Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Чижова Е. В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (дата обращения: 16.12.2019).



Ключевые слова: объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, окружающий мир, пространственно-образное мышление, пространственное восприятие, родной город.

Объёмно-пространственное мышление — это мыслительные процессы человека, спецификой которых являются образ, пространство и пространственные отношения. Формирование данного вида мышления происходит благодаря зрительному и пространственному восприятиям окружающего мира. Под зрительным восприятием понимается многосложный процесс построения видимого образа. Пространственное восприятие оперирует величиной и формой предметов окружающего мира, их взаимным расположением.

Объемно-пространственного мышление включает в себя целесообразность, рациональность, нестандартное решение поставленных задач, чувство гармонии, гибкость мышления и тесно связано с конструктивными способностями человека.

Большую роль в развитии объёмно-пространственного мышления играет макетирование, конструирование, моделирование, лепка и другие виды творческой деятельности учащихся.

В разработке проблемы развития объемно-пространственного мышления большое значение имеют работы Р. Арнхейма, А. В. Бакушинского, Б. М. Величковского, Б. В. Раушенбаха, А. Э. Симановского, А. Я. Цукарь [3,5,6, 14, 15].

Проблему влияния возрастных особенностей обучающихся на развитие объемно-пространственного мышления, на их изобразительную деятельность изучили О. А. Авсиян, Н. Н. Анисимовым, Г. Г. Ившиной, С. П. Рощиным [1, 2, 9, 12].

На возможность развития объемно-пространственного мышления у любого человека при целенаправленном педагогическом воздействии указывают исследования Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко [4,7, 8].

Проблема взаимосвязи пространственного мышления с учебной успеваемостью обучающихся разных возрастов рассмотрена в диссертации С.А Коногорской [10].

На занятиях по архитектурному проектированию формируется пространственно-образное мышление, углублённо изучается история мировой архитектуры, где более сильное внимание уделяется изучению отечественной и региональной архитектуре, на примере культурно-исторических памятников, с использованием интегрированных занятий. Формированию пространственно-образного мышления и проектно-конструктивной деятельности также способствуют затронутые в течение обучения вопросы начертательной геометрии, конструкции, формообразования, материаловедения, предметного дизайна, инфраструктуры и урбанистики родного города.

Каждое занятие по архитектурному проектированию включает в себя определённую смысловую нагрузку, идею, отдельные темы из области архитектуры и дизайна. В обучении используются презентации, видео, пленэры, различные архитектурные конкурсы, экскурсии, выставки. Ученики знакомятся с профессией архитектора, учатся осознанно относиться к окружающей среде и родному городу. Ребята изучают и создают своё городское пространство, осваивают навыки макетирования и художественной обработки различных экспериментальных материалов.

Таким образом, для того, чтобы учащийся успешно осваивал любой вид деятельности, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, объёмно-пространственным мышлением. Исходя из исследований педагогов и психологов, можно сказать, что, если пространственное мышление плохо сформировано, это сказывается на освоении окружающего мира, ориентации и социализации в обществе, а также влияет на уровень его интеллектуального развития и освоение новых предметов.

Объёмно-пространственное мышление является разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой сложно решить многие жизненные задачи. Объёмно-пространственное мышление определяет способность мыслить о предмете, объекте проектирования в объёме и пространстве. От данного вида мышления зависит то, насколько он наблюдателен, умеет точно представить проектируемый объект, разработать образ в практической деятельности, успешность его профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Авсиян, О. А. Композиция. На пути к творчеству / О. А. Авсиян. — М.: Линор, 2004.
  2. Анисимов, Н. Н. Основы рисования / Н. Н. Анисимов. — М.: Стройиздат, 1977–168с.
  3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/ Шестакова В. П. — М., Прогресс, 1974–392 с.
  4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб., 2001.
  5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание/ А. В. Бакушинский. — М.: Новая Москва, 1925. — 240 с
  6. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. — М.: Смысл / Академия, 2006.
  7. Венгер, Л. А., Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Бардина Р. И. Программа «Одарённый ребёнок»/ Л. А. Венгер. — М.: «Новая школа», 1995.
  8. Зинченко, В. П., Моргунов, Е. Б. Человек Развивающийся / В. П. Зинченко. М., 2001.
  9. Ившина, Г. Г. Перспектива / Г. Г. Ившина. — СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2005–246с.
  10. Коногорская, С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: Автореф. дис. …канд. псих. наук / С. А. Коногорская. — М., 2015. — 23с.
  11. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах, — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320 с.
  12. Рощин, С. П. Живопись. Основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / С. П. Рощин. — М.: Центр Медиа Проектов АБФ, 2008. — 215 с.
  13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб.: 2008. — 720 с.
  14. Симановский, А. Э. Развитие пространственного мышления ребёнка / А. Э. Симановский. — М.: Рольф,2000. 9,3 п.л.
  15. Цукарь, А. Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике / А. Я. Цукарь. — Новосибирск, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): объемно-пространственное мышление, окружающий мир, родной город, пространственное восприятие, пространственно-образное мышление, архитектурное проектирование, вид мышления, пространственное мышление.

