Методика обучения студентов-самбистов эффективной технике бросков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.10.2018

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Муслимов, У. М. Методика обучения студентов-самбистов эффективной технике бросков / У. М. Муслимов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3628/ (дата обращения: 16.04.2024).



Специалистами спортивной борьбы выявлено два варианта выполнения бросков, условно названных «силовым» и «инерционным», причем последний способ признан наиболее эффективным и надежным. Предлагаемая методика, внедренная в практику в ряде вузов и спортивных школ страны, направлена на обучение инерционной технике бросков.

Изучение бросков начинается на основе ясного представления спортсменом о способах выведения противника из равновесия (ВИР), которые составляют биомеханическую основу приема. В первую очередь об основном, которым создается инерция телу противника и которым определяется его направление: толчком или рывком. Также борец должен знать, какие вспомогательные способы ВИР образуют подбив. Он должен правильно осознавать алгоритм «инерционного» броска, его ритмовую структуру и характер прилагаемых усилий.

Указанный «инерционный» способ включает в себя следующие основные элементы: характерную ритмовую структуру, состоящую из нескольких акцентированных опорных тактов (от двух до четырех); взрывные усилия в операции выведение из равновесия, начинающиеся с постановки опорной ноги, с последующим включением в работу «выводящей» и затем «рабочей» руки; активное неустойчивое положение тела атакующего борца при сближении с противником и наличие инерции собственного тела в направлении броска; акцентированные усилия опорной ноги (ног) при подбиве, в сочетании с предельными взрывными усилиями мышц всего тела, направленными в сторону падения противника.

Так сближение с противником в бросках толчком (например, задняя подножка) должно производиться не на счет «раз» шаг ногой, а на каждый опорный такт: «раз-два», с максимальной скоростью, без остановки. В бросках рывком (например, бросок через спину с правосторонней стойки), алгоритм опорных тактов следующий: левая-правая-левая, на счет «раз-два-три». Особое внимание самбист должен обращать на акцентирование усилий всего тела в опорных тактах. Любой бросок должен начинаться с постановки опорной ноги и включением в работу «выводящей» руки.

Ускорение, создаваемое взрывным действием в начальном элементе броска, должно создать инерцию телу противника в нужном направлении. При сближении происходит смена опорной ноги, при этом следует уделить внимание созданию дополнительного воздействия в направлении броска для предотвращения снижения скорости и ускорения. В конечной стадии сближения атакующему борцу необходимо привести свое тело и тело противника в неустойчивое положение, вовлекая в общий инерционный процесс силы тяжести обоих борцов. В основной фазе броска (в элементе «подбив») должно происходить второе, основное взрывное действие атакующего борца. Оно создается в последнем опорном такте усилием обеих ног, рук и туловища, а также активным воздействием силы тяжести собственного тела.

Группы приемов составлены таким образом, чтобы на первых уроках изучались броски с использованием одного, ключевого способа ВИР, с минимальным количеством элементов техники и не требующие сложных координационных движений. В соответствии с исходным ВИР, которым создается инерция, все броски разделяются на два блока: толчком и рывком. Базовыми бросками первого блока являются шесть: выведение из равновесия толчком; задняя подножка; бросок захватом бедра изнутри; боковой переворот; бросок захватом обеих ног; зацеп изнутри. Базовая техника второго блока представлена девятью бросками: выведение из равновесия рывком; бросок через бедро; бросок через спину; передняя подножка; «мельница»; бросок через голову с упором ноги в живот; подхват изнутри; боковая подсечка; бросок прогибом с захватом пояса сверху.

На начальном этапе обучения важным становится не обретение студентами навыков конкретного броска, а понимание ими принципов образования алгоритмов приемов в стойке. Начинающим борцам важно обрести навыки операций, характерных для приемов, относящихся к той или иной классификационной группе способов выведения противника из равновесия.

Рекомендуется применение технических средств обучения. Первую стадию освоения бросков, то есть точность построения движений приемов, следует изучать на простейших тренажерных устройствах, доступных каждому спортсмену. В качестве указанных устройств могут использоваться упругие материалы: резина, пружина, а также неупругие — например фал (тот же пояс от куртки самбо), прикрепленный к стене.

Вторую стадию — силовой, взрывной подход, можно изучать с помощью блочных тренажерных устройств, обладающих инерцией. А третья стадия — слитное выполнение бросков, изучается уже с партнером своего веса.

Методика позволяет в сжатые сроки подготовить из студентов-новичков самбистов высоких разрядов, обладающих знаниями и умениями выполнения эффективных приемов в борьбе стоя.

Литература:

  1. Акопов А. А. Вашурин К. М. «Боевые приемы Самбо (учебно-методическое пособие для специальных средних учебных заведений МВД)», 1970
  2. Библиография самбо
  3. Ваисов К. М., Кудрявцев Д. В. «Борьба Самбо. Техника и методика обучения», 2010
  4. Вельмякин В. Н. «Боевое Самбо и рукопашный бой для спецвойск», 1993
  5. Волков В. П. «Курс Самозащиты Без Оружия „САМБО” (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛ НК|ВД)
  6. Волостных В. В. Ишков А. В. «Боевое Самбо», 2002
  7. Волостных В. В. Ишков А. В. «Универсальные единоборства», 2009
  8. Волостных В. В. Жуков Г. В. Тихонов В. А. «Энциклопедия боевого Самбо», 1993
  9. Гаткин Е. Я. «Самбо для начинающих», 2001
Основные термины (генерируются автоматически): бросок, тело противника, атакующий борец, бросок захватом, задняя подножка, опорная нога.

