В данной статье рассматривается бессознательная природа когнитивных процессов.
Ключевые слова: особенности когнитивных процессов, виды бессознательного.
This article discusses the unconscious nature of cognitive processes.
Key words: features of cognitive processes, kinds of the unconscious.
Работа всех когнитивных процессов осуществляется на одном едином фундаменте, который называют «бессознательное».
По мысли Ю. И. Александрова, понятие бессознательное в самом широком представлении включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. содержание психической жизни, о наличие которой человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал [1].
Примером проявления бессознательного в нашей повседневной жизни является наличие автоматизированного поведения. Видами бессознательного по мнению многих психофизиологов является: вытесненные в сферу подсознательного влечения, желания, представления эмоционально неприятные переживания, З. Фрейд называет подсознательной психической функцией; когнитивная установка определяет внутреннее состояние которое влияет на восприятие внешнего мира (Д. Н. Узиадзе); озарение в творчестве которое проявляется как «случайный успех», озарение-инсайт, интуитивная догадка; беспричинные или безотчетные эмоции, которые вызваны реальными стимулами и в данный момент не осознаются субъектом вследствие ряда внешний и внутренних условий [1;7].
Согласно А. Р. Лурия, Ю. М. Забродину, А. Н. Лебедеву окружающая действительность воздействует на органы человека, создает определенную и изменчивую картину функциональных отношений между разными областями центральной нервной системы. А. Ю. Александров обращает внимание на то что, взаимовлияние нервной импульсации, поступающей в головной мозг из разных органов чувств, приводят к временным изменениям возбудимости отдельных его органов — повышение в одних и понижению в других. Автор говорит о том, что при этом могут создаваться такие функциональные взаимоотношения в центральной нервной системе, при которых ответные реакции организма на часть поступающих извне раздражений будут осуществляться на бессознательном уровне, без их осознания [1;7;8;2]
Используя структуру бессознательного, в нашей работе мы представляем основополагающие взаимосвязи когнитивных процессов в виде схемы «Связь бессознательного и когнитивных процессов».
Рис. 1. Связь бессознательного и когнитивных процессов
Опираясь на все вышеперечисленные психологические особенности когнитивных процессов, можно говорить о том, что организм человека различным образом реагирует на внешние воздействия. Если воздействие носит всеобщий, глобальный характер, то это воздействие приводит к ответной реакции всего организма целиком и чаще всего включает механизм подсознательной бессознательной реакции всего организма. При локальном воздействии организм, не затрачивая весь свой ресурс, проводит анализ ситуации на сознательном уровне, оценивает ситуацию, вырабатывает ответную реакцию. Первый тип реакции наиболее существенен для существования организма и любая информация, связанная с этим процессом, прочно закрепляется в сознании, в то время как второй тип реакции из-за локальности не несет черт всеобщности для целостного функционирования организма, легко компенсируется организмом, и информация, поступившая с воздействием, менее важна и быстро растрачивается.
Очевидно, что при организации изучения материала, вызывающего эмоции всего организма можно ожидать более устойчивой связи эмоции с поступающей информацией.
Немаловажно, что одним из ведущих направлений в современной науке является психодидактика. В данном направлении работает А. Н. Крутский, реализуя поиски путей внедрения достижений психологии и дидактики в практику [4;5;6].
О необходимости учитывать работу «бессознательного» говорит в своих исследованиях Б. И. Котляр, рассматривая особенности ассоциативного обучения [3].
Не оставляет без внимания «бессознательный фундамент» обучения и В. А. Ситаров, говоря о физиологических основах дидактики, указывает на то, что возможно выделить оперантное научение, научение путем наблюдения и научение путем инсайта [9].
Таким образом, подводя итог изучению бессознательной природы когнитивных процессов, необходимо сказать, что успешная организация учебного процесса возможна лишь при целенаправленном понимании процесса обучения, через единство и целостность психо-нейро-физиологических характеристик умственной деятельности.
Литература:
- Александров Ю. И. Психофизические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33, № 6. — С. 5–19.
- Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов.-М.: Смысл; PerSe, 2000.-685с. ISBN 5–89357–077–4 («Смысл») ISBN 5–9292–0014–9 («PerSe»)
- Котляр, Б. И. Нейробиологические основы обучения.-М.,1989.
- Крутский А. Н., Косихина О. С. Понятие о психодидактике// Физика в школе,2010, № 3, С.30–34.
- Крутский А. Н., Косихина О. С. Технология системного усвоения знаний по физике и управления учебной деятельностью учащихся//Физика в школе,2010,№ 3,С.34–45.
- Крутский, А. Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний.-Барнаул: Издательство БГПУ.-54с
- Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология/Ги Лефрансуа.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-576с.(Психология-лучшее) ISBN978–5–93878–432–1
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-384с. ISBN 5–7695–1013–7
- Ситаров, В. А. Дидактика: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина.-2-еизд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-368с. ISBN 5–7695–1756–5