Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Ельмеева С. М. Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — №5. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3672/ (дата обращения: 21.10.2019).



Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило с тем местом, где находится дом, родители, друзья, то есть конкретным местом, в котором живут дети. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие — важное моральное качество личности. В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по — хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну. Дошкольный возраст имеет богатейшие потенциальные возможности для формирования патриотизма как высшей формы социального сознания. Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Обращение к краеведческому материалу на основе художественных произведений литературы и искусства способствует формированию уважения к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Одним из средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов является сказка, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят — народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок». В сказке существуют две нравственные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что ему более близко и понятно, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… — как отмечает Т. В. Кудрявцев, — в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем». Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»). Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности- актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. Участие детей в народных праздниках и обрядах, когда они включаются в различные виды игровой деятельности, способствуют воспитанию их в духе гуманистических идеалов, как носителей нравственно-эстетической культуры. Кроме непосредственно образовательной деятельности, литературные произведения даются дошкольникам во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации — спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. художественная литература включает информацию о родном крае, культуре народа, что побуждает детей наблюдать, размышлять и рассуждать.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, маленький человек, художественная литература, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Влияние детской художественной литературы на...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга...

Роль художественной литературы в познании окружающего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста. литературное произведение, художественная литература, ребенок...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

художественное воспитание, дети дошкольного возраста...

Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная...

Художественная литература как фактор формирования...

Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых

В дошкольном возрасте ребенок переносит свои чувства по отношению к другим людям и на

Он сочувствует несчастьям Гадкого утенка не меньше, чем реальным несчастьям, он

По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку.

художественная литература, дошкольный возраст, старший...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка дошкольного возраста.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из важнейших средств формирования культуры поведения...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость...

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Влияние детской художественной литературы на...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга...

Роль художественной литературы в познании окружающего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста. литературное произведение, художественная литература, ребенок...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

художественное воспитание, дети дошкольного возраста...

Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная...

Художественная литература как фактор формирования...

Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых

В дошкольном возрасте ребенок переносит свои чувства по отношению к другим людям и на

Он сочувствует несчастьям Гадкого утенка не меньше, чем реальным несчастьям, он

По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку.

художественная литература, дошкольный возраст, старший...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка дошкольного возраста.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из важнейших средств формирования культуры поведения...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость...

Задать вопрос