Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.03.2019

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Голубева Е. А. Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля // Образование и воспитание. — 2019. — №2. — С. 55-58. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/121/4073/ (дата обращения: 14.10.2019).



В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных материалов для ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих, разработанных для студентов, обучающихся по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.

Ключевые слова: Топ-50, World Skills Russia, демоэкзамен, среднее профессиональное образовательно учреждение, обучающиеся, экзамен, психическое состояние, экзаменационная сессия, работодатель, контрольно-измерительные материалы.

This article pays special attention to the introduction of a demo exam in secondary vocational educational institutions. Features of student behavior during the exam session. As well, an example of assignments from test and measurement materials for PM 05 is given. Performance of work in one or several professions, positions of employees, developed for students of the specialty 43.02.14 Hospitality.

Key words: Top 50, World Skills Russia, demo exam, secondary vocational educational institution, students, exam, mental state, exam session, employer, test and measurement materials.

«При формировании топ-50 профессий мы прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills», — отметила заместитель министра Минтруда России Любовь Ельцова. Образовательные стандарты разрабатывались Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования при непосредственном участии представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов, в том числе Ворлдскиллс [4].

Исходя их этого, в государственную итоговую аттестацию студентов профессиональных образовательных организаций добавят формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по 41 компетенции.

Данный экзамен подразумевает взаимодействие образовательного учреждения и потенциальных работодателей, выступающих в качестве независимых экспертов. Что позволяет дать наиболее объективную оценку практическим навыкам обучающихся.

Необходимо учитывать, что экзамен — не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90 % всех заболеваний могут быть связаны со стрессом [2]. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания [5]. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки [3].

Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Особенно это важно для студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к сфере обслуживания, в частности -туризм и гостиничное дело.

Основное отличие демоэкзамена от обычного квалификационного — наибольшая практикоориентированность. Если процедура стандартного квалификационного экзамена подразумевает ответ на два теоретических вопроса и решение какой-либо производственной ситуации либо объяснение ее от третьего лица, то демоэкзамен подразумевает решение ситуации в онлайн-режиме. Причем студент не знает, как поведет себя его оппонент в той или иной ситуации [1].

Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что в профессиональный модуль может входить два междисциплинарных курса, подразумевающих освоение двух разных профессий. Одним из ярких примеров является профессиональный модуль 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих, для студентов, обучающихся по специальности гостиничное дело- МДК 05.01 Выполнение работ по профессии портье и МДК 05.02 Выполнение работ по профессии горничная?

Ведь согласно стандартам World skills возможно осуществить оценку только одного из МДК, аналогичного компетенции Администрирование отеля. Тогда встает еще один вопрос как оценить практические умения и по профессии горничная?

В декабре 2018 года в Нижегородском колледже малого бизнеса была проведена пилотная версия демоэкзамена для студентов, обучающихся по специальности гостиничное дело. Сам экзамен состоял из двух частей: первая — теоретическая. Студенты в течение двадцати минут отвечали на теоретические вопросы по данному профессиональному модулю.

1.housekeeping — это… (выберите 1 вариант ответа)

a)административная служба

b)административно-хозяйственная служба

c)инженерно-техническая служба

d)отчет, подготавливаемый ночными аудиторами

2.к компьютерным системам бронирования относятся… (выберите 1 вариант ответа)

a)ключ, тур интел, fidelio

b)galileo, невский портье, east line

c)тур резерв, сирена, тур интел

d)ключ, amadeus, эдельвейс

3.к основным документам административно- хозяйственной службы относятся… (выберите 1 вариант ответа)

a)отчет, журнал передачи смены, карта гостя

b)журнал передачи смены, карта движения номерного фонда, отчет

c)задание, договор, журнал передачи ключей

d)отчет, задание, журнал передачи смены

4.портье должен знать (выберите 1 вариант ответа)

a)основы психологии, информацию о гостинице, иностранный язык

b)основы конфликтологии, иностранные языки, информацию о гостинице, о работе в автоматизированных системах управления

c)основы психологии, основы конфликтологии, иностранные языки, информацию о гостинице

d)иностранный язык, достопримечательности города, основы психологии, информацию о гостинице, о работе в автоматизированных системах управления

e)верно все вышеперечисленное

5.к основным услугам относятся (выберите 1 вариант ответа)

a)питание и проживание

b)проживание

c)питание проживание, уборка номера, побудка

d)уборка номера, проживание, питание, аптечка

6.к уборочному инвентарю относится (выберите 1 вариант ответа)

a)швабра, пылесос, тряпки, ведро, моющие средства

b) швабра, пылесос, пылеводосос, веник, ведро

c)швабра, совок, веник, ведро, тряпка

d)швабра, мусорный мешок, совок, ведро, тряпка, пылесос

Вторая часть представляет выполнение занятий по нескольким модулям соответствующим модулям на чемпионате World skills Russia. Однако, большую роль играет и время, предоставленное на проведение испытания. Поскольку, преподавателю был предоставлен один день, поэтому на экзамене были рассмотрены не все модули. Необходимо принимать во внимание материал, изученный студентами по учебному плану. В связи с этим студентам было предложено выбрать карточку с двумя заданиями из разных модулей. Оппонентами учащихся — гостями, были студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по аналогичной специальности.

Модуль № 1 Телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение

Участнику необходимо ответить на телефонные звонки. Нужно использовать точные фразы в правильной последовательности, а также дать всю необходимую информацию, запрашиваемую гостем. Кроме того, необходимо сделать корректное бронирование, с занесением всех необходимых данных в базу, а также заселить гостя согласно стандартным процедурам. Также — юридические требования к документации, электронные и ручные системы для проверки гостей, процедуру выдачи ключей, различные виды традиционных и электронных ключей от номеров, функции и обновление истории гостей, уметь ответить на обычные запросы гостей, таких как ранние утренние звонки, газеты, завтрак, обслуживание номеров.

