Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Пантелеева, Н. Г. Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской / Н. Г. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4143/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье раскрывается проблема повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской. Наследие крупного советского государственного деятеля в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современного отечественного образования. Многие идеи: подготовка педагогических кадров, модель профессиональной подготовки, требования к педагогу и др. не потеряли значения и в наши дни.

Ключевые слова: дошкольное образование, повышение квалификации, идеи Н. К. Крупской, личность педагога, высококвалифицированные специалисты.

Ставить учёбу ближе к окружающей жизни.

Н. К. Крупская

Н. К. Крупская (1869–1939), крупный советский государственный деятель, доктор педагогических наук. С первых дней советской власти работала в Наркомпросе, занимаясь проблемами создания новой системы народного образования, участвовала в разработке основополагающих документов: Устава детского сада, программы детского сада, которая по ее инициативе была озаглавлена «Руководство для воспитателя детского сада». С именем Н. К. Крупской связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Встречи с дошкольными работниками, студентами дошкольных отделений, выступления перед делегатами съездов по дошкольному воспитанию, статьи содержали важные положения для определения путей развития дошкольной педагогики.

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Н. К. Крупской (26 февраля), наш университет — Московский государственный областной университет широко отметил эту знаменательную дату проведением научно-педагогического форума в рамках IV Международного Фестиваля науки. С 1957г. по 1991г. бывший Московский областной педагогический институт носил имя Н. К. Крупской, для придания статуса классического учебного заведения институт переименовали в университет.

Творчество Н. К. Крупской очень многогранно по своей тематике — это богатейшее педагогическое наследие, представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, многие из них не потеряли значения и в наши дни. В дошкольных учреждениях, — которые после Великой Октябрьской революции стали создаваться в нашей стране, Н. К. Крупская видела необходимое начальное звено всей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. «Воспитывать, — писала она, — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Утверждала, что в новых социальных условиях общественная среда и воспитание должны действовать в одном направлении, с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма (современное понимание ее идеи адаптируется с социальной средой и требованиями общества по социализации личности ребенка). Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, сопоставляя личные интересы с интересами других. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, вырабатывается необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Это создает эмоциональное благополучие, устойчивость отношений, формирует чувство ответственности за себя и других. Там, где нет возможности организовать детский сад, она предлагала использовать другие формы работы с детьми: летние оздоровительные площадки, детские комнаты при клубах и домоуправлениях и т. д.

Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Надежда Константиновна всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Воспитание не может осуществляться в отрыве от семьи. Мать — «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Сложные вопросы воспитания, которые встречаются в практике воспитания, могут быть разрешены и преодолены только при тесном контакте родителей и детского сада. Она решительно возражала против выдвинутого в 20-е годы проекта организации соцгородков, в котором дети с самого рождения будут изолированы от родителей и помещены в специальные «дома — коммуны» с целью воспитания новых людей.

В воспитании детей, по мнению Н. К. Крупской, важное место отводится личности педагога, его моральному облику, его поступкам, отношению к другим людям, его личному примеру. Предназначение педагога видела в профессионально-личностном развитииигуманистической направленности: в любви к детям, в умении помогать ребёнку познавать себя, свои способности и создавать условия для их развития. Сила воспитательного влияния педагога на детей зависит от педагогического такта педагога, гуманного отношения к ним.

Особого внимания в работах Н. К. Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей, правильно организовать воспитательный процесс. Для этого необходимо с одной стороны знать, как развивается ребенок, с другой — развивать умения педагога осмысливать, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности, т. е. Н. К. Крупская придавала непреходящее значение педагогическим знаниям как ценностно-ориентирующей основы в подготовке специалистов. В своих работах отмечала постоянную работу педагога над собой. Научный интерес представляет модель профессиональной подготовки педагога в единстве с личностным развитием, идея непрерывного развития педагога, различных форм повышения квалификации. Инновационной выступает идея Н. К. Крупской международного сотрудничества профессионального движения педагогов с организациями других стран (современная концепция интеграции в международное образовательное пространство).

Подготовку педагогаона рассматривала в тесной связи с его переподготовкой, повышения квалификации через различные педагогические курсы, педагогические объединения, самообразование. Перспективным представлялось Н. К. Крупской создание педагогической лаборатории на базе педагогического вуза, как центра педагогической пропаганды, где будут проверяться новые подходы, методики обучения, необходимость обобщения опыта педагогов как источника инновационных идей, творческого объединения. Возможные формы такого объединения: переписка с районными объединениями по педагогическим вопросам, конференции и курсы, лекции и другие; создание педагогических центров при педагогических вузах и техникумах, развитие педагогической печати для ознакомления педагогов с передовым опытом, обсуждение в прессе проблемных вопросов, обмен мыслями, публикация нормативно-правовых документов и т. д.).Вот, те задачи, которые волновали Н. К. Крупскую в период строительства нового общества.

Наследие Н. К. Крупской в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современного отечественного образования. Главной целью педагогического образования Н. К. Крупская считала подготовку педагога (учителя, воспитателя)всоответствии с новыми задачами, в соответствии с которыми должно было быть пересмотрено и содержание подготовки всех видов деятельности для педагогической работы. «Учитель должен стать культурной единицей, которая должна влиять на подъём культуры». И для этого будущему учителю нужно много знать (историю развития педагогических идей, психологию, физиологию, социологию, право, специальную литературу); уметь изменять ту социокультурную среду, в которой ему предстоит осуществлять просветительскую работу. При этом Н. К. Крупская смещала акцент с лекционной системы занятий в педагогических заведениях на обучение будущих специалистов самостоятельной деятельности, которая поможет им сразу включиться в просветительскую работу на конкретном предприятии или в населённом пункте. Данный тезис позволяет говорить о признании Н. К. Крупской деятельностного характерапедагогической подготовки. Содержательная составляющая подготовки воспитателя, кроме общеобразовательных, общепедагогических и психологических дисциплин, по её убеждению, должна включать изучение непосредственно дошкольного дела, программ, планов, методики проведения отдельных мероприятий с детьми. В небольшой статье «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом», Н. К. Крупская, подводя итог своим размышлениям над проблемой, в обобщённом виде представила модель личности учителя. В модели она выделяет три группы требований кучителю: к знаниям, умениям, владениям — это широкая осведомленность в разных областях наук, идейная направленность, связанная с нравственными качествами педагога, изучение ребёнка со всех сторон, овладение педагогом дидактическим мастерством. В приведённом высказывании мыслителя отчётливо просматривается современная идея овладения педагогом различными компетенциями в системе непрерывного педагогического развития. Профессиональное развитие учителя обогащается его личностным развитием, постоянным самообразованием и самовоспитанием.

В 20–30-х гг. XX века педагогическая проблема нашла широкое освещение в её трудах (более 57 работ посвящено проблеме подготовки педагога). Сами названия её статей звучат современно: «Мерила оценки педагога», «Ставить учебу ближе к окружающей жизни», «О выборе профессии», «К вопросу о детской книжке» и др. Научные работы Н. К. Крупской отличает прекрасная ясность взглядов и прозрачность языка, которым высказываются очень глубокие, не состарившиеся по сей день взгляды мыслителя педагогики. Настолько точно, правильно, объективно и бесконечно мудро смогла она донести до нас такие повседневные и потому очень значимые, важные проблемы педагогики, не решенные в полной мере и сейчас.

Реформы системы образования: выход федерального закона «Об образовании в РФ» (2013), ФГОС ДО (2014) связаны с преобразованиями, которые должны соответствовать приоритету формирования нового человека, потребности общества в неординарной личности, вот с таким социальным заказом мы вступили в XXI в. Система обучения и воспитания подрастающего поколения испытывает значительные изменения и решить успешно задачи может только высококвалифицированные специалисты, т. е. возрастает потребность в квалифицированных специалистах дошкольного образования. Взгляды, идеи Н. К. Крупской по дошкольному делу не потеряли актуальности и в наши дни, чтобы воспитать достойную смену, нужны не просто хорошие специалисты, а специалисты с активной жизненной позицией, ответственные за воспитание нового человека, а для этого необходимо улучшить систему подготовки педагогических кадров.

Литература:

  1. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова.- М.: Академия, 1999.
  2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  3. Педагогика профессионального образования /Под ред. В. А. Сластенина. –М.: Академия, 2006.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М., 2013.
  5. Федеральный закон «Об образовании». — М., 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольная педагогика, дошкольное образование, идея, подрастающее поколение, ребенок, дошкольное воспитание, крупный советский государственный деятель, личностное развитие, народное образование.

Похожие статьи

Становление дошкольной педагогики как науки

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от

Задачи дошкольной педагогики. - дать характеристику нравственных качеств личности, которые

- обоснование закономерностей воспитания образования и развития ребенка.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

самостоятельного и добровольного образования; основной способ образования и

Народная педагогика в условиях ДОО может быть частью процесса воспитания и обучения

2. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста...

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст...

Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики...

Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно

Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей

Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми...

Похожие статьи

Становление дошкольной педагогики как науки

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от

Задачи дошкольной педагогики. - дать характеристику нравственных качеств личности, которые

- обоснование закономерностей воспитания образования и развития ребенка.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

самостоятельного и добровольного образования; основной способ образования и

Народная педагогика в условиях ДОО может быть частью процесса воспитания и обучения

2. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста...

Педагогические и психологические вопросы развития личности...

Дошкольный образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст...

Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики...

Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно

Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей

Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми...

Задать вопрос