В статье рассмотрен теоретический аспект интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с помощью нетрадиционного метода обучения устному счету — ментальной арифметики.
Ключевые слова: ментальная арифметика, визуализация, абакус, ментальный счет.
The article considers the theoretical aspect of intellectual development of children of primary school age with the help of non — traditional method of teaching oral numeracy-mental arithmetic.
Key words: mental arithmetic, visualization, abacus, mental account.
В наше время довольно большую популярность набирают программы внешкольного дополнительного образования. Все большее значение придается индивидуальному развитию и проявлению детей. Многие родители готовы платить немалые деньги за качественно новый подход к воспитанию и развитию их детей. В последние годы все чаще стали появляться разные клубы и детские развивающие центры. Также детские развивающие центры могут предоставлять различные услуги, такие как: литература для родителей, продажа разных комплектов для творчества и детских развивающих игрушек, организация мероприятий.
Очень часто в программу детского развивающего центра заложена методика, предусматривающая присутствие родителей на некоторых из занятий. Это позволяет учиться и развиваться не только детям, но и их родителям. Отличительной особенностью таких заведений является индивидуальный подход к каждому ребенку. В детских развивающих центрах имеется разделение детей на возрастные группы. Длительность занятий — индивидуальная, в зависимости от возраста ребенка.
В данный момент рынок образовательных услуг довольно насыщен. Существует насколько крупных центров и множество мелких. К наиболее крупным можно отнести следующие центры: «Крошка Ру», «Бэби-Клуб», «Эрудит» и некоторые другие. Также в последнее время все большую популярность набирают такие направления: каллиграфия, скорочтение, робототехника, ментальная арифметика.
Ментальная арифметика — это уникальная методика умственных способностей, основанная на системе устного счета. Программа «Ментальная арифметика» — это одна из самых молодых и перспективных методик образования детей. Сегодня по программе обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Австралию, Великобританию). В России ментальная арифметика появилась совсем недавно, около четырех лет назад. Практика и отзывы родителей доказывают, что методика ментальной арифметики полезна и действенна.Учёные сходятся во мнении, что занятия ментальной арифметикой способствуют развитию логики, креативности, хорошей памяти, внимания, мышления и речи, у ребенка появляется уверенность в себе и своих силах[2].
Ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария головного мозга и синхронизирует их работу. Левое полушарие — отвечает за логику и высокий IQ, умение сконцентрироваться на задаче, память и навыки наблюдения. Правое полушарие — даёт высокий творческий потенциал, интуицию, воображение, веру в себя, самостоятельность. И только активное включение обоих полушарий помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал.
Манипуляции со счетами являются стимулом развития мелкой моторики, раздражаются нервные окончания на подушечках пальцев, что приводит к сигналам в соответствующие области мозга (двигательная кора), которая находится в непосредственной близости с областью мозга, которая отвечает за артикуляцию речи (область брока, двигательный центр мышц языка). Возникающий очаг возбуждения в одном центре переходит на ближайший. За счет этого объясняется влияние мелкой моторики на улучшение артикуляции речи.
Суть ментальной арифметики заключается в том, чтобы активно оснащать детский головной мозг постоянными нагрузками, ведь чем больше упражняет ребенок мозг, тем быстрее он справляется с новыми задачами. Ментальная арифметика позволяет визуализировать вычисления, создавая мыслительные образы, что способствует развитию образного и пространственного мышления, воображения, а вместе с этим, осуществляется личностный рост ребенка [3].
Обучение по данной методике осуществляется в несколько этапов: на первом этапе используются механические счеты — абакус; далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение.
У многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшение концентрации внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе). Специалисты отмечают, что при правильном подходе к обучению и закреплению знаний дети младшего школьного возраста демонстрируют феноменальные навыки в выполнении арифметических действий в уме с двух -, трех -, четырехзначными числами. Немаловажным фактором эффективности программы ментальной арифметики ученые и практики видят в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением, своего рода биообратной связью [1].
Пока дети тренируются в устном счете, их головной мозг стремительно функционирует, в его коре возникают множество новейших нейронных связей. Благодаря ментальному счету у детей выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий. С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое — за творческое мышление.
Таким образом, в результате обучения по программе ментальной арифметики дети становятся внимательнее, у них развивается нестандартное мышление, уверенность в себе, фотографическая память, логика, собранность и концентрация. Кроме того, обучаясь в коллективе сверстников и находясь в ситуации успеха (при правильно организованном обучении) дети приобретают такие умения и навыки, как способность взаимодействовать, грамотно выстраивать диалог, находить приемы успешного взаимодействия с людьми, приспосабливаться в неизвестной ситуации. Итак, обучение по программе ментальной арифметики — это хорошая успеваемость в школе, быстрый счет, быстрое мышление, развитие интеллекта, памяти, внимания, гармонизация работы обоих полушарий головного мозга. Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.
Литература:
- Бенджамин, А. Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы / А. Бенджамин, М. Шермер.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.- 320 с.
- Кавера, В. И. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей / В. И. Кавера// Труды СПБГИК.- 2013.- № 12.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 27.11.2018).
- Кусаинова, Г. Т. И снова о ментальной арифметике / Г. Т. Кусаинова// Молодой ученый. — 2018. — № 9. — С. 163–165. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/195/48584/ (дата обращения: 23.11.2018).