Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гафанович Е. Я., Cоколов И. М., Конобеева Е. В., Мартынович Т. В., Долгова Е. Л. Практический подход к имитационным методам обучения на примере деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения» // Образование и воспитание. — 2019. — №3. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/127/4165/ (дата обращения: 16.12.2019).



Практические занятия по дисциплине «факультетская терапия с курсом медицинской генетики» проходят циклами из 18 учебных дней, продолжительность занятия от 4 до 6 академических часов. Занятие в себя включает классические методы обучения: разбор темы путем опроса, курация больного, обсуждение пациента, тестирование по теме и т. д. Продолжительность каждого вида работы 40–60 минут. Каждый из данных видов деятельности трудоемкий и энергоемкий. На стадии утомления студентов необходимо задействовать альтернативные методики для сохранения эффективности усвоения материала. К методикам позволяющим поддерживать интерес студентов относятся различные деловые игры. Одна из них — это деловая игра «Пациент на этапе стационарного лечения».

Деловые игры вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Они имитируют реальные события, возникающие в профессиональной деятельности, и представляют собой самостоятельный метод обучения. Деловые игры дают возможность постадийно смоделировать любой процесс и показать обучающимся к каким конечным результатам приведут их решения. При обучении студентов методом деловых игр складываются благоприятные условия для раскрытия творческих способностей, возможностей логического мышления и быстрого формирования необходимых навыков в условиях фактического взаимодействия с единомышленниками. [1, c 33]

Имитация ситуаций профессиональной деятельности приближена к реальным ситуациям за счет выполнения каждым участником игры определенной роли. Также участники игры могут подходить к своей роли творчески, в результате чего могут появиться совершенно новые подходы к решению различного рода конфликтных ситуаций в ходе профессиональной деятельности. [2, с. 37]

Описание деловой игры:

Деловая игра имеет поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего. Обязательными элементами деловой игры являются: описание объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; система оценки хода и результатов игры, заранее разработанная и используемая в данной игре; правила, регулирующие ход игры; элементы соревнования. [2, с. 59]

В начале цикла преподаватель методом случайного выбора раздает студентам карточки с диагнозом, на подготовку к игре дается несколько дней. Сам преподаватель не знает какой «диагноз» у каждого конкретного студента. Студенты самостоятельно в течение нескольких дней продумывают свою легенду.

В условленный день преподаватель в качестве доктора ведет опрос по одному студенту в присутствие всей группы, не зная какой диагноз на карточке у данного студента. Вопросы строятся так словно это реальный пациент. Опрос занимает от 10 до 40 минут в зависимости от сложности и разветвленности «легенды». В конце опроса преподаватель и остальная часть группы должны угадать заданный диагноз и определить совместно соответствие легенды и диагноза полученной карточке.

Особенности деловой игры «Пациент на этапе стационарного лечения».

Обязательным условием данной игры является «нахождение пациента в стационаре», что подразумевает обращение пациента к врачам, трактовка их реакций, наличие диагностических и лечебных процедур, динамика самочувствия. Это условие заставляет студентов вспомнить свой практический опыт и внимательно относится к опросу реальных пациентов в течение цикла.

Опрос ведет преподаватель, обладающим «искусством» постановки вопросов и представляющий протекание заболевания со всеми организационными аспектами. Этот подход выявляет все неучтенные детали в «легенде», представления студентов о реальности, степень подготовленности.

Преподаватель и группа не знают «диагноз» конкретного студента, что вызывает интерес у всех участников — правильно угадать. Также это порождает дискуссию при сопоставлении догадок и заданного диагноза на карточке.

Огромное количество необходимых деталей дает пространство для творческого подхода. Студентам интересно придумывать обстоятельства происходящего. Например, вопрос преподавателя: «Когда впервые Вы почувствовали перебои в работе сердца?». Ответ студента: «Я работаю в библиотеке, мне понадобилось достать книгу с верхней полки, я встала на лестницу и тут почувствовала учащенное аритмичное сердцебиение».

Преподаватель задает вопросы практической направленности, что обуславливает рассмотрение деталей диагностических и лечебных процедур и по ходу обсуждения преподаватель уточняет, как это происходит на практике. Такая ситуативно-обусловленная подача информации лучше запоминается, чем обезличенное перечисление пунктов плана обследования и лечения.

Такой вид работы позволяет студентам обучаться «искусству» опроса.

Деловая игра обычно проводится после реализации основных этапов занятия на стадии утомления студентов, так как подготовка к игре проводится дома и не требует от студента работы с незнакомым ему материалом. Таким образом, удается поддерживать интерес студентов к обучению, тем самым обеспечивать эффективность усвоения материала.

В процессе реализации деловой игры проявляются такие функциональные характеристики, как целесообразность, целеполагание, управляемость, эволюционность, адаптивность, оперативность, катастрофичность, интерактивность, кульминация, которые обеспечивают фундаментальность и научность данной технологии. [2, с. 65]

Для изучения мнения студентов о проводимой игре было проведено анкетирование. В исследовании участвовало 50 студентов.

Анкета состояла из следующих вопросов:

1) Понравилось ли участие в игре?

2) Сложно ли было отвечать на вопросы преподавателя?

3) Считаете ли Вы, что хорошо подготовились к игре?

4) Много ли времени заняла домашняя подготовка?

5) Много ли пришлось импровизировать в процессе игры?

6) Считаете ли Вы свой клинический опыт достаточным для участия в подобной игре?

7) Оказались ли Ваши знания достаточно близки к практике?

