Активизация познавательной деятельности студентов
Автор: Ульянова Любовь Ивановна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 05.12.2018
Статья просмотрена: 620 раз
Библиографическое описание:
Ульянова, Л. И. Активизация познавательной деятельности студентов / Л. И. Ульянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3750/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.
Т. Эдисон
Развитие конкурентоспособной экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать профессиональной мобильностью и компетентностью.
При обучении профессии существует проблема соотнесения большого объема информации и малого бюджета времени на его достаточно глубокую проработку. Выход из создавшегося противоречия вижу в необычной подаче учебного материала в виде модульных блоков, а затем проработке его на семинарских и практических занятиях, в усилении активизации самостоятельной познавательности обучаемых. Поскольку очевидно, что научить всему на всю жизнь невозможно, значит будущему специалисту необходимо научиться самому добывать знания и творчески их применять на практике. Этим умением можно овладеть только в стенах учебного заведения.
Вот поэтому целью своей педагогической деятельности ставлю «Активизацию познавательной деятельности студентов путем мотивации профессиональной значимости изучаемого материала». Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
‒ сформировать интеллектуальные умения и развить познавательные интересы;
‒ развить навыки исследовательской работы, создать условия развития профессиональных способностей;
‒ сформировать стратегию успешности личности студента через развитие профессионально-значимых качеств личности специалиста.
Конечным результатом обучения являются профессиональные компетенции, соответствующие основным умениям и навыкам профессиональной деятельности. Но без знаний умений не бывает. Знания –инструмент освоения умений.
Умения в свою очередь можно разложить на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные умения — умения выполнять мыслительные операции (анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать), т. е. оперировать знаниями.
Студенты должны уметь оперировать знаниями: извлекать из памяти необходимую в данный момент информацию, уметь выделять наиболее существенные признаки и свойства, сравнивать их, находить причинно-следственные связи.
Практические умения направлены на выполнение конкретных практических действий, решение производственных задач.
Хорошо известно, что студенты первого курса недостаточно ориентированы на овладение профессиональной деятельностью, у них еще не определилось отношение к профессии. В теме «Введение в специальность» закладываю основы профессиональной деятельности, формулирую требования к личным качествам студентов, показываю пути их совершенствования. И начинаю, конечно, с диагностики: анкетирования и тестирования.
Анкетирование — выявление мотивации выбора специальности, степени общего представления о ней.
Тестирование — определение с помощью специальных тестов психологических свойств личности, степени устойчивости интереса к профессии, выявление склонностей и способностей (пригодности) к данному виду профессиональной деятельности, первичный анализ возможностей студента.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, используя следующие технологии: личностно-ориентированную, модульную и игровую.
Образовательная парадигма основывается на приоритете личности. Сам образовательный процесс ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего познавательных. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебной деятельности- залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов.
Модульная технология обучения направлена на овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Модульная технология позволяет развить, помимо профессиональных компетенций, инициативу, сотрудничество, способность к работе в группе — коммуникативные способности, сформировать умения логически мыслить, отбирать, оценивать и использовать информацию.
Известный французский физик Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Дидактические игры позволяют значительно активизировать познавательную и мыслительную деятельность студентов.
Основу активизации мыслительной деятельности студентов составляют активные методы обучения. При них все студенты группы работают интенсивно, с полной отдачей, интересом и желанием, слушают –думая, наблюдают –думая, читают –думая, выполняют практические задания — думая. В своей работе использую такие методы, как: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисково- исследовательские работы, анализ производственных ситуаций, решение производственных задач, деловые и дидактические игры.
При изложении нового материала ставлю вопросы проблемного характера, например: От чего зависит выбор установочных устройств осветительной установки? Как увеличить срок службы лампы? Что влияет на снижение мощности светового потока лампы? Какие функции выполняет арматура светильника? В ходе эвристической беседы студенты решают проблемные вопросы, возникающие в процессе диалога. Например, при изучении электромонтажного инструмента и механизмов, перечисляю пробивной инструмент и спрашиваю: Какие работы ими можно производить? Студенты рассуждают, обсуждают и совместно делают заключения, опираясь на жизненный опыт и наблюдения. При этом формируется демократический стиль общения преподавателя и студента.
Учебная дискуссия позволяет студентам свободно высказывать свои суждения и внимательно слушать мнения других, спорить, делать аргументированные выводы, быть ответственными при оценивании другого. Например, применяю этот метод при изучении тем «Производство, передача и потребление электрической энергии». Проблема строительства атомных электростанций — две точки зрения. «Способы передачи электроэнергии (какой эффективнее — подземный или воздушный?». «Схемы распределения энергии (преимущества и недостатки радиальной и магистральной)» и т. д.
Самостоятельной работе со справочной литературой, нормативными документами, конструкторской документацией отвожу важную роль в процессе обучения. Студенты самостоятельно ищут нужную информацию, отвечают на контрольные вопросы, заполняют сравнительные таблицы, изучают устройство и технические характеристики оборудования.
Поисково-исследовательские работы студентов носят творческий характер. Например, исследование осветительной установки в учебном кабинете. Студенты изучают установку: определяют виды установленных осветительных приборов, выключателей, розеток, защитных аппаратов, вид электропроводки и проводниковых изделий; выполняют необходимые замеры. Затем чертят схемы и планы расположения электрооборудования установки.
Анализ производственных ситуаций и решение производственных задач — действенный активный метод обучения. Например, такая задача: питающая линия рассчитана на номинальный ток 10А, действительная нагрузка на сеть 20А, а защитный аппарат установлен на линии на 10А (16А, 25А). Что будет происходить в 1, 2, 3 случаях?
Или практическая работа по составлению марок образцов проводниковых изделий и определения области их применения. Или решение вопроса выбора способа соединения жил проводов и кабелей путем анализа условий прокладки, знания свойств материала жил и изоляции, технической целесообразности.
Дидактические игры плодотворны при закреплении и обобщении пройденного материала. Это уроки — семинары, уроки-защиты, уроки-путешествия, уроки-соревнования и т. п.
Проектная деятельность студента — важная составляющая в становлении специалиста, обладающего всеми требуемыми компетенциями. Предлагаю спроектировать «установку будущего», нет не из мира фантастики, а на основе новейших достижений энергетики. А итогом работы над проектами — семинар «Ярмарка идей».
Использование видеоматериалов позволяет расширить кругозор студентов, эмоционально на них воздействовать, «раскрашивать» подаваемый материал.
Эффективность применения выбранных методов и технологий отражается в результатах педагогической деятельности, динамики роста качества обучения студентов.