Учебный рисунок. Линейно-конструктивное решение натюрморта
Авторы: Кудрявцев Иван Владимирович, Кудрявцева Людмила Николаевна, Кудрявцев Владимир Иванович
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 11.03.2019
Статья просмотрена: 1402 раза
Библиографическое описание:
Кудрявцев, И. В. Учебный рисунок. Линейно-конструктивное решение натюрморта / И. В. Кудрявцев, Л. Н. Кудрявцева, В. И. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4034/ (дата обращения: 17.12.2024).
Предмет «Рисунок» в системе обучения в детской художественной школе является основой, «краеугольным камнем». И поэтому задачи грамотного обучения рисунку стояли и будут стоять перед педагогом всегда, не зависимо от образования и стажа работы самого педагога. И основная помощь в решении этого вопроса — это возвращение к классическому преподаванию академического рисунка. Для этого необходимо вернуться к истокам, вспомнить и изучить «Школу изобразительного искусства» в девяти выпусках.
Выпуск II «Рисунок» издательство Академия Художеств СССР, Москва, 1961 г. под редакцией М. Г. Манизера, В. А. Серова, П. М. Сысоева и профессора М. Н. Алексич. Педагог должен внимательно прочитать и осмыслить это великолепное методическое пособие. И хотя прошло 57 лет с момента его издания, все 17 упражнений по рисунку показывают нам логически выверенную, грамотную, классическую систему преподавания этого предмета.
Упражнение первое — рисование простейших геометрических тел — рисунок обычной линейки. Упражнение второе — рисунок рамки и т. д. Сложность выполнения упражнений постепенно возрастает. От рисования простых геометрических тел, затем переход к кубу, цилиндру и шару, предметам быта, к натюрморту и, наконец, к натюрморту в интерьере. Отдельные упражнения из 17 могут лечь в основу контрольных работ в первых, вторых, третьих, четвертых, пятых и шестых классах. В натюрмортах, показанных на рисунках № 16,21,22, насчитывается от 5 до 7 предметов, составляющих натюрморт.
Несмотря на обманчивую «простату» этих натюрмортов, основные задачи в их решении — это компоновка материальности, объем и воздушно-пространственное решение.
Полное выполнение этих задач — наивысшая точка в решении контрольного натюрморта в рисунке. Согласитесь, что едва ли в учебно-методическом фонде рисунков учащихся любой школы, найдется до 10 рисунков натюрмортов, отвечающих этим высоким требованиям. Если умение и любовь к передаче материальности можно привить учащимся, выполняя с ними «зарисовки мелких предметов», то передача воздушно-пространственного решения — это долгая, многочасовая работа учащегося и педагога. И, к сожалению, эта задача даже не ставится многими педагогами, как и задача передачи «материальности» предметов. Иногда приходится видеть рисунок гипсового шара в виде клубка шерстяных ниток, т. е. рисунок выполнен очень небрежно, неаккуратно, да еще и 2М, 3М карандашом, и подобных рисунков немало.
Рисование натюрморта с первого по пятый класс занимает важное место в обучении изобразительному искусству. Более того работа над натюрмортом в рисунке является основой для получения и освоения изобразительной грамоты. В первых классах очень важно научить учащихся уверенно и ровно проводить вертикальные и горизонтальные линии в процессе построения; грамотно рисовать овалы. «Овалам» необходимо посвятить 2–3 урока. На одном из них, крупно, на величину листа (А-4), нарисовать один овал и подробно, и конкретно рассказать о его изображении, так как нередко в третьих, четвертых, пятых классах встречаются учащиеся, не умеющие проводить вертикали, чтобы они у них «не падали», и не умеющие рисовать овалы.
Также необходимо обратить внимание учащихся на перспективу изображения овалов. Чем выше овал при построении кувшина или вазы, тем он уже. Для этого конструктивное построение предмета в натюрморте вводится уже с первого класса. Натюрморт учит правильной последовательности ведения учебного рисунка. Поставленные перед учащимися задачи решаются поочередно.