Похожие статьи

Выявление особенностей освоения прохода в ноги в вольной...

Чем ближе толчковая нога к опорной, тем дальше атакующий сумеет продвинуться во время

В вольной борьбе актуальная проблема технического исполнения в ноги тренировочных и

Далее мы задались вопросом — будут ли борцы проходить в ноги в схватке, если они ведут в...

Сравнительные особенности атакующей техники удара рукой...

Задняя нога, упираясь в землю или пол при отталкивании, преобразует потенциальную

Важно помнить, что всякие атакующие действия в боксе начинаются поднятием рук выше уровня

Описанная структура техники выполнения атакующего удара позволяет увидеть заметную...

Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе...

Бросок проводится определенным способом с помощью ноги, руки, туловища и т. п. и завершается сбиванием противника в партер.

В соревнованиях по борьбе дзюдо правилами разрешается захват блокирующий руки противника только в локтевом суставе.

История возникновения искусства единоборства

Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного)...

Совершенствование управления соревновательной...

Анализ структуры атакующих действий борцов показал наличие механизма движения, вызывающего пару

Большое значение имеет место и направление усилий (захват за верхнюю часть тела

У борца, не учитывающего степень устойчивости своего тела и тела противника...

История возникновения национальной борьбы «хапсагай»

При бросках борец должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли, чтобы самому не коснуться ее. Техника борьбы богатая, борцами она выполняется с тонким мастерством. В борьбе «хапсагай» большое значение имеет правильная реализация...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

время выполнения каждой серии и качество выполнения бросков [8]. Многие специалисты выделяют следующие типы тренировочных заданий: аэробные, смешанные аэробно-анаэробные, анаэробной гликолитической и анаэробной алактатной направленности.

Методика обучения юных самбистов основам тактики борьбы

Обучение самбистов тактическим подготовкам бросков следует начинать с подавления силой и скоростью, поскольку преимущество в этих физических качествах позволяет опередить или пресечь сопротивление противника в процессе выполнения техники бросков.

Методика регистрации технико-тактических действий в борьбе...

3. Место захвата на теле противника обозначается маленьким кружочком.

Для составления характеристик подготовленности борца и его противника, кроме

задне-обратный круговой удар (пяткой или подушечками пальцев стопы) в голову, гораздо реже - в корпус

Похожие статьи

Выявление особенностей освоения прохода в ноги в вольной...

Чем ближе толчковая нога к опорной, тем дальше атакующий сумеет продвинуться во время

В вольной борьбе актуальная проблема технического исполнения в ноги тренировочных и

Далее мы задались вопросом — будут ли борцы проходить в ноги в схватке, если они ведут в...

Сравнительные особенности атакующей техники удара рукой...

Задняя нога, упираясь в землю или пол при отталкивании, преобразует потенциальную

Важно помнить, что всякие атакующие действия в боксе начинаются поднятием рук выше уровня

Описанная структура техники выполнения атакующего удара позволяет увидеть заметную...

Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе...

Бросок проводится определенным способом с помощью ноги, руки, туловища и т. п. и завершается сбиванием противника в партер.

В соревнованиях по борьбе дзюдо правилами разрешается захват блокирующий руки противника только в локтевом суставе.

История возникновения искусства единоборства

Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного)...

Совершенствование управления соревновательной...

Анализ структуры атакующих действий борцов показал наличие механизма движения, вызывающего пару

Большое значение имеет место и направление усилий (захват за верхнюю часть тела

У борца, не учитывающего степень устойчивости своего тела и тела противника...

История возникновения национальной борьбы «хапсагай»

При бросках борец должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли, чтобы самому не коснуться ее. Техника борьбы богатая, борцами она выполняется с тонким мастерством. В борьбе «хапсагай» большое значение имеет правильная реализация...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

время выполнения каждой серии и качество выполнения бросков [8]. Многие специалисты выделяют следующие типы тренировочных заданий: аэробные, смешанные аэробно-анаэробные, анаэробной гликолитической и анаэробной алактатной направленности.

Методика обучения юных самбистов основам тактики борьбы

Обучение самбистов тактическим подготовкам бросков следует начинать с подавления силой и скоростью, поскольку преимущество в этих физических качествах позволяет опередить или пресечь сопротивление противника в процессе выполнения техники бросков.

Методика регистрации технико-тактических действий в борьбе...

3. Место захвата на теле противника обозначается маленьким кружочком.

Для составления характеристик подготовленности борца и его противника, кроме

задне-обратный круговой удар (пяткой или подушечками пальцев стопы) в голову, гораздо реже - в корпус

Задать вопрос