Воспитательный потенциал уроков истории и литературы в школе при исправительной колонии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 20.01.2019

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Алиев, А. М. Воспитательный потенциал уроков истории и литературы в школе при исправительной колонии / А. М. Алиев, В. Н. Дуда, А. М. Пытков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3883/ (дата обращения: 19.04.2024).



Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении уроки истории и литературы способствуют подготовке учащихся к итоговой аттестации, восстановить пробелы в знаниях, выполняют воспитательный потенциал.

Ключевые слова: пенитенциарная система, литература, история, образование, нравственность, патриотизм, воспитание, учащиеся, урок.

Важнейшая миссия Средней общеобразовательной школы № 2 при исправительном учреждении исправительной колонии № 11 — это, прежде всего создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса. Воспитание в осужденных законопослушной и толерантной личности, формирование базы знаний учащихся для их будущей социализации после освобождение из мест заключения, продолжения обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

В школе обучаются осужденные в возрасте от 18 до 30 лет на основании статьи 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «Общее образование осужденных к лишению свободы», статьи 80 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также Концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10. 2010 № 1772-р, о дальнейшем развитии благоприятных условий для получения осужденными образования [3].

На воспитание в школе обращали особое внимание классики отечественной педагогической мысли. К. Д. Ушинский утверждал: «успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы» [4, с. 117–118].

Важно также привести цитату классика отечественной и международной педагогики Макаренко А..С. посвятившему жизнь работе с трудными подростками: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания» [3, с. 123–124].

Воспитательная работа — важнейшая часть работы в школе, в особенности в условиях пенитенциарной системы, где перевоспитание осужденных и избежание повторение рецидива преступления является первостепенной задачей. Получение аттестата в дальнейшем в первую очередь предполагает получение среднего специального или высшего образования, что в итоге станет для учащихся лучшая социализация после своего освобождения из мест лишения свободы.

История и литература — одна из важнейших дисциплин в школе при колонии, которая позволяет раскрыть те или иные спорные вопросы, которые есть сегодня, помогает расширить кругозор и отвлечь обучающихся от криминальной среды, переключив их на изучение художественного и культурного наследия страны и мира. Все это в итоге дает возможность учащимся самим прийти к патриотизму культурно-эстетическому воспитанию.

Уроки литературы и истории позволяют реализовать воспитательный потенциал, «привить» обучающимся, во-первых, патриотизм, любовь к Отечеству и своей малой Родине, уважения к представителям всех народов и стран их культуре. В итоге стать полноценным гражданином своей страны и быть полезным всему обществу [1, с.67–68.].

Воспитательными задачами уроков истории и литературы в школе важны для следующего:

‒ чтобы учащийся стал полноправным гражданином, патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой России и своей малой Родины;

‒ человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;

‒ мотивированным человеком к познанию и творчеству, обучению и саморазвитию на протяжении всей жизни;

‒ человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата на благо страны и своей малой Родины;

‒ человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них всю полноту ответственности перед обществом.

На уроках истории важно узнать мнение у учащихся, кто для них различные исторические личности и писатели: Александр Невский, М. Горький, Е. Пугачев, А. С. Пушкин, А. И. Солженицын, Б. Н. Ельцин и другие. Так как обучающиеся в школе при исправительной колонии являются в основном взрослыми людьми от 18 до 30 лет и некоторые старше в этой связи сформированными личностями, и по некоторым вопросам у них уже сформирована своя точка зрения. Уроки истории и литературы также являются важнейшей составляющей, которая разбивает различные стереотипы и мифы, основанные на художественных кинокартинах, «псевдонаучных исследованиях» или художественной литературе. Например, некоторые из учащихся на уроках высказывали следующее «благодаря» одной отечественной музыкальной композиции, что именно императрица Екатерина Великая «продала» Соединенным Штатам русскую Аляску. Отечественную войну 1812 года «выиграл генерал Мороз», а не патриотизм и героизм русских войск и всего многонационального населения Российской империи. В этой связи школьные дисциплины помогают развенчать различные мифы у учащихся, аргументировано показать их заблуждение. На уроках истории и литературы, обучающиеся с помощью фактического материала, новых статистических, археологических данных, рассматривают те или иные события в истории страны и мира, делают свои определенные выводы по каждому из них. Все это в итоге делает из учащихся личностей и патриотов.

