Проблемы правового регулирования обязанностей офицеров, на которых приказом командира соединения или воинской части возложены задачи по воспитанию несовершеннолетних граждан | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Каратеев С. А. Проблемы правового регулирования обязанностей офицеров, на которых приказом командира соединения или воинской части возложены задачи по воспитанию несовершеннолетних граждан // Образование и воспитание. — 2019. — №1. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/114/3784/ (дата обращения: 19.10.2019).



Перед Российской Федерацией до сих пор стоит проблема по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, беспризорностью, наркоманией и неисполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В сфере обеспечения прав ребенка в стране действует немало нормативных правовых актов, но не все они полностью регламентируют отдельные аспекты и вопросы по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах несовершеннолетних является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры [4]. И поэтому, в случае невозможности передачи детей в приемную семью российское законодательство допускает направление обездоленных несовершеннолетних граждан, в соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», в специальные образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения либо учреждения системы здравоохранения.

В 2008 году российский законодатель решил ввести главу 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Семейный кодекс Российской Федерации. В составе этой главы была установлена статья 155.1, которая позволила расширить перечень учреждений. Теперь к ним относятся организации не только, оказывающие социальные, медицинские, образовательные услуги, но и некоммерческие организации, при условии, что осуществление надзора за детьми не противоречит целям их деятельности.

Но, как отмечалось выше, законодательство Российской Федерации неидеально, поэтому оно полностью и не охватывало все возможные варианты устройства ребят, которые попали в непростою ситуацию. Например, не рассматривалось устройство детей на воспитание в воинские соединения и части и др.

Особо остро в 90-е годы прошлого столетия в Вооруженных силах РФ и других воинских формированиях встала проблема по поддержке детей-сирот, когда уровень беспризорности находился на своем историческом пике. Но тогда вопрос по поступлению в воинские части для воспитания оставался открытым, ведь он не был законодательно закреплен. И поэтому, воинские организации неофициально стали брать воспитанников в свои ряды.

В 1999 году зачисление воспитанников в воинские соединения и части наконец получило своё юридическое оформление. Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут заноситься в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства. Порядок такого зачисления определяется «Положением о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» утвержденным Постановлением Правительства России от 14.02.2000 № 124.

На современном этапе в российском законодательстве существует ряд нормативных правовых актов, которые регулируют порядок и условия зачисления несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечения их необходимыми видами довольствия, а также устанавливают перечень соединений и воинских частей, в которые разрешено зачисление воспитанников. Данные нормы регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», приказом министра обороны от 19 мая 2001 г. N 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745", приказом ФСБ РФ от 10 ноября 2009 г. N 585 «Об утверждении Перечня пограничных органов, в которые разрешено зачисление несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников», а также приказом МВД РФ от 11 января 2009 г. N 10 «Об утверждении Положения о воспитанниках штатных военных оркестров внутренних войск МВД России».

Вышеперечисленные нормативные акты охватывают широкий круг аспектов: права и обязанности воспитанников, порядок их зачисления в воинскую часть, их материальное, социальное и бытовое обеспечение, распорядок дня, ответственность за неисполнительность и многое, и многое другое. Но ни один из них не устанавливает обязанности офицеров, которые на основании п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» назначаются приказом командира соединения или воинской части на должность внештатного воспитателя.

Предлагается российским государственным органам внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» и приказ министра обороны от 19 мая 2001 г. N 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745" посредством составления и последующим включением в эти правовые акты обязанности офицеров, на которых возложены задачи по воспитанию и психолого-педагогическому сопровождению подростков, зачисленных в специальные взвода воинской части.

У офицеров, которые согласно приказу командира части были назначены на должность воспитателя, имеются властно-распорядительные функции по отношению к несовершеннолетним воспитанникам, поэтому необходимо определить обязанности, которые будут аналогичными обязанностям педагогов и воспитателей в довузовских учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и иных ведомств. Ведь у офицеров-воспитателей в воинских частях зачастую отсутствует педагогическое образование и не у всех есть опыт в области общения с детьми, а тем более в их воспитании, что может привести к негативным последствиям и плачевным результатам в будущем. Исходя из данной проблемы, командирам структурных подразделений, в непосредственном подчинении которых находятся офицеры-воспитатели, необходимо утвердить порядок повышения знаний и квалификации во внеслужебное время в педагогической сфере в ближайшем среднем специальном или высшем учебном заведении, чтобы у данной категории военнослужащих не возникало проблем в нахождении общего языка с детьми, оставшихся без попечения родителей.

В виду вышеуказанного, российскому законодателю стоит ввести юридическую ответственность, которая будет предусматриваться за нарушение должностных внештатных обязанностей, и перечень требований, который будет предъявляться к офицерам-воспитателям, дабы они понимали всю серьезность и важность задач, возложенных на них.

Решение правовых вопросов данных отношений позволит не только обеспечить исполнение в Российской Федерации требований международных актов и федеральных законов, направленных на защиту детства, но и изменить в лучшую сторону судьбу конкретных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018);
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция);
  3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция).
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.1 ст. 4
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, утверждение Положения, попечение родителей, качество воспитанников, постановление Правительства, часть, ребенок, статус воспитанников, воинская часть, российский законодатель.

Похожие статьи

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются условия пребывания, отвечающие требованиям

В отличие от опеки и попечительства, в указанных нормативных актах приемная семья не названа законодателем формой устройства детей.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства...

Историко-правовой анализ несемейных форм устройства детей...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения... семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны...

Актуальные проблемы патронатного воспитания

Рассматривая положение социального и правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации следует отметить объективно значимую для современного общества и государства проблему - действующая сегодня в нашей стране система защиты прав...

Сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот...

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. №374. «О первоочередных мерах по

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Таким образом, суд принял решение о назначении административного...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Похожие статьи

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются условия пребывания, отвечающие требованиям

В отличие от опеки и попечительства, в указанных нормативных актах приемная семья не названа законодателем формой устройства детей.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства...

Историко-правовой анализ несемейных форм устройства детей...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения... семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны...

Актуальные проблемы патронатного воспитания

Рассматривая положение социального и правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации следует отметить объективно значимую для современного общества и государства проблему - действующая сегодня в нашей стране система защиты прав...

Сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот...

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. №374. «О первоочередных мерах по

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Таким образом, суд принял решение о назначении административного...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Задать вопрос