«Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 810 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Н. А. «Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / Н. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4145/ (дата обращения: 25.04.2024).



Каждый детский психолог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным, чтобы его удивить. Дети с огромным удовольствием приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы эффективно работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. В руках мастера это может быть любой предмет. В моем случае, этим предметом стала обыкновенная пуговица. Или точнее пуговицы, самые различные по величине, цвету и форме.

Очень широко используются пуговицы педагогами и психологами в работе с дошкольниками. И действительно, переоценить значимость развития мелкой моторики у детей 3–6 лет невозможно. От неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благоприятная социализация ребенка.

C:\Users\User\Desktop\Морозова Н.А\статья в журнал Образование и воспитание\Волшебные пуговицы и волшебники.JPG

Рис. 1. Волшебные пуговицы и «волшебники»

С воспитанниками дошкольного возраста активно применяю следующие игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук и усидчивости, снятию эмоционального напряжения:

«Сортировка» пуговиц по цвету, размеру, величине.

«Найди пару»: детям нужно подобрать пары одинаковых пуговиц.

«Продолжи ряд»: психолог начинает строить цепочку из разных пуговиц, ребенку необходимо продолжить ряд, соблюдая последовательность.

«Собери ожерелье» нанизывать пуговицы на нить или леску.

«С пальчика на пальчик»: суть игры в том, чтобы переместить на свой палец пуговицу, находящуюся на подушечке пальца другого игрока.

С целью стимуляции деятельности детей можно устраивать между игроками соревнование на скорость выполнения задания.

Работа с пуговицами оказывает удивительное релаксационное воздействие на организм ребёнка. Воспитанники с удовольствием делают «пуговичный массаж» благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Дети опускают руки в коробку с большим количеством пуговиц:

– поводят ладонями по поверхности;

– захватывают пуговицы в кулаки, чуть приподнимают и разжимают кулаки;

– погружают руки глубоко в «пуговичное море» и «плавают» в нем;

– трут пуговицы между ладонями;

– пересыпают их из ладошки в ладошку;

Особенностью своей работы пуговицами, считаю их использование со всеми возрастными категориями: не только с дошкольниками, но и с младшими школьниками, подростками и даже взрослыми.

С воспитанниками младшего школьного возраста применяю игры с пуговицами, способствующие овладению счётом, формирующие тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию, точность движений и внимание, математическое мышление. Упражняясь с пуговицами, младший школьник развивает усидчивость и произвольность психических процессов.

Применение пуговиц в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Работаю с детьми как индивидуально, так и в подгруппах. Применяю пуговицы на занятиях по формированию позитивных братско-сестринских отношений, способствуя сплочению детей-сиблингов. Игры позволяют выявить тип взаимодействия детей, сотрудничество, лидерство.

Вашему вниманию предлагаю подборку интересных игр для подгрупп с использованием пуговиц:

«У кого выше башня»: игра рассчитана на несколько человек, и для неё потребуются плоские пуговицы. Игроки по очереди кладут друг на дружку пуговицы. Кто разрушил башню, тот проиграл.

«Кто быстрее»: эта игра на внимательность и подходит для игры компанией. На стол высыпается много пуговиц, а ведущий дает задания, например, «Ищем самую большую пуговицу (или самую маленькую)», «Ищем пуговицу в виде цветочка».

«Чет-нечет» игра рассчитана на несколько человек, каждый из игроков зажимает в кулаке несколько пуговиц (используются мелкие пуговицы), и спрашивает у другого «Чет или нечет? (четное ли их количество он держит или нечетное)». Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает его пуговицы, если же неправильно, то проигрывает, и пуговицы остаются у первого игрока. В конце игры подсчитываются пуговицы у всех игроков, победителем становится игрок с наибольшим количеством пуговиц.

Большое разнообразие пуговиц позволяет мне использовать их для различных коррекционных и развивающих игр, а также для проведения диагностики.

Рисунок из пуговиц дает возможность проводить диагностику состояния эмоциональной сферы, детско-родительских отношений.

C:\Users\User\Desktop\Морозова Н.А\статья в журнал Образование и воспитание\Рисунок Моя семья.JPG

Рис. 2. Рисунок «Моя семья»

Детский рисунок — это великолепный способ узнать ребёнка «изнутри», его душу. В детском рисунке доминирует бессознательный фактор. Рисунок — не предмет сам по себе, а представления ребёнка о предмете. Чаще ребята отказываются рисовать привычными средствами: карандашами, фломастерами, красками, ссылаясь на то, что «Я не умею рисовать». На предложение «Нарисуй с помощью пуговиц, ты ведь никогда не рисовал ими» дети заинтересовываются и с большим удовольствием используют их в рисовании.

