Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.10.2015

Статья просмотрена: 3510 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Адаптированная образовательная программа по биологии в 5–9 классах (для детей с ЗПР) / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/282/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Пояснительная записка

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой».

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ЗПР в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ЗПР к активной жизни в семье и социуме. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования детей с задержкой психического развития разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Обучение детей с ЗПР ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ЗПР является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание условий для обучения всех категорий детей, в том числе и детей с ЗПР.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

          создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся, в том числе детей с ЗПР;

          содействие получению учащимися с ЗПР качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;

          сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР на основе совершенствования образовательного процесса;

          социальная адаптация детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Адаптированная образовательная программа общеобразовательной школы реализуется на второй ступени образования (основное общее образование).

Ожидаемые конечные результаты Адаптированной программы.

Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.

Учебно-тематический план

Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные, Личностные Р,П,К,Л

1

Науки о природе. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.

Р — осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П — логически сравнивает науки друг с другом; К — выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения; Л- осмысливает разнообразие наук о природе.

2

Методы изучения природы

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 2. Проведение наблюдений, опытов, измерений.

1

Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования

Р — планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П — исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К — планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера; Л- осмысление методов изучения природы.

1

Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы.

1

Обобщение полученных знаний на уроке о Солнечной системе.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К- овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке

2.

Планеты-гиганты (Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун). Плутон. Спутники планет.

1

Знание планет — гигантов, их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах планеты-гиганты.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

3

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

Сравнивают строение астероидов, комет, метеоров и метеоритов.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа;

К — умение работать в составе творческих групп; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

4.

Звезды. Солнце — ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд.

1

Знание роли Солнца в формировании климата на планете. Многообразие звезд.

Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — осознание значимости Солнца и звезд для человека.

5

Созвездия. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

1

Знание основных созвездий, их месторасположения.

Р — корректирует свои знания. П — отбирает необходимую информацию о созвездиях; К — ставит вопросы, выражает свои мысли; Л — удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

6

Проверочная работа по теме «Вселенная»

1

Обобщение полученных знаний на уроке о Вселенной.

Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по теме, анализирует разнообразие живых организмов; К — выражает свои мысли в ответах; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

1

Внутреннее строение Земли.

1

Выделение существенных особенностей во внутреннем строении Земли.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- умение соблюдать дисциплину на уроке.

2

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

1

Знакомится с новыми понятиями, распознает в коллекции горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- осознание единства частей планеты.

3

Землетрясения. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 4 Исследование физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры).

1

Знакомится с новыми понятиями, структурирует знания.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

4

Вулканы. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 5 Изготовление поделки — вулкана с обозначением его строения.

1

Выделение существенных особенностей в строении вулкана.

П — умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; Р — умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа; К — умение работать в составе творческих групп; Л — умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

5

Суша. Атмосфера Земли.

1

Знание особенностей атмосферы Земли.

П — умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации; Р — умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы; К — умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

6

Погода. Климат. Ураганы. Смерчи.

1

Выделение существенных особенностей погоды и климата.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л- уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

7

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

1

Выделение существенных особенностей гидросферы Земли.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

8

Проверочная работа по теме «Земля». Уникальность планеты Земля.

1

Обобщение полученных знаний на уроке о планете Земля.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л- Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

1

Живые клетки. Разнообразие клеток. Строение клеток.

1

Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания.

Р — корректирует знания, оценивает собственные результаты; П — предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К — выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками Л- Осознание единства строения клеток.

2

Царства живой природы. Разнообразие живых организмов.

1

Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки

Р — осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П — ищет и отбирает необходимую информацию К — выражает свои мысли в ответах. Л. Понимание разнообразия живых организмов.

3

Среда обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная.

1

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Л — умение аргументировать свою точку зрения.

4

Жизнь на разных материках. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных.

1

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение работать с различными источниками информации К — овладение навыками выступлений перед аудиторией; Л — представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

5

Природные зоны Земли.

