Страноведение или классическое изучение географии в школе?
Автор: Буркин Евгений Игоревич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 23.01.2019
Статья просмотрена: 876 раз
Библиографическое описание:
Буркин, Е. И. Страноведение или классическое изучение географии в школе? / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3885/ (дата обращения: 23.04.2024).
Статья посвящена нецелесообразности применения страноведческого подхода в школьной географии. В работе рассматривается история формирования содержания курсов географии средней школы в России. Также представлены результаты методического исследования, раскрывающие предпочтения школьников при изучении географии. Выявлены проблемы страноведения, описаны положительные стороны классического подхода к изучению географии. Завершается статься размышлениями и предложениями по реформированию школьного географического образования. Страноведение впервые было предложено в 1980-е годы, в настоящее время данная модель изучения географии активно лоббируется в системе образования, хотя массовое учительское сообщество данную идею зачастую не приемлет.
Ключевые слова: географическое образование, страноведение, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование.
Любой школьный предмет есть прообраз и отражение целого комплекса академических наук. Так биология включает в себя ботанику, зоологию, анатомию человека, общую биологию; химия — неорганическую, органическую и общую; физика — механику, электродинамику и т. д. В итоге всё многообразие школьных дисциплин следует относить к естественно-научному или к общественно-научному циклам. Труднее в этом отношении пришлось географии, которая, как известно, включает в себя две составляющие — физико-географическую и социально-экономическую. У каждой из них свой объект изучения, свои методы, свои закономерности и т. п.
Содержание школьной географии (географическое образование) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т. д.), интеллектуальных и практических умений, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии [4]. На протяжении XX века в СССР применялись попытки разработать такое содержание, которое отвечало бы научным знаниям академической географии. К 1980-м годам была проработана и обоснована довольно практичная система географического образования, которая предполагала сначала изучение физической (5–7 классы), а затем социально-экономической (8–9 классы) составляющих [3]. Однако ещё за долго до этого [2, с. 18–51] появились идеи интеграции вышеназванных элементов школьной географии в виде страноведческого подхода.
Модель классического изучения географии от физической к социально-экономической имеет ряд очевидных достоинств:
1) чётко выстроенная логика обучения, где социально-экономические знания полностью базируются на физико-географических;
2) природа и процессы, происходящие в ней, более интересны школьникам раннего подросткового возраста, поэтому начинается изучение именно с физико-географического блока;
3) наиболее сложные темы географии, включённые в социально-экономический блок, изучаются на последних ступенях школьного образования;
4) формирование географической картины мира происходит на 2-х различающихся между собой уровнях, что помогает обучающемуся увидеть различия физической и социально-экономической составляющих;
5) профориентационное значение, позволяющее точно и правильно определиться с выбором одной из составляющих географии как будущего профессионального интереса.
В настоящее время больший интерес приобретает страноведение, предполагающее интегрированное изучение географии. Содержание, отводимое на изучение природной составляющей, постепенно сокращается, в учебниках увеличивается материал по комплексному описанию материков, стран и т. д. По мнению доцента кафедры методики преподавания географии МПГУ, к. пед. н., доцента А. А. Летягина, познавательный интерес к географии закономерно снижается в ходе каждого года обучения [5]. Заметить и выявить эту ситуацию удалось именно при реализации страноведческого подхода. Данный вопрос заинтересовал меня как учителя, именно поэтому на базе МБОУ «СОШ № 3» городского округа Ступино Московской области в декабре 2018 года было проведено анкетирование среди 330 обучающихся (5–11 классы), которым был задан вопрос: «Что в географии Вам наиболее интересно: природа, население или хозяйство?» Школьникам разрешалось выбрать только один вариант ответа. Методическое исследование показало следующие результаты (рис.1 и рис.2).
Рис. 1. Общее соотношение ответов среди всех обучающихся
Рис. 2. Соотношение ответов среди обучающихся разных классов
На основании представленных выше данных можно сделать выводы:
1) изучение природной составляющей в целом наиболее интересно обучающимся;
2) наименее интересно обучающимся изучать хозяйство, что вполне закономерно, т. к. это — один из наименее интересных блоков школьной географии;
3) с 5-го по 9-й классы наблюдается снижение познавательного интереса к изучению природы, однако он всё равно превалирует;
4) наибольший интерес к изучению населения характерен для выпускников основной школы.
Таким образом, представленные данные указывают на факт несостоятельности применения страноведческого подхода, т. к. в большей степени обучающимся интересна физико-географическая составляющая. В связи с этим встаёт вопрос: влияет ли на снижение познавательного интереса насыщенность школьной географии социально-экономическими данными во всех курсах школьной географии? Предполагаю, что да, поскольку очевидно несоответствие потребностей обучающихся и построения логики географического образования. Стремление интегрировать географию физическую и социально-экономическую в условиях небольшого количества часов, отведённого на изучение географии, оказывает также влияет на уровень подготовки обучающихся: предметные знания и умения формируются фрагментарно по каждой из двух составляющих.
В связи с вышеобозначенными проблемами имеется ряд предложений по их устранению:
1) провести полномасштабные исследования познавательных интересов школьников в географии;
2) отказаться от страноведческого подхода в пользу классического изучения географии;
3) увеличить количество часов на изучение географии, не изменяя при этом нынешнего объёма содержания;
4) выстроить в старшей школе обучение на базовом уровне в системе общей географии (от землеведения к социально-экономической географии мира);
5) организовать систему профильного обучения географии в старшей школе в 2-х вариантах, подходящих для будущих абитуриентов тех или иных географических специальностей, — углублённые курсы физической и социально-экономической географии.
Однако, страноведческих подход всё серьёзней укореняется в российском географическом образовании, что подтверждается утверждённым федеральным перечнем учебников на 2019–2020 учебный год [1]. УМК «Классическая линия», которая позволяла бы реализовывать изучение географии от физической к социально-экономической, в него не включена. Массовое учительское сообщество, к сожалению, не участвовало в разработке данного перечня, что совершенно недопустимо, поскольку у практикующих учителей имеется довольно богатый опыт и определённое мнение в отношение тех или иных линий УМК.
Итак, география, безусловно, всегда была и будет наукой естественной и общественной. Это — одна из главных её проблем, поскольку требует от учителей, методистов, и разработчиков УМК умений выстроить обоснованную логику изучаемых объектов, явлений и т. п. Идти по пути интеграции научных направлений или же наоборот дифференциации, должен решать конкретный учитель, опираясь на опыт работы и интересы обучающихся. Ещё Н. Н. Баранский писал: «Страноведение — это купол географии; страноведение изучает всё от геологии до идеологии» [2, с. 18–51]. Невозможно не согласиться с ним. Однако применима ли эта модель в школе — вопрос, который требует обоснованного и методически проработанного ответа.
Литература:
- Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Баранский Н. Н. Научные принципы географии: Избранные труды. — М.: Мысль, 1980.
- Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
- Баринова И. И. Какая школа нам нужна? // География и экология в школе ХХI века. 2017. № 1. С. 3–4.
- Летягин А. А. Географический сектор современного российского школьного образования: от традиции к инновациям // Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход / Материалы Всероссийской научно-методической конференции с Международным участием. — Отечество Казань, 2015. — С. 208–212.
Ключевые слова
страноведение, географическое образование, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследованиеПохожие статьи
Урок географии в современной школе | Статья в журнале...
В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.
География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и
В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного...
Образовательные технологии на уроках географии в условиях...
Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей...
Элементы краеведения на уроках географии в современной школе
В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и
Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к...
Региональный курс географии в системе географического...
Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести
Цели географического образования в современной школе
Школьная география: единство в многообразии / География в школе.
Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.
образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность...
Изучение регионального компонента в школьном...
География — особый школьный предмет
География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе...
Географическое образование: история и современность
В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.
В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением...
Значение экологического воспитания в процессе преподавания...
В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией
В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х
На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за...
Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях...
Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную
Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их...
Похожие статьи
Урок географии в современной школе | Статья в журнале...
В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.
География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и
В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного...
Образовательные технологии на уроках географии в условиях...
Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей...
Элементы краеведения на уроках географии в современной школе
В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и
Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к...
Региональный курс географии в системе географического...
Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести
Цели географического образования в современной школе
Школьная география: единство в многообразии / География в школе.
Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.
образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность...
Изучение регионального компонента в школьном...
География — особый школьный предмет
География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе...
Географическое образование: история и современность
В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.
В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением...
Значение экологического воспитания в процессе преподавания...
В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией
В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х
На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за...
Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях...
Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную
Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их...