Первый модуль содержит 1 задание:

Задание 1. Разговор по телефону — запрос бронирования. Прямая бронь. Семья с двумя детьми. Предложить варианты размещения, осуществить бронирование.

Модуль № 2 Помощь гостям во время их пребывания

Студент должен быть готов дать необходимою информацию гостю по месторасположению отеля, об услугах отеля, ответить на запросы гостей, информировать о времени работы всех услуг, предоставляемых отелем.

Второй модуль содержит 3 задания:

Задание 1: Звонок из города. Звонящий интересуется услугами отеля, затем задает вопросы о вещах, не связанных с проживанием в отеле, отвлекая администратора от выполнения работы. Найти решение данной ситуации. Вежливо закончить разговор.

Задание 2: Гость находился в номере и не слышал горничную (спит или принимает ванну).

Задание 3: Гость просит провести повторную уборку номера.

Модуль № 3 Процедура выселения гостей

Студент должен знать и понимать: время выезда, процедуры выставления счетов при выезде гостя, различные типы оплаты, порядок учета авансовых депозитов при подготовке счета. Участник должен уметь работать с документацией, относящейся к регистрации заезда и выезда гостя.

Третий модуль содержит 1 задание:

Задание 1. Процедура выселения, наличные, гость пользовался минибаром, дополнительными услугами.

Рис. 1. Выполнение заданий второго и третьего модуля студентами специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Проведения демоэкзамена в подобной форме позволяет увеличивать шанс на получение более высокого результата у экзаменующихся. Поскольку как и говорилось выше, на показатели.

Работодатели могут оценить, как теоретические знания обучающихся, так и их практические навыки. Тем самым проведение данного испытания способствует усилению взаимодействия между образовательным учреждением и работодателями. Кроме того, работодатель может отметить потенциальных сотрудников своего предприятия и после прохождения практики пригласить на работу в данную гостиницу. Студенты получают опыт, который они смогу примени в будущем в своей профессиональной жизни.

Литература:

  1. https://academy-prof.ru/blog/demonstracionny-ekzamen-v-spo — Демонстрационный экзамен — новый формат подведения итогов обучения
  2. Беляев, Г. С. Психогигиеническая само регуляция [Текст] / С. Г. Беляев, В. С. Лобзин. — М.: Медицина, 1977. — 500с.
  3. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. — М., 1982. — 206 с.
  4. Константинова Т. Б., мастер производственного обучения ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука» Внедрение демонстрационного экзамена в практику профессиональных образовательных организаций в рамках ФГОС ТОП-50: за и против
  5. Платонов, К. К. О системе психологии [Текст] / К. К. Платонов. — М., 1972. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, вариант ответа, Выполнение работ, задание, модуль, гость, основа психологии, журнал передачи смены, профессиональный модуль, иностранный язык.

Ключевые слова

работодатель, психическое состояние, обучающиеся, экзамен, ТОП-50, World Skills Russia, демоэкзамен, среднее профессиональное образовательно учреждение, экзаменационная сессия, контрольно-измерительные материалы

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

студент, самостоятельная работа, иностранный язык, задание...

В каждый модуль включены руководства для обучающихся и преподавателей, описание

В основе работы с кибергидами лежит сотрудничество и активное общение обучаемых

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение...

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного участия

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний обучающихся

4. Недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной...

В целом, модули обеспечивают более гибкую основу для создания учебного плана, и их можно объединять с использованием подхода стандартов, основанных на компетенциях, где стандарт преобразуется в учебный модуль. В разных странах используются различные системы...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение

В течение каждого из семестров по сто бальной шкале определяется результат работы каждого

3. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Профессиональный иностранный язык» на 3 и 4 курсах в ТПУ тесно связана со

Обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации на уровне практического

В основу модуля положен тематический принцип отбора учебного материала...

Вики технологии в организации самостоятельной работы на...

Каждый модуль курса содержит вики, которые иногда можно назвать «мини-вики» заданиями, как, например, в вики по

Судя по записям вики, студенты получили большое удовольствие от выполнения данного задания. В типичном чемодане студента можно было обнаружить...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» проходит в устной, письменной...

Похожие статьи

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

студент, самостоятельная работа, иностранный язык, задание...

В каждый модуль включены руководства для обучающихся и преподавателей, описание

В основе работы с кибергидами лежит сотрудничество и активное общение обучаемых

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение...

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного участия

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний обучающихся

4. Недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной...

В целом, модули обеспечивают более гибкую основу для создания учебного плана, и их можно объединять с использованием подхода стандартов, основанных на компетенциях, где стандарт преобразуется в учебный модуль. В разных странах используются различные системы...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение

В течение каждого из семестров по сто бальной шкале определяется результат работы каждого

3. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Профессиональный иностранный язык» на 3 и 4 курсах в ТПУ тесно связана со

Обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации на уровне практического

В основу модуля положен тематический принцип отбора учебного материала...

Вики технологии в организации самостоятельной работы на...

Каждый модуль курса содержит вики, которые иногда можно назвать «мини-вики» заданиями, как, например, в вики по

Судя по записям вики, студенты получили большое удовольствие от выполнения данного задания. В типичном чемодане студента можно было обнаружить...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) — выполнение студентами заданий во внеурочное время без непосредственного

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» проходит в устной, письменной...

Задать вопрос