1

Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П — умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

6

Жизнь в морях и океанах.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян.

1

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.

Р — умение определять цель работы, планировать ее выполнение, П — умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

7

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

1

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л-представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты.

1

Анализ контрольной работы.

Происхождение человека, древние предки человека.

1

Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.

Р — умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; П — умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства; К — умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками; Л-представление об эволюции человека как биологического и социального существа.

2

История географических открытий.

1

Знание великих путешественников и географических открытий.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объект; К — умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; Л — умение аргументировать свою точку зрения.

3

Человек и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика

1

Знание основных составляющих здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

4

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

1

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных.

Р — умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; П — умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте; К — умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

5

Здоровье человека и безопасность жизни. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи

1

Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.

Р — Развитие навыков самооценки и самоанализа; П — анализ информации, установление причинно-следственных связей; К — умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи; Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

6

Проверочная работа по теме «Человек на Земле».

1

Знание составляющих ЗОЖ, приемов оказания первой доврачебной помощи.

Р — развитие навыков оценки и самоанализа; П — умение давать определения понятиям. К — умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Л — умение применять, полученные на уроке знания на практике.

 

Резервное время

6

 

 

 

Литература:

 

  1.      «Единоеокнодоступак образовательнымресурсам»- http://windows.edu/ru
  2.      «Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов» — http://school-collektion.edu/ru
  3.      «Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов» — http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): умение, выполнение заданий учителя, установленное правило работы, практическая работа, урок знания, учебный материал, знание, мнение одноклассников, различный источник информации, результат работы.

Похожие статьи

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Учитель должен создать на уроках такую учебную среду и атмосферу, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит

При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности».

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках...

Огромный поток информации в школе, объёмные домашние задания, не вошедший в урок учебный материал и переложенный в статью «домашнее задание».

Работа с электронным текстом, который легко поддаётся переносу и практически любой обработке.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Однако знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а полученная информация ложится ненужным балластом на память обучаемых.

Сформированное на интуитивном уровне практическое умение правильно рассуждать, свойственное едва ли не каждому учителю...

Учебный сайт как инструмент организации элемента...

Одной из удобных форм работы современного учителя — личный учебный интернет-сайт, который может помочь учителю лучше организовать обучающую и контрольно-оценочную деятельность как теоретических знаний, так и практических умений. (Рисунок 1.)

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий. Самостоятельность. Именно при использовании групповой формы работы каждый учащийся самостоятельно добывает знания...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

При закреплении знаний и умений целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, развивая навыки конструктивного общения. При этом большое значение имеет вариативность упражнений и заданий...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Знания, умения и навыки не имеют системного характера.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.

Умение создать учебно-познавательную атмосферу.

Ситуационная задача как один из современных методических...

Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.

Похожие статьи

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Учитель должен создать на уроках такую учебную среду и атмосферу, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит

При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности».

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках...

Огромный поток информации в школе, объёмные домашние задания, не вошедший в урок учебный материал и переложенный в статью «домашнее задание».

Работа с электронным текстом, который легко поддаётся переносу и практически любой обработке.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Однако знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а полученная информация ложится ненужным балластом на память обучаемых.

Сформированное на интуитивном уровне практическое умение правильно рассуждать, свойственное едва ли не каждому учителю...

Учебный сайт как инструмент организации элемента...

Одной из удобных форм работы современного учителя — личный учебный интернет-сайт, который может помочь учителю лучше организовать обучающую и контрольно-оценочную деятельность как теоретических знаний, так и практических умений. (Рисунок 1.)

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий. Самостоятельность. Именно при использовании групповой формы работы каждый учащийся самостоятельно добывает знания...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям

Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

При закреплении знаний и умений целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, развивая навыки конструктивного общения. При этом большое значение имеет вариативность упражнений и заданий...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Знания, умения и навыки не имеют системного характера.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.

Умение создать учебно-познавательную атмосферу.

Ситуационная задача как один из современных методических...

Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.

Задать вопрос