Система профориентации в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бухтоярова Н. А., Романова О. Н. Система профориентации в школе // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4215/ (дата обращения: 24.07.2019).



Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, выбор профессии, профессиональное самоопределение старшеклассников.

При обсуждении образовательных стандартов заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова заявила, что в современных экономических условиях образовательной системе и рынку труда необходима трансформация. Новый поход в подготовке кадров требует «человекоориентированности и массовой персонализации», которые позволят раскрыть потенциал каждого работника.

Одна из главных задач ближайшего времени − уменьшение разрыва между требованиями экономики и подготовкой кадров. Совсем недавно появилось движение WorldSkills, которое показывает опыт профессиональной подготовки специалистов разных стран.

Успешность профессионального самоопределения выпускников школ является одной из важнейших задач отечественного образования. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По подсчетам отечественных ученых, верный выбор профессии в несколько раз повышает производительность труда.

В настоящий момент психологи авторитетно заявляют, что школа готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95 % того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует. Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15 % ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12–15 % обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. [2.]

Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда вырастут дети, которые сегодня идут в школу. Выбор профессии принято рассматривать как взаимодействие двух сторон: школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему своего профессионального выбора призвана профориентация.

Профессиональная ориентация — это оказание помощи школьникам в выборе профессии, наиболее отвечающей его индивидуальным особенностям, склонностям и способностям.

Проблему профессионального самоопределения старшеклассников необходимо рассматривать в контексте потенциальности развития субъекта профессионального труда. Поэтому профессиональное самоопределение является творческим актом развития личности в профессии.

Структура профессионального самоопределения выглядит следующим образом:

1-й этап: (субъективное): понять состояние собственных потребностей, норм, способностей в контексте их соответствия или несоответствия. Если есть несоответствие, постараться его устранить или уменьшить;

2-й этап: (объективное): понять требования будущей профессии, степень информационной и технологической насыщенности процесса профессионального самоопределения;

3-й этап (соответствие субъективного и объективного): сопоставить состояние собственных потребностей, целей, норм, способностей с требованиями будущей профессии, стремиться к устранению несоответствия (проблемности) между объективными требованиями выбранной профессии и своим реальным состоянием как субъекта профессионального самоопределения [1.].

В свою очередь обобщение различных точек зрения различных исследователей позволяет определить, что психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников — это вид межличностного взаимодействия между педагогом в образовательном процессе, направленный на помощь субъекту обучения в формировании и развитии его знаний, умений и способностей, необходимых для успешного профессионального самоопределения, а также чувства уверенности в себе, в своих возможностях.

На данный момент модель педагогической поддержки, разработанная в школе обеспечивает: формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями; информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах.

В школе реализуется программа профориентации на уровне основного общего образования. В рамках этой программы рассматриваются три основных направления оказания подростку помощи по проектированию и реализации дальнейшего образовательно-профессионального маршрута.

Первое направление предусматривает работу педагога –психолога, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение процесса. Такое сопровождение не сводится к привычным педагогическим ролям классного руководителя, воспитателя, по организации мероприятий по профессиональной ориентации подростков и предпрофильного обучения. Данный вариант привлечения специалистов предполагает их ключевую роль при создании индивидуально-образовательно-профессионального маршрута.

Второе направление — выделение координатора по профориентационному взаимодействию в рамках школы в целом и определение исполнителей отдельных элементов работы по профориентационной деятельности.

Третье направление предполагает профориентационную работу в сети организаций общего и дополнительного образования, использующих для этой цели кадровые и материально- технические ресурсы, общеобразовательный и профориентационный потенциал. Особое внимание уделяется дистанционному взаимодействию различных образовательных организаций с использованием телекоммуникационных средств.

Программа предусматривает следующие нововведения в воспитательно- образовательный процесс:

– изучение региональных и муниципальных приоритетов рынка профессий;

– организацию системы проектирования и реализации профориентационных элективных курсов, значимых для разработки персонального образовательно-профессионального маршрута;

– создание у учащихся профориентационно значимого социального опыта в ходе организации проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и профессиональных проб;

– интеграцию ресурсов школы и учреждений дополнительного образования, привлечение других социальных партнёров;

– информационно-справочную и просветительскую работу для оказания помощи в социально-профессиональном самоопределении и расширения изначальных возможностей каждого обучающегося;

– регламентирование применения декларативно-агитационных, рекламных, диагностико- консультационных инструментов, используемых педагогами, психологами по правовой защите обучающихся с расширением применения средств психологической и морально-эмоциональной поддержки обучающихся;

– организацию взаимодействия педагогов, реализующих профориентационную работу, с родителями;

– привлечение ресурсов дополнительного образования, совместное участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий: тематических вечеров, диспутов, семинаров, конференций, предметных недель, посещение музеев, театров, выставок, объектов территориального производственного окружения.

Программа реализуется в два этапа. На первом этапе, в 5–7 классах, происходит формирование у подростков профессиональной направленности; осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Второй этап Программы, этап предпрофильной подготовки (8–9 классы), — это период развития профессионального самосознания, формирования у подростков личностного смысла в выборе направления образования, умения соотносить общественные цели выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях и реальными возможностями.

Важнейшим элементом данного этапа становится курс «Профессиональное самоопределение» в 9 кл. (35 ч.), который знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения о выборе как конкретного профиля, так и пути дальнейшего образования. Курс базируется на трёх аспектах профориентационной работы:

1) специально организованное практическое знакомство с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению;

2) информационная поддержка выбора профиля дальнейшего образования;

3) применение наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. [3. 63.]

В результате изучения данного курса у школьников планируются следующие результаты:

– знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

– представления о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

– умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

– умения ставить цели и планировать действия для их достижения;

– умения выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Профессиональное самоопределение является творческим актом развития личности в профессии, именно поэтому Президент WorldSkills International Саймон Бартли уверен, что практику профессиональных конкурсов необходимо применять в каждой стране мира: «Мы меняем систему образования и, таким образом, меняем мировую экономику, делая ее крепче, сильнее, совершеннее для нашего общего большого будущего. Мы должны объединиться и постоянно взаимодействовать, работать сообща» система общего и профессионального образования.

Литература:

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2004. — 522 с.
  2. Петрановская Л. В. // Мы готовим детей к позавчерашнему миру https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/
  3. Родичев Н. Ф. Программа профессиональной ориентации обучающихся. // Сборник программ. М.: Просвещение, 2003. С 61–79.

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, профориентационная работа, выбор профессии, профессиональное самоопределение старшеклассников

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос