Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста / И. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3795/ (дата обращения: 25.04.2024).



Образование (общее и профессиональное) является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Учебные заведения как институты социализации формально выдвигают уровне требования к знаниям и поведению представителей обоих полов, однако на практике наблюдаются серьезные различия между имеющимся поведенческими схемами для ребят. Цель статьи — изучить особенности воспитания и образования мальчиков и девочек.

Ключевые слова: гендерный подход, учащаяся молодежь, маскулинность, фемининность.

Education (general and professional) is a sociocultural phenomenon and performs sociocultural functions. Educational institutions as socialization institutions formally put forward the level of requirements for knowledge and behavior of both sexes, but in practice there are serious differences between the existing behavioral patterns for children. The purpose of the article is to study the features of the upbringing and education of boys and girls.

Key words: gender approach, students, masculinity, femininity.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что гендерное воспитание школьников в общеобразовательных школах имеет следующие проблемы:

– неравномерная представленность лиц женского и мужского пола в педагогическом коллективе;

– гендерная некомпетентность учителя;

– коллективы, в которых мальчики и девочки учатся вместе, требуют от учителей, которые работают с ними, как мужчин, так и женщин, достаточного уровня социальной зрелости и внутренней уравновешенности,

– работа в смешанных классах требует тщательного отбора учителей, которые будут иметь специальное и необходимую подготовку для этого,

– воспитательная работа с учащимися различной пола не должна иметь обобщенного и унифицированного характера, она должна ориентироваться на особенности, возможности каждого конкретного ребенка [3, с. 144].

Раздельное воспитание и образование мальчиков и девочек в подростковом возрасте является актуальной проблемой в современном учебном заведении. Межличностные отношения подростков являются полем постоянного соприкосновения и выяснения определенных проблем и ареной самоутверждения. Поэтому межличностные конфликты являются одной из типичных форм взаимодействия людей [1, с. 27]. При раздельном обучении возрастает мотивация учения, дети ставят перед собой цели, планы и в соответствии с ФГОС достигают высоких результатов, так как учитывается индивидуальный подход к каждой девочке и мальчику, а также учитываются психофизиологические, нейрофизиологические особенности мозга, особенности пола. и т. д.

Считается, что раздельное обучение — это возвращение к практике дореволюционной России. Однако это не совсем так. Десятки тысяч земских и церковно-приходских школ с миллионами детей были смешанными. Раздельное же обучение существовало в средней школе. Для юношей были классические гимназии, реальные училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. Для девушек — женские гимназии. Дело в том, что среднее образование в царской России было утилитарным. Гимназии готовили будущих чиновников — гражданских и военных. У женщин было другое предназначение, на госслужбу их не брали, поэтому было логично учредить для них особые школы, после окончания которых они могли бы, не получая классных чинов, работать учителями. Естественно, и учебная программа в женских гимназиях была упрощенной по сравнению с мужскими. К примеру, считалось, что девушкам ни к чему древние языки. В женских гимназиях было 7 классов, в то время как в мужских 8.

Считается, что подростки обеих полов прибегают к конфликту и бунтарству, как к основному способу достижения автономии и независимости. В подростковом возрасте в период полового созревания девочки и мальчики мешают друг другу учиться. Влюбленность, или просто интерес, или неприязнь у девочек и мальчиков вызывает доминирование правого полушария (эмоционального), левое (логическое) тормозится, мотивация учения снижается.

Типы межличностных конфликтов в подростковом возрасте за характером противостояний имеют различные функциональные последствия для участников конфликта. Первой формой конфликта является конфликт мыслей, который решается конструктивным путем и рассматривается как адекватное средство формирования активной позиции личности. Регулирования конфликтов в случае столкновения интересов сторон зависит от доминантных у подростков способов их отстаивания. Совпадение индивидуальных стратегий поведения в конфликте создает условия для решения проблем конструктивным путем [2, с. 132; 4, с. 125].

Разрушительные психологические последствия для развития личности в подростковом возрасте имеет следующая форма конфликтов. Это конфликты ценностей, для которых характерна несовместимость стратегий конфликтного поведения. Конфликт внешнего поведения выступает характеристикой стиля взаимодействия, принятого в группе подростков, и не связан с нарушением их межличностных отношений.

Оптимальным для снижения конфронтации выступает доминирование среды участников конфликта ориентации на взаимодействие, кооперацию, в результате чего вероятность конструктивного решения повышается. О наличии такой установки свидетельствует эффективная коммуникация [3, с. 35; 6, с. 99].

Важно, чтобы конфликт рассматривался как общая проблема, которую возможно решить только совместными усилиями. Но практика невмешательства в конфликт может побудить закреплению в индивидуальном опыте подростка социально-непринятых способов самовыражения; развития и стабилизации стереотипов конфликтной поведения в конфликтных ситуациях [3, с. 67]. Установка на подавление и сглаживание любых конфликтов также является неэффективной у подростков, так как оставляет его возможности получение собственного опыта, в том случае и положительного, отстаивания своей точки зрения, своего «Я», утверждение своих ценностей, своей жизненной позиции [2, с. 215].

Исследование особенностей межличностных конфликтов показали их деструктивное влияние в межличностном взаимодействия подростков. Но достаточно заметна роль межличностного конфликта как конструктивного социально психологического явления, собственно, как фактора социализации личности на различных возрастных этапах ее формирования и развития [4, с. 135].

Выводы ипредложения. Анализ разработанной литературы и проведенного нами исследования свидетельствует о том, что накопилось много информации по отличиям о возрастных особенностях формирования признаков психологического пола у учащейся молодежи. Мы в свою очередь предлагаем определить возрастные особенности формирования признаков психологического пола установить взаимосвязь между этими признаками и мотивацией деятельности, ценностными ориентациями, физической подготовленностью и здоровьем, как влияют социальные условия для формирования гендерных стереотипов поведения юношей и девушек при раздельном обучении. Учет гендерных особенностей учащейся молодежи на уроках в раздельных школах поможет раскрыть потенциал каждого ученика, сформировать индивидуальную культуру и повысить

Литература:

  1. Ильин В. А. Идентичность и общество: проблема взаимосвязи детской и институциональной витальностей с точки зрения психосоциальной концепции личности // Социальная политика и социология. 2009. № 1 (43). — 140 с.
  2. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с англ. М.,1994. — 220 с.
  3. Медведева Н. В. Государственная система управления образованием в условиях реформ // Социальная политика и социология. 2009. № 5 (47). — С. 2–22.
  4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. — 334 с.
  5. Соломцева О. К. Педагогическая среда. М, Альбатрос, 2016. — 230с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, конфликт, раздельное обучение, возрастная особенность формирования признаков, гимназия, девочка, мотивация учения, образование мальчиков, пол, учащаяся молодежь.

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит

− Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Гипотеза исследования: общение девочек и мальчиков подросткового возраста в процессе

Начало полового созревания у девочек и мальчиков приходится на разный календарный возраст

К концу 4 класса у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола...

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

В подростковом возрасте изменяются прежде всего условия школьной жизни — у ребенка уже не

Но в старшем подростковом возрасте, к VIII классу, приемы запоминания становятся

Всякий неуспех порождает у него нежелание учиться (лишь у более зрелых подростков, у тех...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной...

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

Проблема мотивации в психологии исследована достаточно подробно, даже несмотря на то, что в данной области большое количество работ, а также обращения ряда авторов к исследованию особенностей мотивации учения у младших школьников, эту проблему нельзя считать...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как

Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом полодетерминированных особенностей различного генеза

Пол — это не только первичные и вторичные половые признаки. Это различная мозговая деятельность, различные физиология...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности

Посмотрим теперь на подростка с точки зрения задач последующего, юношеского возраста.

Несмотря на наблюдаемое порой снижение интереса к учению, у большинства подростков...

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит

− Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

Гипотеза исследования: общение девочек и мальчиков подросткового возраста в процессе

Начало полового созревания у девочек и мальчиков приходится на разный календарный возраст

К концу 4 класса у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола...

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

В подростковом возрасте изменяются прежде всего условия школьной жизни — у ребенка уже не

Но в старшем подростковом возрасте, к VIII классу, приемы запоминания становятся

Всякий неуспех порождает у него нежелание учиться (лишь у более зрелых подростков, у тех...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной...

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

Проблема мотивации в психологии исследована достаточно подробно, даже несмотря на то, что в данной области большое количество работ, а также обращения ряда авторов к исследованию особенностей мотивации учения у младших школьников, эту проблему нельзя считать...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как

Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом полодетерминированных особенностей различного генеза

Пол — это не только первичные и вторичные половые признаки. Это различная мозговая деятельность, различные физиология...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности

Посмотрим теперь на подростка с точки зрения задач последующего, юношеского возраста.

Несмотря на наблюдаемое порой снижение интереса к учению, у большинства подростков...

Задать вопрос