Активизация познавательной деятельности студентов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Ульянова Л. И. Активизация познавательной деятельности студентов // Образование и воспитание. — 2018. — №5. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3750/ (дата обращения: 22.09.2019).



Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Развитие конкурентоспособной экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать профессиональной мобильностью и компетентностью.

При обучении профессии существует проблема соотнесения большого объема информации и малого бюджета времени на его достаточно глубокую проработку. Выход из создавшегося противоречия вижу в необычной подаче учебного материала в виде модульных блоков, а затем проработке его на семинарских и практических занятиях, в усилении активизации самостоятельной познавательности обучаемых. Поскольку очевидно, что научить всему на всю жизнь невозможно, значит будущему специалисту необходимо научиться самому добывать знания и творчески их применять на практике. Этим умением можно овладеть только в стенах учебного заведения.

Вот поэтому целью своей педагогической деятельности ставлю «Активизацию познавательной деятельности студентов путем мотивации профессиональной значимости изучаемого материала». Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

‒ сформировать интеллектуальные умения и развить познавательные интересы;

‒ развить навыки исследовательской работы, создать условия развития профессиональных способностей;

‒ сформировать стратегию успешности личности студента через развитие профессионально-значимых качеств личности специалиста.

Конечным результатом обучения являются профессиональные компетенции, соответствующие основным умениям и навыкам профессиональной деятельности. Но без знаний умений не бывает. Знания –инструмент освоения умений.

Умения в свою очередь можно разложить на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные умения — умения выполнять мыслительные операции (анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать), т. е. оперировать знаниями.

Студенты должны уметь оперировать знаниями: извлекать из памяти необходимую в данный момент информацию, уметь выделять наиболее существенные признаки и свойства, сравнивать их, находить причинно-следственные связи.

Практические умения направлены на выполнение конкретных практических действий, решение производственных задач.

Хорошо известно, что студенты первого курса недостаточно ориентированы на овладение профессиональной деятельностью, у них еще не определилось отношение к профессии. В теме «Введение в специальность» закладываю основы профессиональной деятельности, формулирую требования к личным качествам студентов, показываю пути их совершенствования. И начинаю, конечно, с диагностики: анкетирования и тестирования.

Анкетирование — выявление мотивации выбора специальности, степени общего представления о ней.

Тестирование — определение с помощью специальных тестов психологических свойств личности, степени устойчивости интереса к профессии, выявление склонностей и способностей (пригодности) к данному виду профессиональной деятельности, первичный анализ возможностей студента.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, используя следующие технологии: личностно-ориентированную, модульную и игровую.

Образовательная парадигма основывается на приоритете личности. Сам образовательный процесс ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего познавательных. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебной деятельности- залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов.

Модульная технология обучения направлена на овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Модульная технология позволяет развить, помимо профессиональных компетенций, инициативу, сотрудничество, способность к работе в группе — коммуникативные способности, сформировать умения логически мыслить, отбирать, оценивать и использовать информацию.

Известный французский физик Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Дидактические игры позволяют значительно активизировать познавательную и мыслительную деятельность студентов.

Основу активизации мыслительной деятельности студентов составляют активные методы обучения. При них все студенты группы работают интенсивно, с полной отдачей, интересом и желанием, слушают –думая, наблюдают –думая, читают –думая, выполняют практические задания — думая. В своей работе использую такие методы, как: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисково- исследовательские работы, анализ производственных ситуаций, решение производственных задач, деловые и дидактические игры.

При изложении нового материала ставлю вопросы проблемного характера, например: От чего зависит выбор установочных устройств осветительной установки? Как увеличить срок службы лампы? Что влияет на снижение мощности светового потока лампы? Какие функции выполняет арматура светильника? В ходе эвристической беседы студенты решают проблемные вопросы, возникающие в процессе диалога. Например, при изучении электромонтажного инструмента и механизмов, перечисляю пробивной инструмент и спрашиваю: Какие работы ими можно производить? Студенты рассуждают, обсуждают и совместно делают заключения, опираясь на жизненный опыт и наблюдения. При этом формируется демократический стиль общения преподавателя и студента.

Учебная дискуссия позволяет студентам свободно высказывать свои суждения и внимательно слушать мнения других, спорить, делать аргументированные выводы, быть ответственными при оценивании другого. Например, применяю этот метод при изучении тем «Производство, передача и потребление электрической энергии». Проблема строительства атомных электростанций — две точки зрения. «Способы передачи электроэнергии (какой эффективнее — подземный или воздушный?». «Схемы распределения энергии (преимущества и недостатки радиальной и магистральной)» и т. д.