8) Расширились ли Ваши практические представления по изучаемой теме?

9) Хотелось ли Вам проявить креативность в создании «легенды»?

10) Интересно ли было наблюдать за диалогом другого студента и преподавателя?

Подводя итог анализа результатов анкетирования студентов, можно выделить следующие положения:

1) игровой вид работы воспринимается положительно;

2) студентам нравятся творческие и нестандартные задания;

3) в течение игры приходится достаточно много импровизировать, что свидетельствует о разобщении теоретических и практических знаний;

4) студенты сожалеют о недостаточном практическом опыте;

5) игра развивает адаптивность и оперативнсть студентов;

6) в течение игры реализуется принцип целесообразности и целеполагания;

7) управляемость и эволюционность заложены в правилах игры;

8) процесс «отгадывания» диагноза в результате наблюдения за диалогом преподавателя и студента является кульминацией игры;

9) именно интерактивность игры позволяет достичь наибольшую эффективности в усвоение знаний.

Обсуждение впечатлений о деловой игре преподавателями проводилось в форме произвольных ответов на вопросы короткой анкеты:

1) Понравилось ли участие в игре?

2) Считаете ли Вы, что студенты «хорошо» подготовились к игре?

3) Много ли пришлось студентам импровизировать в процессе игры?

4) Оказались ли знания студентов достаточно близки к практике?

5) Наблюдали ли Вы творческий подход к созданию «легенды»?

6) Считаете ли Вы такой метод эффективным?

Итоги обсуждения можно резюмировать следующим образом:

– преподавателям нравится участвовать в играх, так как это вносит разнообразие в энергоемкий педагогический труд;

– студенты подготовились к игре «плохо», но интересно;

– студенты много импровизируют в течение игры, так как заранее не предполагают на какие вопросы нужно иметь заготовленные ответы, и это связано с небольшим клиническим опытом и недостаточным собственным умением опрашивать пациентов;

– теоретические знания по конкретным заболеваниям перевести в практические студентам сложно, часто ответы звучат фразами из учебного материала. Например: вопрос преподавателя — «Что Вас беспокоит?», ответ студента — «Меня беспокоит эмфизема легких».

– подход студентов очень творческий и это крайне интересно;

– метод эффективен с точки зрения интерактивности, выявляются слабые места в знаниях и подходах, которые удается восполнять в течения процесса игры.

Выводы:

Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта [1, c. 37], в процессе деловой игры происходит выявление пробелов в знаниях студентов, которые в запоминающейся форме могут быть восполнены. Данный вид игры дает возможность проявить личный творческий потенциал. Несмотря на участие всей группы представляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом с оценкой глубины знаний и умения ориентироваться в различных областях медицины. В данном формате происходит активная передача практического опыта от преподавателя к студентам.

Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что одним из важнейших принципов обучения действительно является связь теории с практикой. [4, c. 55]

Наличие обратной связи в имитационной системе (в данном конкретном случае — в деловой игре), благодаря неоднократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, накапливать опыт обучаться и на каждом последующем этапе обучения принимать более эффективные решения. [4, c. 55]

Игровые методики являются важным компонентом обучения, они позволяют выходить за стандартные рамки разбора тематик, поддерживать интерес студентов в течение всего занятия и использовать полноценно учебное время.

Литература:

  1. Лядова И. И. Деловая игра как эффективный метод обучения студентов. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1 (1). С. 33–37
  2. Павлов Е. Г. Деловая игра в образовании. Научный поиск. 2015. № 3.3. С. 37–38
  3. Чепрасова Т. В., Синева А. А. Деловая игра, как важный компонент современной дидактической системы ВУЗА. Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 58–66
  4. Дынина Н. В., Матинова Т. А., Тамберг О. А. Учебные кейсы и деловые игры в ходе научно-педагогической практики магистров. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2009. № 1. С. 40–55.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, студент, игра, преподаватель, течение игры, интерес студентов, профессиональная деятельность, стационарное лечение, творческий подход, практический опыт.

Похожие статьи

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения

Процесс проведения деловой игры должен быть организован таким образом, чтобы

Эффективность проведения занятия в форме деловой игры заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания

Опыт проведения (ДИ) показывает, что в оценивание деятельности участников игр необходимо

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в

1. цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

Деловая игра как способ развития социальной компетентности...

Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и...

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная...

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

Ролевая игра — это интерактивное занятие, где студенты приобретают знания и навыки

Деловая игра формирует умение переносить имеющиеся языковые и профессиональные

С самого начала преподаватель-модератор постоянно следит за ходом игры и всегда при...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Современные подходы подразумевают изменение ролевых позиций преподавателя и студентов.

Современные подходы подразумевают активный метод обучения, моделирует реальные условия профессиональной деятельности в виде деловой игры.

Похожие статьи

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения

Процесс проведения деловой игры должен быть организован таким образом, чтобы

Эффективность проведения занятия в форме деловой игры заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания

Опыт проведения (ДИ) показывает, что в оценивание деятельности участников игр необходимо

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в

1. цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

Деловая игра как способ развития социальной компетентности...

Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и...

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная...

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

Ролевая игра — это интерактивное занятие, где студенты приобретают знания и навыки

Деловая игра формирует умение переносить имеющиеся языковые и профессиональные

С самого начала преподаватель-модератор постоянно следит за ходом игры и всегда при...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Современные подходы подразумевают изменение ролевых позиций преподавателя и студентов.

Современные подходы подразумевают активный метод обучения, моделирует реальные условия профессиональной деятельности в виде деловой игры.

Задать вопрос