Урок истории и литературы в школе проходит с применением мультимедиа в виде урока-презентации и видео-урока, данные уроки повышают интерес к учебе и развивают познавательный интерес. Документальные фильмы о важнейших событиях русской истории помогают в формировании патриотизма среди осужденных учащихся школы, являются фактором дополнительного изучения литературы по ранее изученным историческим темам.

Итак, резюмируя все вышесказанное, итогами воспитательной работы в Средней общеобразовательной школы № 2 при исправительном учреждении в контексте преподавания истории и литературы является в первую очередь то, что с помощью предметов на занятиях формируется новое представление о культуре, нравственности, патриотизме, гражданственности, законопослушности, которое строится на примерах прошлого страны и художественной литературы. Все это в итоге помогает не только обучить по предметам, но и повысить моральное, нравственно-патриотическое воспитание всех учащихся школы.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]. — М.: Педагогика, 2006.
  2. Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения. Собр. соч. Т.4.-М.: Наука, 1984. С. 123–124.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.9. М., 1987. С.117–118.
Основные термины (генерируются автоматически): урок истории, исправительное учреждение, литература, малая Родина, Российская Федерация, учащийся, школа, воспитательная работа, воспитательный потенциал, исправительная колония.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал школы как... | Литература

Термин «воспитательный потенциал» только переживает процесс вхождения в понятийный

Реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого

-литературный факультет: уроки литературы, клуб юных поэтов «Серебряное перышко»...

Воспитательные колонии и концептуальное развитие их...

На сегодняшний момент воспитательные колонии (далее ВК) являются исправительным

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных... осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное...

Некоторые аспекты применения поощрений как методов...

Поощрения, применяемые сотрудниками-воспитателями к осужденным в исправительных учреждениях

Литература по пенитенциарной педагогике содержит достаточно доказательств о

Если рассматривать метод поощрения с точки зрения теории стимулов воспитательного...

Воспитательный потенциал уроков литературы

Воспитательный потенциал уроков литературы. Автор: Любезнова Юлия Викторовна.

Как показал наш опыт работы в школе, для решения этой проблемы

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать проблемы образования в школе...

Воспитательное воздействие на лиц, приговоренных к лишению...

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

Цель исправительного воздействия на осужденных состоит в том, чтобы к моменту

 необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для...

История и современность Бузулукской исправительной колонии

В 2011 году воспитательная колония была перепрофилирована в женскую исправительную колонию № 2 общего режима. По данным за 2013 г. в ФКУ ИК-2 общего режима для осужденных женщин содержалось 267 осужденных. В течении 2013 года было сформировано 5 отрядов...

К вопросу о социальной работе с осужденными | Статья в журнале...

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. Технологии социальной работы с осужденными...

Похожие статьи

Воспитательный потенциал школы как... | Литература

Термин «воспитательный потенциал» только переживает процесс вхождения в понятийный

Реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого

-литературный факультет: уроки литературы, клуб юных поэтов «Серебряное перышко»...

Воспитательные колонии и концептуальное развитие их...

На сегодняшний момент воспитательные колонии (далее ВК) являются исправительным

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных... осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное...

Некоторые аспекты применения поощрений как методов...

Поощрения, применяемые сотрудниками-воспитателями к осужденным в исправительных учреждениях

Литература по пенитенциарной педагогике содержит достаточно доказательств о

Если рассматривать метод поощрения с точки зрения теории стимулов воспитательного...

Воспитательный потенциал уроков литературы

Воспитательный потенциал уроков литературы. Автор: Любезнова Юлия Викторовна.

Как показал наш опыт работы в школе, для решения этой проблемы

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать проблемы образования в школе...

Воспитательное воздействие на лиц, приговоренных к лишению...

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

Цель исправительного воздействия на осужденных состоит в том, чтобы к моменту

 необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для...

История и современность Бузулукской исправительной колонии

В 2011 году воспитательная колония была перепрофилирована в женскую исправительную колонию № 2 общего режима. По данным за 2013 г. в ФКУ ИК-2 общего режима для осужденных женщин содержалось 267 осужденных. В течении 2013 года было сформировано 5 отрядов...

К вопросу о социальной работе с осужденными | Статья в журнале...

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. Технологии социальной работы с осужденными...

Задать вопрос