Дифференцированный подход в обучении одаренных учащихся русскому языку и литературе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Омарова Б. И. Дифференцированный подход в обучении одаренных учащихся русскому языку и литературе // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4232/ (дата обращения: 24.07.2019).



В современном казахстанском обществе бурно идет процесс обновления содержания образования. Локомотивом образования являются Назарбаев Интеллектуальные школы. Миссией нашей Назарбаев интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Караганды является обучение одаренных детей нашего региона. Воспитание и обучение одаренных детей − большая и трудная задача для учителей. Одним из направлений развития одаренной личности является дифференцированное обучение.

Целью нашей статьи является познакомить коллег с опытом работы по применению дифференцированного подхода при обучении русскому как второму учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Караганды.

Актуальность данного вопроса является неоспоримой, поскольку обучение одаренных детей без учета их индивидуальных особенностей невозможно. Вопросы индивидуализации и дифференциации обучения очень тесно взаимосвязаны.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах».

Как мы видим, в данном случае, дифференцированное обучение, его также называют внешней дифференциацией — это более широкое понятие, а дифференциация или дифференцированный подход (внутренняя дифференциация)- более узкое понятие. Мы в своей статье будем говорить о дифференцированном подходе.

К дифференцированному подходу учитель обращается тогда, когда осознает, что задания, ориентированные на «среднего» ученика, вызывают скуку у некоторых детей, а иные и этого не хотят выполнять. Учитель, который хочет учитывать потребности учащихся при обучении, обязательно задумается о дифференцированном подходе. Он также должен осознавать, что за один-два урока добиться результатов невозможно. Это трудный процесс, требующий от учителя упорства и усилий. Потребность в применении дифференцированного подхода чаще возникает у учителя, способного к рефлексии своей деятельности. Значит, такой учитель понимает, с какой целью он применяет дифференцированный подход.

Применение дифференцированного подхода позволяет учителю создать в классе ситуацию, способствующую повышению мотивации, интереса к предмету, развитию способностей, заложенных в ученике, созданию благоприятной психологической среды для учебной деятельности, установлению доверительных отношений между участниками образовательного процесса.

Самым распространенными видами дифференциации являются дифференциация по уровню умственного развития (в данном случае обученность) и дифференциация по интересам, которая способствует развитию задатков и способностей. Первый вид помогает избежать уравниловки среди учащихся, а также позволит учителю помогать нуждающемуся в помощи ребенку и раскрыть возможности успешного ученика. Второй вид дифференциации создает отличные условия для развития индивидуальных способностей учащегося, развивая мотивацию к изучению данного предмета. Также плюс заключается в том, что он может ориентировать ученика на будущую профессию. В настоящее время каждый учитель понимает, что качественное обучение невозможно представить без учета индивидуальных особенностей, но только систематическое применение дифференцированного подхода дает успешные результаты в обучении.

В условиях общеобразовательных школ целесообразно проведение уровневой дифференциации, поскольку в таких школах контингент учащихся разный: есть хорошо подготовленные учащиеся, которые способны работать самостоятельно, есть учащиеся, нуждающиеся в поддержке учителя и одноклассников. В данном методическом пособии представлены задания по уровням сложности, но при этом эти задания чаще основаны на одном контексте, т. е. на одном учебном материале.

При обучении учащихся русскому языку как второму мы применяем и уровневую дифференциацию, и дифференциацию по интересам.

Часто бывает так, что учителя, проводя взаимообучение в классе, используют потенциал успешных учащихся. Но это не означает, что учителя должны забывать о потребностях одаренных детей. Применяя дифференцированный подход, учитель должен создавать такую среду обучения, где слабые чувствуют поддержку и со стороны учителя, и со стороны своих одноклассников, а сильные должны стать еще успешнее, утверждаясь в своих способностях. Это требует от учителя тщательного планирования этапов урока в соответствии с целями обучения, заранее определить, на какой стадии проводить дифференциацию, поскольку дифференциация — это не самоцель. Внимательное изучение способностей (диагностика) и составление по ним заданий обеспечит успех дифференцированной работы на уроках русского языка. Дети могут иметь разные способности: кто-то успешен в рисовании, кто-то в сочинительстве, а кто-то любит инсценировать. Учитель может удовлетворить потребности одаренных учащихся, предоставив ему возможность развивать свой художественные способности. Предшествующим этапом дифференцированной работы должна стать диагностика одаренности ребенка. Есть много методик выявления одаренности учащихся, мы выбрали методику «Карта одаренности» А. И. Савенкова https://studme.org/1132090424158/pedagogika/diagnostika_detskoy_odarennosti). Можно эту работу проводить совместно с психологической службой школы, она проводит диагностику учащихся при помощи методики Г.Гарднера «Теория множественности интеллекта».

При изучении раздела «Вода-источник жизни» в 8 классе мы провели урок на тему «Дефицит воды в Казахстане», направленный на развитие творческих способностей учащихся с применением дифференцированного подхода. Результаты анкетирования показали, что в классе есть дети, которые очень любят рисовать, сочинять и инсценировать. Цель обучения по учебному плану: 8.Г4. создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и /или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений. Развитие навыка говорения мы решили реализовать через ту деятельность, которая им нравится. Обязательным условием было, что дети хорошо знают структуру текста рассуждения. На уроке перед учащимися поставили проблемный вопрос: «Какой способ экономии воды может решить проблему дефицита воды в быту?». Сначала все учащиеся в роли рационализаторов придумывали предмет/приспособление, который экономит воду в домашних условиях. Затем они были переформированы в группы по интересам. Чтобы реализовать цель обучения, разработали дифференцированные задания с учетом потребностей учащихся. Задание для тех, кто любит рисовать, заключалось в том, что «проектировщики» сначала рисуют эскиз предмета/приспособления для экономии воды, затем представляют его. Описывая его и демонстрируя принцип работы, учащиеся строят текст рассуждения с элементами описания. Дети, которые любят самовыражаться через сценическое искусство, т. е. рекламщики, рекламируют данный предмет/приспособление, используя текст рассуждения. Они приводят аргументы тому, каким образом это приспособление способствует экономии воды. Учащиеся, которые любят сочинять, выступают с новостным сообщением о рационализаторском предложении учащихся НИШ ХБН г. Караганды по типу повествования с элементами рассуждения.

Применение такого дифференцированного задания создало комфортные условия для детей с разными интересами и способствовало достижению цели обучения: дети отлично справились с заданиями.

Также мы в своей практике используем дифференцированные задания на усложнение материала для одаренных детей. Задания имеют три уровня сложности.

Задания уровня А требуют умения применять знания на высоком творческом уровне. Задания уровня В представляют собой продуктивные задания и требуют применения полученных знаний. Задания уровня С представляют собой репродуктивные задания, направленные на воспроизведение. Часто к заданиям этого уровня прилагаются опорные слова, таблица, тексты и т. д. В условиях Назарбаев Интеллектуальной школы мы не распределяем детей строго по уровневым группам и не ставим цели перехода учащихся из одной группы в другую, так как все учащиеся одаренные, другое дело, что у них разный уровень подготовленности. Мы рекомендуем более гибкую модель дифференциации, которая позволяет проводить эту работу без социального напряжения в классе. Поэтому мы предоставляем учащимся возможность выбора заданий.

Например, при изучении раздела «Космос» по чтению (ЦО8.3.4.1-использовать виды чтения, включая аналитическое) учащимся были предложены дифференцированные задания к тексту «Земля и Марс». Данные дифференцированные задания рассчитаны на учащихся с разным уровнем подготовленности. Задание уровня С позволяет учащимся выбрать ответ из предложенных, т. е. выполнить тест со множественным выбором ответов, задание уровня В требует применения имеющихся знаний, а задание уровня А требует ответа на логические вопросы и подойти к выполнению творчески.

Уровень A

  1. Докажите, почему название «Чем похожи Земля и Марс»? подходит к этому тексту.
  2. Перечислите факты, доказывающие сходство двух планет.
  3. Объясните значение и происхождение слова «ландшафт» и составьте с ним предложение.
  4. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Почему на Марсе нет и не было жизни»?

Уровень В

  1. Придумайте заголовок к тексту____________________________.
  2. Сформулируйте основную мысль текста_____________________.
  3. Объясните значение слова «ландшафт» и составьте с ним словосочетание.

Уровень C

  1. Выберите заголовок к тексту:

a) Чем похожи Земля и Марс?

b) Марс — удивительная планета

c) Земля − планета Солнечной системы.

  1. Определите основную мысль текста:

a) Марс схож с Землей своей сезонностью.

b) Земля и Марс имеют очень много сходств.

c) На Марсе часто происходят пылевые вихри.

  1. Как вы понимаете смысл слова «ландшафт»?

a) животный мир

b) растительный мир

c) вид земной поверхности

Практика показывает, что одаренные учащиеся в основном выбирают задания высокого уровня А или уровня В. Учащиеся, выбравшие задания уровня В, затем обязательно выполняют задания повышенной сложности. То есть, применяя дифференцированный подход, мы также учитываем принцип таксономии Блума. Опыт позволяет сказать, что применение дифференцированного подхода благотворно влияет на развитие интеллектуальных и художественных способностей одаренных учащихся. Дифференциация в обучении повышает мотивацию учащихся, создает комфортные условия, придавая уверенность учащимся. Дифференцированный подход в обучении одаренных необходим, и он дает положительные результаты.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса.- Москва, Народное образование, 1998.
  2. Лошнова О. Б. Уровневая дифференциация обучения. — М., 1994.
  3. Омарова Б. И. и др. Применение дифференцированного подхода в обучении русскому как второму, Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2018

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос