Методика обучения студентов-самбистов эффективной технике бросков
Автор: Муслимов Усман Магомедханович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 17.10.2018
Статья просмотрена: 518 раз
Библиографическое описание:
Муслимов, У. М. Методика обучения студентов-самбистов эффективной технике бросков / У. М. Муслимов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3628/ (дата обращения: 16.12.2024).
Специалистами спортивной борьбы выявлено два варианта выполнения бросков, условно названных «силовым» и «инерционным», причем последний способ признан наиболее эффективным и надежным. Предлагаемая методика, внедренная в практику в ряде вузов и спортивных школ страны, направлена на обучение инерционной технике бросков.
Изучение бросков начинается на основе ясного представления спортсменом о способах выведения противника из равновесия (ВИР), которые составляют биомеханическую основу приема. В первую очередь об основном, которым создается инерция телу противника и которым определяется его направление: толчком или рывком. Также борец должен знать, какие вспомогательные способы ВИР образуют подбив. Он должен правильно осознавать алгоритм «инерционного» броска, его ритмовую структуру и характер прилагаемых усилий.
Указанный «инерционный» способ включает в себя следующие основные элементы: характерную ритмовую структуру, состоящую из нескольких акцентированных опорных тактов (от двух до четырех); взрывные усилия в операции выведение из равновесия, начинающиеся с постановки опорной ноги, с последующим включением в работу «выводящей» и затем «рабочей» руки; активное неустойчивое положение тела атакующего борца при сближении с противником и наличие инерции собственного тела в направлении броска; акцентированные усилия опорной ноги (ног) при подбиве, в сочетании с предельными взрывными усилиями мышц всего тела, направленными в сторону падения противника.
Так сближение с противником в бросках толчком (например, задняя подножка) должно производиться не на счет «раз» шаг ногой, а на каждый опорный такт: «раз-два», с максимальной скоростью, без остановки. В бросках рывком (например, бросок через спину с правосторонней стойки), алгоритм опорных тактов следующий: левая-правая-левая, на счет «раз-два-три». Особое внимание самбист должен обращать на акцентирование усилий всего тела в опорных тактах. Любой бросок должен начинаться с постановки опорной ноги и включением в работу «выводящей» руки.
Ускорение, создаваемое взрывным действием в начальном элементе броска, должно создать инерцию телу противника в нужном направлении. При сближении происходит смена опорной ноги, при этом следует уделить внимание созданию дополнительного воздействия в направлении броска для предотвращения снижения скорости и ускорения. В конечной стадии сближения атакующему борцу необходимо привести свое тело и тело противника в неустойчивое положение, вовлекая в общий инерционный процесс силы тяжести обоих борцов. В основной фазе броска (в элементе «подбив») должно происходить второе, основное взрывное действие атакующего борца. Оно создается в последнем опорном такте усилием обеих ног, рук и туловища, а также активным воздействием силы тяжести собственного тела.
Группы приемов составлены таким образом, чтобы на первых уроках изучались броски с использованием одного, ключевого способа ВИР, с минимальным количеством элементов техники и не требующие сложных координационных движений. В соответствии с исходным ВИР, которым создается инерция, все броски разделяются на два блока: толчком и рывком. Базовыми бросками первого блока являются шесть: выведение из равновесия толчком; задняя подножка; бросок захватом бедра изнутри; боковой переворот; бросок захватом обеих ног; зацеп изнутри. Базовая техника второго блока представлена девятью бросками: выведение из равновесия рывком; бросок через бедро; бросок через спину; передняя подножка; «мельница»; бросок через голову с упором ноги в живот; подхват изнутри; боковая подсечка; бросок прогибом с захватом пояса сверху.
На начальном этапе обучения важным становится не обретение студентами навыков конкретного броска, а понимание ими принципов образования алгоритмов приемов в стойке. Начинающим борцам важно обрести навыки операций, характерных для приемов, относящихся к той или иной классификационной группе способов выведения противника из равновесия.
Рекомендуется применение технических средств обучения. Первую стадию освоения бросков, то есть точность построения движений приемов, следует изучать на простейших тренажерных устройствах, доступных каждому спортсмену. В качестве указанных устройств могут использоваться упругие материалы: резина, пружина, а также неупругие — например фал (тот же пояс от куртки самбо), прикрепленный к стене.
Вторую стадию — силовой, взрывной подход, можно изучать с помощью блочных тренажерных устройств, обладающих инерцией. А третья стадия — слитное выполнение бросков, изучается уже с партнером своего веса.
Методика позволяет в сжатые сроки подготовить из студентов-новичков самбистов высоких разрядов, обладающих знаниями и умениями выполнения эффективных приемов в борьбе стоя.
Литература:
- Акопов А. А. Вашурин К. М. «Боевые приемы Самбо (учебно-методическое пособие для специальных средних учебных заведений МВД)», 1970
- Библиография самбо
- Ваисов К. М., Кудрявцев Д. В. «Борьба Самбо. Техника и методика обучения», 2010
- Вельмякин В. Н. «Боевое Самбо и рукопашный бой для спецвойск», 1993
- Волков В. П. «Курс Самозащиты Без Оружия „САМБО” (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛ НК|ВД)
- Волостных В. В. Ишков А. В. «Боевое Самбо», 2002
- Волостных В. В. Ишков А. В. «Универсальные единоборства», 2009
- Волостных В. В. Жуков Г. В. Тихонов В. А. «Энциклопедия боевого Самбо», 1993
- Гаткин Е. Я. «Самбо для начинающих», 2001