Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 1727 раз

Библиографическое описание:

Шаповаленко, С. И. Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования / С. И. Шаповаленко, Н. Л. Кудинова, О. А. Алейникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3521/ (дата обращения: 19.04.2024).



Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.

Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Как часто нам встречаются талантливые дети, и эта одаренность проявляется не только в «ручной умелости» детей, но и в их умственном, и интеллектуальном развитии. Поэтому можно выделить умственно одаренных детей, у которых высокоразвит интеллект и детей с художественно-эстетической одаренностью, которые активны в творчестве, обладают неординарным мышлением и творческим воображением.

Исходя из понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги обратили особое внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, характер. Это может быть связано с психическими особенностями ребенка. Так, если брать систему дополнительного образования, то у ребенка в 7–9 лет могут не проявляться признаки одаренности в том или ином виде деятельности, а к 13–15 годам начинаешь замечать «юное дарование».

Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный декоративно-прикладным творчеством, показывает прекрасные результаты в деятельности, занимает призовые места в конкурсах, а в общеобразовательных предметах или в спорте он чувствует себя как в чужой тарелке. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по выбранным им самим формам деятельности.

Наиболее сложная задача в работе с одаренными детьми — выявить и раскрыть талант, так как дети часто скрывают свои возможности. Педагогу приходится создавать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. И наша задача, как педагогов и наставников, провести первичную диагностику одаренности, анкетирование детей по выявлению их мотивации.

Исходя из опыта работы нашего творческого объединения, а это занятия по лепке и изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста, мы с первых же занятий предлагаем детям задания творческого характера, чтобы заметить их одаренность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой деятельности, а также неординарность мышления. Имея на примете детей, на которых нужно обратить особое внимание, как на одаренных, мы переходим к простому и доступному методу наблюдения. Благодаря которому, диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается его стартовый потенциал. При поступлении ребёнка в творческое объединение проводится входная диагностика готовности к усвоению образовательной программы, что даёт возможность определить первоначальный уровень знаний, его способности и интересы к определённому виду деятельности. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет.

В своей творческой деятельности мы тесно контактируем с родителями. На этапе диагностики очень важно знать результаты наблюдения родителей за ребенком вне школы, а именно чем он занимается в свободное время, как применяет свои знания.

Еще один возможный путь, которым мы пользуемся — это тестирование при помощи специальных заданий. Для выявления умственно одаренных детей мы используем «интеллектуальные тесты» — направленные на оценку общих умственных способностей детей, а также «креативно-творческие тесты» — направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, направленных на оценку познавательной активности.

Если ребенок в рисунке передает свои чувства и настроение, отражает все разнообразие предметов, людей, животных и находит применение для декоративно-прикладного изделия, а также четко выстраивает свою практическую работу и проявляет интерес к истории появления и развития видов деятельности — встречайте перед вами одаренный ребенок.

В работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны — требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны — у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной модели обучения. Для решения этой проблемы, в учреждениях дополнительного образования мы используем индивидуальные образовательные маршруты.

При разработке индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Ребенок сам выбирает вид деятельности, которым хотел бы заниматься. И часто бывает так, что дополнительное образование влечет и затягивает ребенка больше чем общеобразовательное. Вся деятельность ребенка ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей его области на пути к мастерству. Понятие «индивидуальный» предусматривает разработку программы только для индивидуального ребенка, учитывая все его способности и особенности развития.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, педагог использует метод проблемного обучения. Задания подобного типа будут стимулировать ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Специфика обучения по индивидуальным образовательным маршрутам состоит в использовании оригинальных приемов и методов обучения, в поиске новых решений при выполнении творческих работ и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к освоению материала. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.

Немаловажным аспектом в развитии одаренности является создание творческих мастерских родителей и детей. В этом случае происходит передача не только знаний, умений и навыков, но и проявление нового нестандартного взгляда на культуру, общество, на способы самосовершенствования и самообразования. Завораживающее чувство, когда взрослые учатся у детей непосредственности, искренности, учатся творить и играть, а дети стремятся быть ответственными, инициативными и быть помощниками для своих родителей.

Цель создания творческих мастерских заключается в поиске новых форм и методов работы с одарёнными детьми, а также возможность индивидуализации обучения, воспитания и развития. Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрации своих достижений. Это участие в различных конкурсах, выставках городского, всероссийского и международного уровней.

С обучающимися среднего школьного возраста возможно использование метода проектов, который ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной задачи. В процессе такой работы ребенку предоставляется полная свобода в подборе теоретического материала и в выполнении творческой работы. Педагоги выступает только в качестве наставников, и контролируем правильность разработки проекта.

Для успешной работы с одаренными детьми необходимо, что бы педагог являлся личностью, продуктивно реагирующей на вызов «одаренности». Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки.

Для многих детей занятия становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь.

Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело.

На это, собственно, и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.

Литература:

  1. Бискер Л. М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- № 4.-
  2. Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001
  3. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие /// Учитель в школе. — 2008. — № 3.
  4. Савельева Е. А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6
  5. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. — 2008. — № 2
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, вид деятельности, одаренный ребенок, особое внимание, свободное время, свободный выбор, творческое объединение, школьный возраст.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, педагог, создание условий, одаренность

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: · создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на

С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно

Дополнительное образование детей — неотъемлемая...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Вариативность и свобода выбора, многообразие видов деятельности, индивидуализация образования, как показывал...

Дополнительное математическое образование как среда...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, педагог, создание условий, одаренность

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: · создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на

С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно

Дополнительное образование детей — неотъемлемая...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Вариативность и свобода выбора, многообразие видов деятельности, индивидуализация образования, как показывал...

Дополнительное математическое образование как среда...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Задать вопрос