Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 2509 раз

Библиографическое описание:

Бурнос, Г. Б. Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) / Г. Б. Бурнос. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4204/ (дата обращения: 18.04.2024).



Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического... она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И. А. Ильин.

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения. Сказка была очень серьезным делом. А затем, через сказку передавался накопленный опыт. Сама сказка становится объектом исследования-ребенок исследует волшебный мир и научается истине через анализ действий сказочных персонажей. Сказка расширяет и оживляет процесс познания. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Дидактизм сказки заключается в усвоении знаний и умений, применяемых при решении той или иной проблемы, с которой может столкнуться ребенок. Сказки являются величайшим хранилищем мудрости и опыта, а также в них большой информационный потенциал. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки могут стать источником проектной, исследовательской деятельности школьников) и используются с максимальной пользой. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72].

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества Сказка может стать музейным экспонатом. Конечно ее герои, которые имеют свои секретики и семейные истории. Например, самодельные новогодние игрушки, которые приносят из своих семейных архивов родители и дети- они важны не только тем, что красивы и значимы в историческом смысле, но и тем, что это своего рода проводник в историю, такие предметы помогают погружать ребенка в прошлую эпоху. Так важно ребенку подержать этот предмет в руках, попробовать взаимодействовать с ним, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Любой утилитарный предмет может стать основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию детей, развитию художественных, изобразительных навыков. Так, сейчас во многих группах есть музейные уголки, где «живут» сказки и сказочные персонажи, собираются тематические картинки, открытки, и даже коллекции фантиков с загадками по сказкам, есть экспозиция «Сказки из бабушкиного сундука», которая очень помогает дошколятам познакомиться и историей вещей.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра — это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т. д.

Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом, который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду музейная деятельность набирает силу. Она, как и театрализованная деятельность доступна и понятна детям, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Известный зоолог, доктор биологических наук А. Г. Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Чтение сказки — это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям — это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенность многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники.

В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. А это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. И приемы драматизации, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. Знакомя детей с природными явлениями, мы предлагаем познакомиться с капелькой из авторской сказки о Капельке, впоследствии эта тема получит дальнейшее развитие мотивируя наблюдательность детей за теми или иными природными явлениями. Важным моментом в этом знакомстве со сказкой является живое общение. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.

По словам В. Г. Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир, сказка помогает формировать личностную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, в зависимости от темы и содержания сказки заставляют задуматься, наводят на размышление, способствуют закреплению полученной информации в простой, и в то же время, яркой форме. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Работая со сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и воплощением, выявить творческие возможности детей, обогатить фантазию, раскрыть внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

Литература:

  1. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72.
  2. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: — «Линка-пресс», 2002.-200с.
  3. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№ 3.-с.80–83.
  4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
  5. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г. А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
  6. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2003.-72с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, окружающий мир, чтение сказки, внутренний мир ребенка, воспитание детей, картин природы, младший возраст, сама сказка, ценностный взгляд.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в познании окружающего мира...

Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о

Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о

Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней...

Традиционное использование русской народной сказки...

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение.

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Сказка — великая сила, но ребенка

Нравственное воспитание дошкольников посредством... Сказка входит в жизнь ребенка с...

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

Поэтому участие детей в проекте «К природе прикоснуться можно только сердцем» позволит им

Ведь через экологическую сказку в детях могут быть заложены начальные формы

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений...

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря

Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со

Познакомить детей с содержанием сказки, учить осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость

Со временем эти дети сами втянутся в процесс обсуждения.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о

Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю...

Экологическое воспитание — средство развития...

ребенок, сказка, экологическое воспитание, окружающий мир, эффективное средство

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая...

Похожие статьи

Роль художественной литературы в познании окружающего мира...

Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о

Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о

Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней...

Традиционное использование русской народной сказки...

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение.

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Сказка — великая сила, но ребенка

Нравственное воспитание дошкольников посредством... Сказка входит в жизнь ребенка с...

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

Поэтому участие детей в проекте «К природе прикоснуться можно только сердцем» позволит им

Ведь через экологическую сказку в детях могут быть заложены начальные формы

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений...

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря

Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со

Познакомить детей с содержанием сказки, учить осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость

Со временем эти дети сами втянутся в процесс обсуждения.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о

Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю...

Экологическое воспитание — средство развития...

ребенок, сказка, экологическое воспитание, окружающий мир, эффективное средство

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая...

Задать вопрос