчество

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Формирование языковой компетенции во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение, коммуникативная...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, образовательная среда, образовательное пространство, нравственное воспитание, ценность, среда развития, развивающая среда, культура, воспитательный потенциал, нравственное содержание.

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во...

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

1. К. П. Александров Внеурочная деятельность школьников, М.Просвещение, 2013г.

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого...

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым

Языкосновное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития

Учебники УМК «Гармония» создают условия для духовно-нравственного воспитания...

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов.

Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности...

воспитание эмоциональной отзывчивости и желания познавать русскую народную культуру

− развитие активного и самостоятельного умения использовать народное творчество

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей.

Задать вопрос