Ключевые слова

окружающий мир, пространственное восприятие, родной город, объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, пространственно-образное мышление

Похожие статьи

Развитие пространственного мышления у студентов в начале...

Для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация, необходим особый вид мыслительной деятельности – пространственное мышление. При помощи пространственного мышления можно проводить манипуляции с...

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

В процессе обучения черчению задействуются внимание, память, мышление и т. д. В данной статье изложены рекомендации по методике обучения черчению на примере темы «Виды». Если применить данные рекомендации в процессе обучения...

Формирование пространственного мышления на уроках...

Наглядно-образное мышление. это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей...

Развитие пространственного мышления школьников

В современном курсе школьной геометрии в части развития пространственного мышления сделан большой упор на овладение простыми геометрическими понятиями, а также на навыки решения вычислительных задач без дополнительной возможности исследования взаимного...

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Данная статья посвящается развитию так называемого пространственного воображения, рисунку по представлению, развивающего возможности зрительной памяти, вместе с тем, обобщает понятие о трехмерном изображении формы...

Возможности развития пространственного мышления...

Развитие глазомера (также один из компонентов пространственного мышления). Тема «Векторы» также легче воспринимается

Данный вид спорта (с набором упражнений на развитие пространственного мышления) можно было бы ввести в школьную программу как...

Формирование пространственных представлений...

Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления.

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пространственное мышление студентов при изучении...

Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической инженерной деятельности по специальности «Технология машиностроения» в техническом вузе.

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Это композиционное мышление и умение изобразить средствами графики и пластики необходимый объект или пространство, что в свою очередь предполагает, с одной стороны — умение мыслить образно, обладание развитым объёмно-пространственным восприятием...

Похожие статьи

Развитие пространственного мышления у студентов в начале...

Для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация, необходим особый вид мыслительной деятельности – пространственное мышление. При помощи пространственного мышления можно проводить манипуляции с...

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

В процессе обучения черчению задействуются внимание, память, мышление и т. д. В данной статье изложены рекомендации по методике обучения черчению на примере темы «Виды». Если применить данные рекомендации в процессе обучения...

Формирование пространственного мышления на уроках...

Наглядно-образное мышление. это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей...

Развитие пространственного мышления школьников

В современном курсе школьной геометрии в части развития пространственного мышления сделан большой упор на овладение простыми геометрическими понятиями, а также на навыки решения вычислительных задач без дополнительной возможности исследования взаимного...

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Данная статья посвящается развитию так называемого пространственного воображения, рисунку по представлению, развивающего возможности зрительной памяти, вместе с тем, обобщает понятие о трехмерном изображении формы...

Возможности развития пространственного мышления...

Развитие глазомера (также один из компонентов пространственного мышления). Тема «Векторы» также легче воспринимается

Данный вид спорта (с набором упражнений на развитие пространственного мышления) можно было бы ввести в школьную программу как...

Формирование пространственных представлений...

Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления.

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пространственное мышление студентов при изучении...

Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической инженерной деятельности по специальности «Технология машиностроения» в техническом вузе.

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Это композиционное мышление и умение изобразить средствами графики и пластики необходимый объект или пространство, что в свою очередь предполагает, с одной стороны — умение мыслить образно, обладание развитым объёмно-пространственным восприятием...

Задать вопрос