Существует масса приемов, в работе с пуговицами, позволяющих решить внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. Работа со страхом. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным.

Например, работая с воспитанницей по установлению контакта с кандидатом в приемные родители на помощь пришли «волшебные пуговицы». Девочка, занимаясь с пуговицами нарисовала ими паука, вокруг цветы, дом и деревья. И сказала: «Только паука я боюсь…» Внутренняя борьба — желание ребенка пойти в приемную семью и страх. В ходе терапевтической работы с педагогом-психологом девочка дорисовала розовые крылышки, и пугающий ранее паук стал не страшен. Воспитанница с улыбкой произнесла: «Он же веселый стал!»

  1. Упражнение под названием «Каляки-маляки». Воспитаннику предлагается нарисовать пуговицами бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.

В рисунках стоит обращать внимание на цвет, выбор цвета индивидуален для каждого ребенка. Рисование пуговицами дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; содействует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.

Специфика работы педагога-психолога в социальном учреждении подтолкнула меня использовать пуговицы для совместной деятельности кандидатов в приемные родители, опекунов с воспитанниками. При знакомстве, первой встрече с ребенком важно наладить контакт, но так бывает, что дети смущаются, ведут себя неуверенно. Впервые использовала пуговицы в работе по установлению эмоционального контакта детей и взрослых, и результат был удивительный! Игры, совместный рисунок, замечательным образом помогли раскрепоститься, снять внутреннее напряжение. И вот уже все весело смеются, чувствуют себя комфортно. Пуговицы являются доступным и эффективным инструментом для формирования гармоничных детско-родительских отношений, снятия эмоционального напряжения, а также приятного и полезного времяпровождения. Пуговичка является удивительным мостиком в отношениях людей.

C:\Users\User\Desktop\Морозова Н.А\статья в журнал Образование и воспитание\Совместная деятельность кандидатов в приемные родители с воспитанниками.JPG

Рис. 3. Совместная деятельность кандидатов в приемные родители с воспитанниками

Необходимо помнить, что все занятия с пуговицами должны проходить под контролем взрослых!

Не перестаю удивляться: «Всё гениальное просто!» применение пуговиц открыло передо мной — удивительный мир разнообразных идей и возможностей. Пуговицы стали моими большими помощниками в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): пуговица, ребенок, игра, воспитанник, детский рисунок, игрок, работа, рисунок, совместная деятельность кандидатов, эмоциональное напряжение.

Похожие статьи

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками...

Анализ полученных данных показал, что в группе детей ни один ребенок не показал высокого уровня сформированности умений взаимодействовать со сверстниками.

Менее половины детей показали низкий уровень сформированности умений взаимодействовать со сверстниками.

Совместная работа родителей и детей в рисовании

Совместное рисование взрослых и детей — важный стимул для укрепления дружеских отношений и доверия.

С 7–8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными. Приступая к совместной игре необходимо помнить о нескольких важных правилах.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста...

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи — повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать

В программе много подвижных игр, так как детям старшего дошкольного возраста присуща активная

Игрок-фигура изображает движениями и озвучивает своего персонажа так...

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

По итогам детских работ можно судить об эмоциональном состоянии ребенка, его внутреннем отношении к окружающим, в том числе и к самым близким. Врачи-психологи М. Либерман и Сели говорят о том, как и когда ребенок создает портрет противоположного пола.

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Проблема формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании детей предшкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемы художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры...

Похожие статьи

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками...

Анализ полученных данных показал, что в группе детей ни один ребенок не показал высокого уровня сформированности умений взаимодействовать со сверстниками.

Менее половины детей показали низкий уровень сформированности умений взаимодействовать со сверстниками.

Совместная работа родителей и детей в рисовании

Совместное рисование взрослых и детей — важный стимул для укрепления дружеских отношений и доверия.

С 7–8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными. Приступая к совместной игре необходимо помнить о нескольких важных правилах.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста...

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи — повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей...

Исследование творческого воображения у детей старшего...

Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать

В программе много подвижных игр, так как детям старшего дошкольного возраста присуща активная

Игрок-фигура изображает движениями и озвучивает своего персонажа так...

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

По итогам детских работ можно судить об эмоциональном состоянии ребенка, его внутреннем отношении к окружающим, в том числе и к самым близким. Врачи-психологи М. Либерман и Сели говорят о том, как и когда ребенок создает портрет противоположного пола.

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Проблема формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании детей предшкольного возраста является частью более широкой и значимой проблемы художественно-эстетического развития личности ребенка в период дошкольного детства.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры...

Задать вопрос