Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 1367 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3632/ (дата обращения: 29.03.2024).



Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В создании системы работы, построенной на основе комплексно-тематического подхода и направленной на формирование и развитие мыслительной деятельности.

Ключевые слова: система работы, мыслительная деятельность, игровые технологии, комплексный подход.

Проблема состояния мыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является на сегодняшний день очень значимой. Ведь именно речь и мышление являются непременным условием развития всех остальных человеческих способностей. Логическое мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. В связи с этим, мы считаем необходимым осуществить подбор и комбинирование имеющихся в практике игровых технологий с целью создания системы интеллектуально-математических игр, направленных на формирование мыслительных процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации целенаправленной работы с использованием игровых технологий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) мыслительных процессов. В создании игровых ситуаций, стимулирующих развитие представлений у детей о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности.

Учитывая специфику данного возраста, мы делаем акцент на использование разнообразных наглядных и демонстрационных материалов в процессе игровой деятельности, которые будут способствовать наиболее успешному формированию мыслительных процессов у детей. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

В своей работе мы опирались на методические разработки и практический материал следующих авторов: Р. С. Немов, Е. В. Колесникова, З. А. Михайлова, М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

Цель: подбор и систематизация интеллектуально-математических игр, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по организации работы с детьми с ТНР в процессе формирования мыслительных процессов.
  2. Подобрать диагностический материал, разработать диагностическую карту по данному разделу, осуществить диагностическую работу.
  3. Провести отбор и систематизацию игр и игровых упражнений по данному направлению и внедрить ее в работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
  4. Провести итоговый мониторинг по окончании формирующего этапа работы по формированию мыслительных процессов с целью отслеживания эффективности работы.

Детальное изучение психических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также анализ и обобщение научной и методической литературы, помогли выстроить систему развивающей работы по формированию мыслительных процессов дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической литературы. Были составлены диагностические карты обследования уровня сформированности мыслительных процессов для детей старшего дошкольного возраста, разработаны диагностические задания, критерии и показатели оценки умений детей.

Затем был проведен первоначальный мониторинг, который показал, что у детей недостаточно сформирована речемыслительная деятельность.

Высокий уровень в результате первоначальной диагностики показал один ребенок — 10 %, средний уровень — 20 %, а низкий уровень — 70 % детей.

Учитывая данные обследования, была осуществлена разработка развивающих мероприятий с детьми данного возраста. Проведена систематизация игр и игровых упражнений по комплексно-тематическому принципу. Составлен перспективный план работы на два учебных года, который включил в себя игры, игровые упражнения на формирование элементарных математических представлений.

Одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к обучению. В связи с этим педагогами ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из таких форм является математическая игра. Для того, чтобы правильно и грамотно управлять детской игрой, была подобрана методика проведения математических игр.

Для развития интереса детей к элементарной математической деятельности и непосредственно формирования мышления детей были созданы определенные условия. Уголок занимательной математики «Для умников и умниц» тематически оснащен играми, пособиями и материалом математического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. Эти игры способствовали развитию интереса детей к математике. Благодаря этой игротеке у детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми.

Работа по решению поставленных задач велась поэтапно:

I этап — развитие у дошкольников психических процессов через использование математических игр;

II этап — развитие основных мыслительных операций через использование игр математического содержания;

В результате целенаправленной работы у детей повысился уровень сформированности мыслительных операций, уровень развития сенсорных и умственных способностей. Можно было наблюдать следующую динамику: высокий уровень сформированности мыслительных процессов увеличился по сравнению с первоначальным на 30 %, средний повысился с с 20 % до 60 %, низкого не стало вообще. Интеллектуальные игры математического содержания воспитывали у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. У них сформировалась способность к обобщению и классификации. Дети овладели умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению, сравнивать предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Дети умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) все дети знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике;

б) примерно 70 % детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

в) дети достигают нужного результата;

г) работа по развитию мышления на основе логических игр принесла свои плоды: дети стали более активными и интеллектуальными.

Кроме того, данная деятельность оказала огромное положительное влияние на развитие речи ребенка: обогащение словаря, согласование слов в единственном и множественном числе, формулировка ответов полным предложением, логические рассуждения.

Таким образом, на основании данных мониторинга, полученных после проведенной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, можно говорить о том, что применение данной системы мероприятий оказывает положительное влияние на формирование у детей данной категории мыслительных процессов в процессе интеллектуально-математических игр.

Литература:

1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

2. Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопросы психологии. — 1983. — № 2.

3. Волонина В. В. Занимательная математика С-Петербург, 1996г.1

4. А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет» — М.,1996г.

5. Ковалев В. И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелое нарушение речи, старший дошкольный возраст, игра, процесс, формирование, математическое содержание, мыслительная деятельность, высокий уровень, методическая литература.

Похожие статьи

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является

Развитие ребёнкапроцесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра...

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

На всех этапах осуществления мыслительной деятельности процесс решения

Высокий уровень выявлен у большинства дошкольников с нормальным уровнем...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей...

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии

уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции...

Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой

Связная речьвысшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка.

Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста

Исследование мыслительной деятельности детей... Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием... ребенок, дошкольный

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как...

Развивающие игры математического содержания как средство...

Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Похожие статьи

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является

Развитие ребёнкапроцесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра...

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

На всех этапах осуществления мыслительной деятельности процесс решения

Высокий уровень выявлен у большинства дошкольников с нормальным уровнем...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей...

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии

уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции...

Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой

Связная речьвысшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка.

Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста

Исследование мыслительной деятельности детей... Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием... ребенок, дошкольный

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как...

Развивающие игры математического содержания как средство...

Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Задать вопрос