Самостоятельной работе со справочной литературой, нормативными документами, конструкторской документацией отвожу важную роль в процессе обучения. Студенты самостоятельно ищут нужную информацию, отвечают на контрольные вопросы, заполняют сравнительные таблицы, изучают устройство и технические характеристики оборудования.

Поисково-исследовательские работы студентов носят творческий характер. Например, исследование осветительной установки в учебном кабинете. Студенты изучают установку: определяют виды установленных осветительных приборов, выключателей, розеток, защитных аппаратов, вид электропроводки и проводниковых изделий; выполняют необходимые замеры. Затем чертят схемы и планы расположения электрооборудования установки.

Анализ производственных ситуаций и решение производственных задач — действенный активный метод обучения. Например, такая задача: питающая линия рассчитана на номинальный ток 10А, действительная нагрузка на сеть 20А, а защитный аппарат установлен на линии на 10А (16А, 25А). Что будет происходить в 1, 2, 3 случаях?

Или практическая работа по составлению марок образцов проводниковых изделий и определения области их применения. Или решение вопроса выбора способа соединения жил проводов и кабелей путем анализа условий прокладки, знания свойств материала жил и изоляции, технической целесообразности.

Дидактические игры плодотворны при закреплении и обобщении пройденного материала. Это уроки — семинары, уроки-защиты, уроки-путешествия, уроки-соревнования и т. п.

Проектная деятельность студента — важная составляющая в становлении специалиста, обладающего всеми требуемыми компетенциями. Предлагаю спроектировать «установку будущего», нет не из мира фантастики, а на основе новейших достижений энергетики. А итогом работы над проектами — семинар «Ярмарка идей».

Использование видеоматериалов позволяет расширить кругозор студентов, эмоционально на них воздействовать, «раскрашивать» подаваемый материал.

Эффективность применения выбранных методов и технологий отражается в результатах педагогической деятельности, динамики роста качества обучения студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, умение, осветительная установка, учебная дискуссия, эвристическая беседа, мыслительная деятельность студентов, задача, решение, работа.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее...

Использование активных методов обучения в формировании...

Оценочная деятельность может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание), так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах. Отечественными и зарубежными учеными достаточно...

Развитие познавательной активности студентов через...

- Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно

Одним из приемов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа.

Организацию деятельности студентов можно пояснить на примере фрагмента урока по теме...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Основной его задачей является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию...

Учебно-познавательная деятельность — процессы присвоения...

коллективная мыслительная деятельность

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые...

Анализ форм и методов обучения, способствующих...

«Готовность студентов к организационно-управленческой деятельности» мы рассматриваем как

Метод эвристического диалога — это вопросно-ответный способ организации учебного процесса, в

Всю деятельность студентов в ходе процесса формирования их готовности к...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего иностранным языком на уровне профессионального общения. Целями проведения педагогической практики у бакалавров...

Мастерство педагога в решении...

Рассматривая вопросы профессионального мастерства в педагогической деятельности

Профессионально-ценностное самоотношение педагога определяет его отношение к себе в

Исследователь общепедагогических умений учителя Л. Ф. Спирин считает понятия...

Подготовка студентов педвуза к решению...

Подготовка студентов в педагогическом вузе к решению профессиональных задач призвана

Решение — это формирование мыслительных операций, снижающих исходную

Серьезный вклад в подготовку студентов к решению этих задач может вносить учебная...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее...

Использование активных методов обучения в формировании...

Оценочная деятельность может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание), так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах. Отечественными и зарубежными учеными достаточно...

Развитие познавательной активности студентов через...

- Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно

Одним из приемов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа.

Организацию деятельности студентов можно пояснить на примере фрагмента урока по теме...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Основной его задачей является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию...

Учебно-познавательная деятельность — процессы присвоения...

коллективная мыслительная деятельность

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые...

Анализ форм и методов обучения, способствующих...

«Готовность студентов к организационно-управленческой деятельности» мы рассматриваем как

Метод эвристического диалога — это вопросно-ответный способ организации учебного процесса, в

Всю деятельность студентов в ходе процесса формирования их готовности к...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего иностранным языком на уровне профессионального общения. Целями проведения педагогической практики у бакалавров...

Мастерство педагога в решении...

Рассматривая вопросы профессионального мастерства в педагогической деятельности

Профессионально-ценностное самоотношение педагога определяет его отношение к себе в

Исследователь общепедагогических умений учителя Л. Ф. Спирин считает понятия...

Подготовка студентов педвуза к решению...

Подготовка студентов в педагогическом вузе к решению профессиональных задач призвана

Решение — это формирование мыслительных операций, снижающих исходную

Серьезный вклад в подготовку студентов к решению этих задач может вносить учебная...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

Задать вопрос