Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова А. В., Париенко Т. Ю., Косенко С. А., Фролова Г. И., Стукова Н. А., Шевотлохова Е. А., Абрашко Е. Б., Федосеева Е. А. Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4195/ (дата обращения: 18.07.2019).



В последнее время об уровне цивилизованности Российского общества судят по поведению, подрастающего поколения, а также по уровню воспитанности молодежи. Изо дня в день в средствах массовой информации сообщается о преступлениях, которые совершены молодежью. Эта проблема не нова и для дошкольного образования. В каждом ДОУ имеется такая категория детей как «трудные». В педагогической литературе этому понятию дается следующее определение — отклонение от норм в поведении, неразвитость, невоспитанность. Так же вводится следующее понятие: «педагогически запущенные дети» [5].

Выводы, которые делают многие известные педагоги и психологи, свидетельствуют о том, что в истоках проступков несовершеннолетних лежат отклонения в поведении, учебной, игровой и других видах деятельности, которые чаще всего отмечаются в дошкольном возрасте. Данное направление отклоняющегося поведения часто берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (в основном, аномалий в семейном воспитании) приводит, в результате к стойкой недисциплинированности, а далее к различным формам антиобщественного поведения. Задержка в развитии правильного поведения, неумение подчиняться требованиям определенной деятельности (например, игровой) с течением времени перерастают в нежелание считаться с общественными нормами [2].

Педагог Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Известный зарубежный деятель М. Монтессори «сензитивным периодом», называет возраст от нуля до 5,5 лет. В психологическом словаре возрастная сензитивность — это определенный возрастной этап, это оптимальное сочетание условий для генезиса определенных психических свойств и процессов. Суждения многих ученых сходятся, в том, что дошкольный возраст более благоприятен для сенсорного формирования.

В раннем дошкольном возрасте происходит качественный переход в личностно — психологическом формировании. К началу данного этапа у него формируются такие познавательные процессы, как чувства, внимание, речь, предметное восприятие. В ходе воздействия с объектами он накапливает опыт, лексический запас, понимает обращенную к нему речь. В результате этих достижений ребёнок стремительно осваивает находящийся вокруг него мир, и в ходе данного освоения формируется восприятие [1].

Развитие восприятия имеет свои особенности, восприятие остается весьма несовершенным. Ребенок раннего возраста никак не способен методично обследовать объект и отметить различные его стороны. Он выхватывает какой-то более броский показатель и, реагируя на него, узнает объект. Непосредственно по этой причине на втором году жизни ребенок с удовольствием рассматривает иллюстрации, фото, не сосредоточивая внимания в пространственное размещение представленных объектов, к примеру, если книга находится вверх ногами. Он в одинаковой мере хорошо узнает окрашенные и контурные предметы, а кроме того, предметы, раскрашенные в необыкновенные тона. То есть тон ещё не стал для ребенка важнейшим признаком, характеризующим предмет [3].

Формирование предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью акцентировать и принимать во внимание непосредственно те сенсорные свойства предметов, которые обладают практической важностью с целью выполнения операций. К примеру, ребенок легко отличает небольшую ложечку, какой он кушает сам, от большой, какой пользуются старшие. Модель и размер объектов при потребности реализовать фактическое действие акцентируются правильно. Ведь, в случае если палка очень коротка, с её поддержкой никак не получится достать мячик. В прочих вариантах восприятие остается неправильным. Тон ребенком воспринимается сложнее так как, в отличие от фигуры и величины, никак не оказывает существенного влияния на осуществление действий. При восприятии видит только наиболее яркие свойства [3].

Промежуток раннего и младшего возраста, где интерес направлен на осваивание новых материалов, заинтересованность к краскам разъясняется перспективой получения на листе бумаги красочных цветных пятен. Чтобы успешно воплощать в жизнь воспитательную работу с детьми, надо иметь представление об индивидуальных особенностях каждого воспитанника [4].

Исходя из вышеизложенного, необходимо подчеркнуть, что учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование у обучаемых творческой и социальной активности, что в свою очередь обуславливается следующими социальными факторами:

− в настоящее время школам остро не хватает ориентированного процесса на развитие и саморазвитие личности, взаимного уважения учащихся и педагогов;

− главный в образовательном процессе ученик, как субъект познания;

− личностно-ориентированное обучение и воспитание является здоровье сберегающей технологией;

− нынешнее поколение дошкольников имеет такие свойства личности как независимость и психологическая раскрепощённость, что требует новых подходов и технологий во взаимоотношениях воспитанника и ребёнка.

Литература:

  1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016.
  2. Бондаренко Н. Н., Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок раннего возраста в дет. саду. — 2012. — № 4.
  3. Венгер, Л.А., Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 3.
  4. Гогоберидзе А. Г., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ.-2013
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозайка- синтез, 2014.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос