От творчества к социальной активности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 04.02.2019

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Валеева А. Р., Вихарева Е. М. От творчества к социальной активности // Образование и воспитание. — 2019. — №1. — С. 33-34. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/114/3923/ (дата обращения: 21.10.2019).



Важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности — способность к самосовершенствованию. Источником активности общества и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей.

Социальная активность является основой социального творчества. Существует множество определений социальной активности. Ф. А. Батурин вычленяет уровни социальной активности: творческий, репродуктивно-творческий, репродуктивный, пассивный, отрицательный. Ученые выделяют жизненные позиции:

а) высокого уровня активности, предполагающей высокий уровень активности и творчество;

б) среднего уровня активности, отличающейся ответственным отношением к обязанностям, но с перевесом репродуктивной деятельности;

в) пассивную, которая характеризуется низким уровнем активности, конформизмом на здоровой основе, добрыми намерениями, но не подкрепленными навыками и умениями;

г) пассивную, с потенциально негативной направленностью, в основе которой лежит скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований [1, с. 12].

Е. А. Якуба считает: «Социальная активность — это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта. Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете, общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или, напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны» [2, с.176].

Таким образом, Ф. И. Минюшев отмечает: «высокий уровень социальной активности отождествляется с творческой активностью. Если в результате социальной активности создается подлинно новое, она достигает уровня творческой активности, направленной на создание подлинно нового, прогрессивного и проявляющейся при столкновении с решением принципиально новых задач» [4].

Эта активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, сознательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Она предполагает развитие всех способностей и талантов личности.

Для того чтобы человек проявлял сознательную социальную активность, мы считаем, что необходимо с самого раннего возраста развивать его творческий потенциал.

По мнению В. Н. Константинова, «все это дает основания считать, что высший, творческий уровень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере культурной деятельности» [1, с. 18].

В Детско-юношеском центре города Глазова осуществляет свою педагогическую, творческую и воспитательную деятельность образцовый шоу-игровой коллектив «Хок». Коллектив успешно работает в учреждении уже более 20 лет и реализует дополнительные образовательные общеразвивающие программы по современной хореографии, народно-сценическому танцу, гимнастике и акробатике, актерскому мастерству. В шоу-игровом коллективе «Хок» занимаются дети в возрасте с 4 до 17 лет. Художественный руководитель коллектива Алина Раисовна Валеева собрала команду педагогов-единомышленников, способных не только обучать детей, но и осуществлять большие шоу-проекты.

Таким образом, в шоу-игровом коллективе «Хок» творческая активность воспитанников проявляется:

1) в участии в больших творческих шоу-проектах: на время осуществления большого шоу-проекта старшим поручается группа средних, младших или «малышковых» воспитанников для осуществления дополнительных репетиций, а также контроля за выполнением указаний педагогов; помимо общения в своей группе, обучающиеся объединяются во временные разновозрастные творческие группы для решения творческих задач определенного проекта.

2) в участии в конкурсах разного уровня: активная и успешная концертная и конкурсная деятельность старших подвигает младших на более старательное обучение и подражание им. В том числе, примером для всех служат выпускники-педагоги.

3) в самостоятельной постановочной деятельности: постановка старшими творческих номеров для подшефной группы в рамках профильных смен при лагерях отдыха.

В «Хоке» обучающиеся приобретают столь необходимый им социальный опыт, как результат действий самого обучающегося, так и активного взаимодействия с окружающим миром. Ребенок приобретает собственный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные установки; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Творческая активность при помощи осознанных социально направленных мероприятий (новогодний интерактивный шоу-проект для детей города, воскресный «Данс-холидей», турслет совместно с родителями, Кросс наций, социальная акция «Твори добро» и т. д.) перерастает в социально-творческую активность.

Социальное творчество — это высшая форма деятельности, процесс повышения мастерства, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия [3].

На наш взгляд, трудно представить человека, который был бы социально активным, но не развивал свои творческие способности. Социально активный человек, с большой вероятностью, поднимется до уровня социального творчества. В шоу-игровом коллективе «Хок» педагогами активно отслеживается деятельность выпускников после окончания обучения в коллективе. И можем с уверенностью сказать, что наши выпускники как минимум люди социально неравнодушные, а в большей степени социально-творческие личности. Следует подчеркнуть также, что многие из нынешних педагогов «Хока» являются его выпускниками. Происходит не просто профессионально-творческий рост, как танцора, а творческий рост, переходящий в социально-творческую деятельность.

И мы рассматриваем «социальное творчество» как творческий подход к решению проблем других людей или группы людей при внесении в социальную жизнь новых подходов, новых идей, новых форм и методов.

Литература:

  1. Константинов В. Н. Социальная активность и пассивность личности. — Владимир: ВГПИ, 1990. — C. 130.
  2. Якуба Е. А. Критерии и показатели социальной активности личности // Методологические и методические проблемы социологических исследований социальной активности личности. Вестник ХГУ. — Харьков. Изд. Основа, 2001. — С. 331.
  3. Социальная активность как основа социального творчества // https://book-science.ru. URL: http://book-science.ru/social/skd/social-naja-aktivnost-kak-osnova-social-nogo-tvorchestva.html (дата обращения: 29.01.2019).
  4. Галеева Л. И., Турханова Р. И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга // https://cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-kulturnoe-tvorchestvo-kak-oblast-tvorcheskoy-samorealizatsii-lichnosti-v-usloviyah-dosuga (дата обращения: 29.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, социальное творчество, творческая активность, высокий уровень активности, коллектив, уровень активности.

Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые

Уровень социальной активности подростков был нами изучен с помощью методики

- сотрудничество с ДТЮ (детское творчество юных), содействие участию в творческих...

Методологические основы понятия творческой активности...

3. Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться школьниками, и пути её решения

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной...

Социальная активность молодежи | Статья в журнале...

- творческая активность — форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и...

социальная активность, социальная активность личности...

Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности. По определению С. Л. Комаровой, «социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения...

социальная активность, социальная активность личности...

Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается...

Ключевые слова: социальная активность, социально значимые...

При высоком уровне социальной активности преобладают такие социально значимые качества как: эмпатичность, эмоциональная

Творческий потенциал реализовывался учащимися в процессе подготовки к городским мероприятиям, посвященным здоровому образу...

Роль социальной активности будущего специалиста в его...

Творческо-преобразующий уровень развития социальной активности будущих специалистов – характерны умения ставить цели и сверхцели, целостность системы социальных знаний, субъектная позиция в осуществлении разработанных проектов в деятельности.

Воспитание социально активной личности в условиях колледжа

Основная цель воспитания социально активной личности сводится к следующему: создание в колледже условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

Социальная активность подростков в школе заключается...

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом...

Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые

Уровень социальной активности подростков был нами изучен с помощью методики

- сотрудничество с ДТЮ (детское творчество юных), содействие участию в творческих...

Методологические основы понятия творческой активности...

3. Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться школьниками, и пути её решения

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной...

Социальная активность молодежи | Статья в журнале...

- творческая активность — форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и...

социальная активность, социальная активность личности...

Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности. По определению С. Л. Комаровой, «социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения...

социальная активность, социальная активность личности...

Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается...

Ключевые слова: социальная активность, социально значимые...

При высоком уровне социальной активности преобладают такие социально значимые качества как: эмпатичность, эмоциональная

Творческий потенциал реализовывался учащимися в процессе подготовки к городским мероприятиям, посвященным здоровому образу...

Роль социальной активности будущего специалиста в его...

Творческо-преобразующий уровень развития социальной активности будущих специалистов – характерны умения ставить цели и сверхцели, целостность системы социальных знаний, субъектная позиция в осуществлении разработанных проектов в деятельности.

Воспитание социально активной личности в условиях колледжа

Основная цель воспитания социально активной личности сводится к следующему: создание в колледже условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

Социальная активность подростков в школе заключается...

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом...

Задать вопрос