Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Чижова Е. В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (дата обращения: 23.07.2019).



Ключевые слова: объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, окружающий мир, пространственно-образное мышление, пространственное восприятие, родной город.

Объёмно-пространственное мышление — это мыслительные процессы человека, спецификой которых являются образ, пространство и пространственные отношения. Формирование данного вида мышления происходит благодаря зрительному и пространственному восприятиям окружающего мира. Под зрительным восприятием понимается многосложный процесс построения видимого образа. Пространственное восприятие оперирует величиной и формой предметов окружающего мира, их взаимным расположением.

Объемно-пространственного мышление включает в себя целесообразность, рациональность, нестандартное решение поставленных задач, чувство гармонии, гибкость мышления и тесно связано с конструктивными способностями человека.

Большую роль в развитии объёмно-пространственного мышления играет макетирование, конструирование, моделирование, лепка и другие виды творческой деятельности учащихся.

В разработке проблемы развития объемно-пространственного мышления большое значение имеют работы Р. Арнхейма, А. В. Бакушинского, Б. М. Величковского, Б. В. Раушенбаха, А. Э. Симановского, А. Я. Цукарь [3,5,6, 14, 15].

Проблему влияния возрастных особенностей обучающихся на развитие объемно-пространственного мышления, на их изобразительную деятельность изучили О. А. Авсиян, Н. Н. Анисимовым, Г. Г. Ившиной, С. П. Рощиным [1, 2, 9, 12].

На возможность развития объемно-пространственного мышления у любого человека при целенаправленном педагогическом воздействии указывают исследования Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко [4,7, 8].

Проблема взаимосвязи пространственного мышления с учебной успеваемостью обучающихся разных возрастов рассмотрена в диссертации С.А Коногорской [10].

На занятиях по архитектурному проектированию формируется пространственно-образное мышление, углублённо изучается история мировой архитектуры, где более сильное внимание уделяется изучению отечественной и региональной архитектуре, на примере культурно-исторических памятников, с использованием интегрированных занятий. Формированию пространственно-образного мышления и проектно-конструктивной деятельности также способствуют затронутые в течение обучения вопросы начертательной геометрии, конструкции, формообразования, материаловедения, предметного дизайна, инфраструктуры и урбанистики родного города.

Каждое занятие по архитектурному проектированию включает в себя определённую смысловую нагрузку, идею, отдельные темы из области архитектуры и дизайна. В обучении используются презентации, видео, пленэры, различные архитектурные конкурсы, экскурсии, выставки. Ученики знакомятся с профессией архитектора, учатся осознанно относиться к окружающей среде и родному городу. Ребята изучают и создают своё городское пространство, осваивают навыки макетирования и художественной обработки различных экспериментальных материалов.

Таким образом, для того, чтобы учащийся успешно осваивал любой вид деятельности, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, объёмно-пространственным мышлением. Исходя из исследований педагогов и психологов, можно сказать, что, если пространственное мышление плохо сформировано, это сказывается на освоении окружающего мира, ориентации и социализации в обществе, а также влияет на уровень его интеллектуального развития и освоение новых предметов.

Объёмно-пространственное мышление является разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой сложно решить многие жизненные задачи. Объёмно-пространственное мышление определяет способность мыслить о предмете, объекте проектирования в объёме и пространстве. От данного вида мышления зависит то, насколько он наблюдателен, умеет точно представить проектируемый объект, разработать образ в практической деятельности, успешность его профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Авсиян, О. А. Композиция. На пути к творчеству / О. А. Авсиян. — М.: Линор, 2004.
  2. Анисимов, Н. Н. Основы рисования / Н. Н. Анисимов. — М.: Стройиздат, 1977–168с.
  3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/ Шестакова В. П. — М., Прогресс, 1974–392 с.
  4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб., 2001.
  5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание/ А. В. Бакушинский. — М.: Новая Москва, 1925. — 240 с
  6. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. — М.: Смысл / Академия, 2006.
  7. Венгер, Л. А., Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Бардина Р. И. Программа «Одарённый ребёнок»/ Л. А. Венгер. — М.: «Новая школа», 1995.
  8. Зинченко, В. П., Моргунов, Е. Б. Человек Развивающийся / В. П. Зинченко. М., 2001.
  9. Ившина, Г. Г. Перспектива / Г. Г. Ившина. — СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2005–246с.
  10. Коногорская, С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: Автореф. дис. …канд. псих. наук / С. А. Коногорская. — М., 2015. — 23с.
  11. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах, — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320 с.
  12. Рощин, С. П. Живопись. Основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / С. П. Рощин. — М.: Центр Медиа Проектов АБФ, 2008. — 215 с.
  13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб.: 2008. — 720 с.
  14. Симановский, А. Э. Развитие пространственного мышления ребёнка / А. Э. Симановский. — М.: Рольф,2000. 9,3 п.л.
  15. Цукарь, А. Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике / А. Я. Цукарь. — Новосибирск, 2002.

Ключевые слова

окружающий мир, пространственное восприятие, родной город, объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, пространственно-образное мышление

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос