Игровые и интерактивные педагогические технологии как средство достижения новых образовательных результатов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.09.2018

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Сафина А. М. Игровые и интерактивные педагогические технологии как средство достижения новых образовательных результатов // Образование и воспитание. — 2018. — №4. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/101/3589/ (дата обращения: 20.10.2019).



Введение Федерального государственного образовательного стандарта заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые книги, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.

Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

Ключевые слова: игровые педагогические технологии, интерактивные педагогические технологии, нестандартные уроки, кейс-метод, квест.

Keywords: Playing pedagogical technologies, interactive pedagogical technologies, non-standard lessons, case study, quest.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые УМК, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

«Все новое — это хорошо забытое старое». А ведь так и есть! Работая 36 лет по традиционной системе, мне всегда хотелось внедрить в свою практику инновационные технологии, которые будут способствовать формированию ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников. И уже тогда, в далекие 80-е годы, я стала внедрять в свои уроки новые педагогические технологии. Для умелого и осознанного выбора педагогических технологий, именно тех, которые позволяют достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании, необходимо понимать трактовку понятия «педагогическая технология».

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: цель — средства — результат. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Проанализировав существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

1) Почему и для чего? — определение целей обучения;

2) Что? — отбор и структура содержания;

3) Как? — оптимальная организация учебного процесса;

4) С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения;

5) Кто? — учет необходимого реального уровня квалификации педагога;

6) Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Таким образом, «педагогическая технология» — это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

В начале своей педагогической карьеры я была учителем начальных классов и мне хотелось, чтобы мои уроки были интересными. Для этого я стала применять игровые технологии. Игры таят в себе колоссальные обучающие возможности.

Игра активизирует деятельность обучаемого,

– представляет его главным действующим лицом в учебном процессе,

– стимулирует познавательный процесс,

– учит работать в команде,

– развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций,

– создает комфортные условия для обучения.

Таким образом, игровые педагогические технологии помимо предметных результатов позволяют формировать универсальные учебные действия. Следовательно, игра является современной образовательной технологией.

Уроки с игровыми ситуациями я стала использовать часто. Дети были в восторге. Уроки проходили с интересом. В дальнейшем игровая технология легла в основу нестандартных уроков. Что же это за уроки?

Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

В своей практике я использую урок — путешествие, урок — экскурсию, театрализованный урок, интегрированный урок, модульный урок.

Нестандартный урок — это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить. На таких уроках учащиеся не просто рассказывают, а пытаются донести до слушателя с помощью газет, ТВ, презентаций, игровых моментов основной материал урока. Урок проходит интересно и поучительно.

Накопленный годами опыт в проведении уроков с игровыми технологиями позволил мне создать в 2016 году методическое пособие для учителей: «Нестандартные уроки. 5–11 классы». Пособие содержит подробные разработки нестандартных уроков по русскому языку в 5–11 классах по основным темам школьного курса. Формы уроков разнообразны.

В 2017 году я взяла 5 класс и приступила к обучению по ФГОС, который в корне отличается от традиционного подхода. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с традиционной программой, пришла к выводу, что нужно изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. И в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений и навыков, но я должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Я поняла, работать так, как работала 36 лет, уже не получится, надо учиться работать в соответствии с новыми целями образования.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач, является игра.

Так вот оно, забытое старое, и возвращаемся мы к истокам педагогических технологий. И здесь у нас появляется интерактивная педагогическая технология или групповая педагогическая технология — это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, деловая игра, игровое моделирование и т. д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. Такая форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Обучающиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудовые вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения.

В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Название технологии произошло от латинского casus — запутанный необычный случай; а также от английского case — портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становятся мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и в виде домашнего задания. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.

Обучение на основе кейс-метода — это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, — обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах — выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

На данный момент я понимаю, что поистине «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Это нужно развивать в учащихся, но в первую очередь этим должен овладеть учитель.

Что на сегодняшний день должен понимать каждый из нас? Мы учимся и учим не для школы, а для жизни… характерные и существенные свойства жизни — разнообразие и изменчивость. ФГОС — это разнообразие и изменчивость, это адаптация к современным условиям жизни.

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования, переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

С приходом ФГОС в моей работе появились уроки — квесты, но как оказалось, работаю я с такими уроками давно, только раньше это были уроки-путешествия, уроки — приключения. А теперь разберемся, что же такое квест?

Наверное, большинство ответит, что это разновидность компьютерной игры. Но если рассматривать перевод слова «квест» с исторической точки зрения, то квест — это поиски приключений. Следовательно, это и есть уроки — приключения. Во время квеста учащиеся выполняют различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе урока ученики определяют пути, решают промежуточные задачи, которые являются частью основного задания. Такие уроки достаточно быстро привлекают внимание детей, и они начинают действовать.

Игровые и интерактивные педагогические технологии развивают способности разрабатывать проблемы и находить их решения, учиться работать с информацией в необычной форме. Игровых и интерактивных педагогических технологий огромное множество, здесь каждый решает, какую использовать в работе с учениками. Учитель всегда должен помнить о цели и назначении игровой деятельности. Нельзя забывать, что за любой игрой стоит урок — это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. Использование современных педагогических технологий должно быть системным, с постепенным усложнением и внедрением разнообразных форм взаимодействия для поддержания стабильного процесса и, соответственно, лучших результатов обучения.

Результативность

Эффективность использования игровой педагогической технологии можно подтвердить следующими данными. В экспериментальную группу в 2017–2018 учебном году я взяла учащихся 5 класса и стала систематически использовать игровые технологии.

Обычно при переходе класса из начальной школы в основную качество знаний по русскому языку падает. В данном случае — наоборот, к концу 5 класса повысилось на 2 %, а к первому полугодию 6 класса повышение уровня качества знаний составило уже 5 % (от уровня 4 класса).

В параллельном классе, где игровые технологии использовались лишь время от времени, действительно, к концу 5 класса наблюдалось снижение уровня качества знаний (на 6 %), а к первому полугодию еще на 2 % (итого — 8 %).

Также было замечено повышение уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса. Если в 4 классе выразили желание участвовать в предметных олимпиадах по русскому языку только 3 человека из 17 (18 %), то в 5 классе — 5 (30 %), в 6–7 человек (41 %).

В обычном классе познавательная активность осталась на прежнем уровне (в 4 классе — 2, в 5–2 уч-ся, в 6–2 уч-ся).

Таким образом, с помощью современных педагогических технологий любой учитель сможет сделать обучение интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, как требуют того новые ФГОС. Следовательно, игра продолжает оставаться одной из самых эффективных и востребованных технологий на современном этапе развития образования.

Литература:

  1. Олифер В, Олифер Н. Новые технологии в обучении. Санкт-Петербург, 2000г.
  2. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006г.
  3. Сафина А. М. Нестандартные уроки. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 2016.
  4. Финогенов А. В. Игровые технологии в начальной школе. Учебно — методическое пособие. Красноярск, 2001г.
  5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,2012.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, класс, учащийся, русский язык, средство обучения, обучение, учебная деятельность, учебный процесс, учитель, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевые слова

квест, кейс-метод, игровые педагогические технологии, интерактивные педагогические технологии, нестандартные уроки

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского...

Федеральный государственный образовательный стандарт.

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего

Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики

При проектировании современного учебного занятия по информатике, учитель должен...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Таким образом, термин развивающее обучение мы понимаем его как учебный процесс, в

развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное

В рамках ФГОС каждый урок русского языка должен включать формирование тех или иных УУД.

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Статья в журнале...

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут...

Компетентностные задания на уроках русского языка...

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Предполагается, что к концу обучения учащиеся сумеют вести элементарную беседу, понимая заданные им...

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка...

Русский язык — один из двух с половиной тысяч языков мира. Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов...

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся

Как организовать работу с текстом на уроках русского языка с целью развития...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса.

Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа

 организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации...

Согласно новой образовательной программе — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) — образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода, для...

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского...

Федеральный государственный образовательный стандарт.

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего

Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики

При проектировании современного учебного занятия по информатике, учитель должен...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Таким образом, термин развивающее обучение мы понимаем его как учебный процесс, в

развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное

В рамках ФГОС каждый урок русского языка должен включать формирование тех или иных УУД.

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Статья в журнале...

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут...

Компетентностные задания на уроках русского языка...

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку. Предполагается, что к концу обучения учащиеся сумеют вести элементарную беседу, понимая заданные им...

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка...

Русский язык — один из двух с половиной тысяч языков мира. Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов...

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся

Как организовать работу с текстом на уроках русского языка с целью развития...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса.

Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа

 организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации...

Согласно новой образовательной программе — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) — образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода, для...

Задать вопрос