Композиция в любой учебной работе — это «всё». И поэтому — сначала выполняется композиционное размещение рисунка в формате листа. Затем — конструктивное построение форм предметов с учетом их пространственного расположения. И далее — разработка тональной характеристики натюрморта с детальной проработкой формы предметов, передачей материальности и обобщением в завершающем этапе работы.
Задачу решения натюрморта можно ограничить,остановившись на каком-либо этапе. Считаем, что это необходимо делать регулярно, на всех этапах с первого по пятый класс, на протяжении всего курса обучения.
Рассмотрим задание на закрепление навыков конструктивного построения натюрморта. Для этого ставится натюрморт из предметов простой геометрической формы и предметов быта, с ясным сочетанием частей и деталей. Задание должно быть не только понятным и выразительным по конструктивности, но и интересным по содержанию. Тогда учащиеся будут заинтересованы в его исполнении.
После композиционного размещения переходим к конструктивному построению предметов натюрморта. Это требует решения нескольких задач:
1) соблюдение масштаба изображения к натуре;
2) передача пропорций предметов друг к другу;
3) изучение характера и пропорций каждого предмета;
4) определение пространственного взаимоположения предметов.
Сложность состоит в том, что все эти задачи должны решаться одновременно: размещая рисунок, мы сразу должны взять масштаб изображения к натуре, охватить массу и общий силуэт натюрморта, разбить на составляющие его крупные формы, намечая их место в композиции. В первых, а нередко и в третьих классах эта стадия «хромает».
Еще нет у учащихся цельного восприятия натуры. Они воспринимают постановку по частям, каждую вещь в отдельности и последовательно рисуют, пересчитывая предметы. В результате получается «случайная» композиция, предметы изображаются разномасштабными, нарушается их пространственное расположение. Рисунок при этом многократно стирается и исправляется. Страдает внешний вид работы. И это понятно. При «стихийном» восприятии натюрморта не может быть и грамотного рисования. Линии построения сходу проводятся жестко, иногда и работают карандашами 2М, 2Б, теми, которые больше «любят», рисунок получается дробным, грязным, затертым, не точным. Лучше приступать к работе легкими, мягкими касаниями к бумаге карандашом НБ, Н, ТМ, линии делаем без особых нажимов, широко, обобщенно, ограничивая формы. Далее линии усложняются по силуэту, полнее выявляя характер предметов в натюрморте. Конкретизируя формы, они все же остаются достаточно легкими и мягкими. Рисунок влюбой фазе сделанности должен оставлять единое графическое впечатление.
Далее рисунок постепенно переходит в следующий этап — конструктивное построение формы. Учащиеся изображают не только то, что видят, но и то, как понимают. Число вспомогательных линий увеличивается: это и осевые, и следы перспективного построения, штрихи невидимых сторон и т. д. все они делаются без особого нажима на карандаш, легко. Учащиеся показывают свой опыт изображения натуры, применяя законы перспективы. Линейно-конструктивное решение натюрморта заключает в себе большие возможности в передаче характера предметов, их формы, объема и пространственного расположения относительно друг друга.
Многие ученики четвертых, пятых классов, работая карандашом с разным нажимом, умеют придавать линиям пространственность, так как в линейно-конструктивном рисунке это необходимо.
Именно линиям следует придать подчеркнуто ярко конструктивно-пространственное выражение. Заканчивая рисунок, перспективное построение и невидимые контуры следует сохранить, подчинив их основным очертаниям предметов. Линии построения остаются значительно слабее линий невидимых.
Рисунок можно слегка усилить неплотной, прозрачной штриховкой, условно обозначив светотень, используя карандаш 2Н,2Т. Это придаст рисунку особую выразительность. Такой рисунок, являясь условным, называется линейно-штриховым.
Выполнение такого учебного рисунка учащимися является своеобразной проверкой всех накопленных знаний о законах перспективы, о построении предметов и методах их изображения.
Литература:
- Беда Г. В. «Основы изобразительной грамоты», М., 1981;
- Школа изобразительного искусства. Выпуск II, М., 1961;
- «Рисунок, живопись, композиция». Хрестоматия, М., Просвещение, 1989.