Компетентностный подход в высшем образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 14.07.2015

Статья просмотрена: 3180 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Компетентностный подход в высшем образовании / А. А. Хусаенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/243/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Опережающий характер профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня», в том числе за счет повышения его адаптационных возможностей. Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие. С практической точки зрения смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым дополнение «знаниевого» подхода в образовании «компетентностным». Понятие компетентности обеспечивается в БГМУ за счет 3 основных аспектов:

1)     овладение нужными умениями и навыками,

2)     юридического соответствия,

3)     достаточного опыта для занятий профессиональной деятельностью.

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. е. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:

        компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

        компетенции в сфере общественной деятельности направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива;

        компетенции в сфере трудовой деятельности позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации;

        компетенции в сфере культурной деятельности включающие возможность рационального выбора путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности;

        компетенции в бытовой сфере включающие аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья.

Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным формирование на их основе профессиональных компетенций специалиста. Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников осуществляется путем использования технологий активного обучения:

        решения ситуационных задач с самостоятельным поиском данных в нормативных учебно-методических материалах и других источниках информации;

        исследовательских работ студентов (под контролем преподавателя и самостоятельно);

        выполнения курсовых работ, составление научных обзоров и рефератов.

Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией — «принципы и методы доказательной медицины).

Преподавание ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами на всех кафедрах, входящих в систему подготовки выпускников, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике кафедр психологии и философии, дисциплины элективов, социально-психологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, этика и эстетика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора, социокультурное основание медицинских знаний предназначены для целенаправленного формирования у студентов умения взаимодействовать с самим собой, с коллегами, с социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность. Стимулирование преподавателями личностного роста студентов, создание условий для повышения их психологического возраста, осознания собственной системы ценностей, в логике которых принимаются каждодневные решения, являются необходимым требованием к технологии проведения практических занятий на всех кафедрах додипломного этапа обучения.

Использование методики предметно-профессионального обучения обеспечивает реализацию принципа фундаментализации додипломного этапа образования. На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» (теоретических положений, фактических данных, методических приемов, технических средств и т. п.) всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.

На всех кафедрах БГМУ для обучения и контроля знаний студентов, кроме традиционных методов обучения, широко используются, решение кейс-заданий, проведение деловых игр. На клинических кафедрах обязательным является написание и последующий разбор анализа истории болезни.

Организационные формы обучения студентов на клинических кафедрах основаны на принципе «приближения студентов к постели больного» и увеличении количества нозологических форм, демонстрируемых на практических занятиях. Процесс познания при этом движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами: констатацией (регистрацией) фактов и их теоретическим осмыслением, изучением нозологических форм и выработкой критериев постановки диагноза с определением методов и тактики оперативного лечения. Разрешение противоречий между субъективной оценкой студента и объективными данными о больном (результат знаний о заболевании, физикального обследования и данных инструментальных методов исследования) при постановке диагноза и выработке тактики лечения происходит на основе современных знаний общих закономерностей возникновения и течения типичных патологических процессов, позволяет формировать у студента клиническое мышление.

Для подготовки выпускников практикуются различные формы привлечения работников практического здравоохранения к учебному процессу:

  курация/работа студентов во время учебной и производственной практики;

  привлечение сотрудников базовых лечебных учреждений (больниц, поликлиник) к учебному процессу на кафедрах;

  включение представителей практического здравоохранения в состав итоговой Государственной аттестационной комиссии.

Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов — элективов. На протяжении ряда лет кафедры проводят работу по разработке тем и реализации в учебном процессе обучения по программам элективов. Практически все дисциплины элективов проводятся в соответствии с разработанными на кафедрах университета рабочими программами элективов. Некоторые элективы проводят приглашенные ученые, специалисты научно-исследовательских институтов и других научных учреждений. Привлечение ведущих специалистов к проведению элективов несомненно повышает их значимость.

В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя, овладению современной медицинской аппаратурой, вычислительной техникой. Учебная работа традиционно ведется на высоком методическом уровне с использованием современных технологий обучения, а коллективы кафедр постоянно проводят работу по совершенствованию методов и форм организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями обновленных нормативных документов: учебного плана, учебных программ и образовательных стандартов.

Методической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов складывается из самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы и находится под контролем преподавателей кафедр.

На старших курсах студенты в качестве самостоятельной работы могут проводить экспертизу качества ведения историй болезни, разбор сложных клинических случаев и т. д.

На многих кафедрах, обеспечивающих образовательную деятельность по медицинским и фармацевтическим специальностям внедряются современные электронные технологии для формирования и активного использования информационной базы данных.

Технические средства обучения постоянно модернизируются: дополняется видеотека, широко внедрена иллюстрация учебного материала с помощью проекционного оборудования, интерактивных досок и т. д.; пополнен набор манекенов, в т. ч. произведенных в Норвегии, для обучения студентов мануальным методам сердечно-легочной реанимации, оборудованы новые фантомные классы. На ряде кафедр создаются и активно используются обучающие и контролирующие компьютерные программы.

В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса по специальностям. Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения.

Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, кафедра, компетенция, образовательный процесс, профессиональная деятельность, кафедра университета, практическое здравоохранение, профессиональная ситуация, самостоятельная работа, учебный процесс.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка, профессиональные качества, ответственность.

Роль практики в формировании профессионального становления...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формы организации практической работы студентов...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения. Развитие творческой активности студентов в условиях...

Значения кейс-технологий в обучении студентов на кафедре...

практическая ситуация, студент, бальная система, внелегочная система, кафедра фтизиатрии, решение, самостоятельная работа, учебное пособие, учебный процесс.

Роль самостоятельной работы студента в подготовке...

Аудиторная самостоятельная работа. СРС в учебное время включает работу на лекциях и практических занятиях, которую можно проводить в различных формах: «мозговой атаки», дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций и т. д...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, самостоятельная внеаудиторная работа, студент, компетенция, задача

Управление самостоятельной работой студентов... Внеаудиторная самостоятельная работа — это работа студента по заданию преподавателя...

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка, профессиональные качества, ответственность.

Роль практики в формировании профессионального становления...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формы организации практической работы студентов...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения. Развитие творческой активности студентов в условиях...

Значения кейс-технологий в обучении студентов на кафедре...

практическая ситуация, студент, бальная система, внелегочная система, кафедра фтизиатрии, решение, самостоятельная работа, учебное пособие, учебный процесс.

Роль самостоятельной работы студента в подготовке...

Аудиторная самостоятельная работа. СРС в учебное время включает работу на лекциях и практических занятиях, которую можно проводить в различных формах: «мозговой атаки», дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций и т. д...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, самостоятельная внеаудиторная работа, студент, компетенция, задача

Управление самостоятельной работой студентов... Внеаудиторная самостоятельная работа — это работа студента по заданию преподавателя...

Задать вопрос