Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шелепова И. Г. Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.» // Образование и воспитание. — 2018. — №4. — С. 32-37. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/101/3583/ (дата обращения: 18.08.2019).



В настоящее время для преподавания краеведения в средних общеобразовательных учреждения рекомендованы несколько учебных пособий. В учебном пособии под общей редакцией Б. Н. Королева, изучаемой нами теме отведен специальный параграф «Народное образование в губернии середины XIX — начала ХХ веков». В нем дается краткая характеристика большинства типов учебных заведений, существовавших в губернии в рассматриваемый период [1, с. 424–431]. В учебнике под редакцией В. А. Попкова в параграфе «Курская губерния и культура России XIX в». об образовании в регионе рассказывается всего в трех абзацах. В них говорится о классической мужской гимназии, открытой в Курске в 1808 г. и женских гимназиях. О начальном образовании в дореформенный период данных не приводится. Автор отмечает, что «школьная реформа 60–70-х гг. расширила возможность получения начального 2-х и 3-х классного образования не только в церковно-приходских, но и земских школах» [2, с. 79]. В учебнике «История Курского края: социокультурный экскурс» в параграфе «Образование в Курском крае: истоки и тенденции» показана эволюция образования с 988 г. Авторский коллектив, по сравнению с предыдущем учебником, более подробно описывает уровень образования в Курской губернии в XIX в., отмечая: «в дореформенный период народное образование, особенно начальное, было развито слабо» [3, с. 181–186].

В связи с этим мы предлагаем авторскую разработку по теме: Развитие образования в Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление об образовании во второй половине XIX — начале XX в.; ценностное отношение к своей малой родине.

Задачи урока: раскрыть понятия «образование», «школа»; развить у учеников навыки работы с документами; сформировать личностные УУД ученика, научить его применять знания на практике.

Цели и задачи для учащихся: изучить понятия «образование», «школа»; развить навыки работы с документами, осознать необходимость образования, сформировать ценностное отношение к своей малой родине.

Оборудование. Проектор, текст на церковнославянском языке, гусиные перья, чернила, клеенка, бумага.

Ход урока.

В начале проверяется домашнее задание. После следует объяснение нового материала.

Долгое время важную роль в воспитании детей игра семья. Обучение подрастающего поколения трудовым действиям и профессиональным навыкам начиналась с 4–5 лет.

Первые школы на Руси появились в 988 г. в г. Киеве. С каким событием это связано? Как вы думаете, почему именно крещение Руси князем Владимиром способствовало появлению школ? (Ответы учащихся). Первоначально образование могли получить только сыновья богатых бояр. Считалось, что девушкам знать грамоту не обязательно. Как Вы думаете, почему? (они должны стать матерями и домохозяйками, способными управлять домашним хозяйством, для чего грамоту знать грамоту не обязательно).

Только Петром I была учреждена Школа математических и навигационных наук, в которой обучались мальчики и юноши (12–20 лет) всех независимых сословий. Исключение составляли крепостные крестьяне.

Начиная с 1714 г. на территории России начинают открываться цифирные (арифметические) школы, дававшие мальчикам общее начальное образование. На территории Курской губернии первая такая школа была открыта в 1716 г. В ней обучались сыновья дворян и чиновников в возрасте 10–15 лет.

Екатерина Великая, изучив опыт организации образования в Европе, сформировала новую задачу для школы: он должна не только учить, но и воспитывать. В учебные программы для высших сословий были включены философия, искусство, музыка, пение, живопись и т. д.

В Курске в 1783 г. было открыто дворянское училище для дворянских детей и 16 народных училищ: 14 в губернии и 2 в г. Курске: Георгиевское и Ямское. В них обучали арифметике, чтению, рисованию и истории. Обучение было бессословным, т. е. в них могли обучаться дети и дворян, и крепостных.

До 1861 г. было очень мало школ, где крестьяне и горожане низших сословий могли бы обучить своих детей. В селах получили распространение школы грамоты, со сроком обучения 1–2 года. Их создавали сами крестьяне на паевые средства. Учителями были местные дьячки, отставные солдаты или дворовые крестьяне. Школьные учебники и мебель отсутствовало. Иногда не было специального здания, — уроки проводились по очереди в домах у учеников. Такие школы можно было встретить в некоторых местах и в XX в.

Обучение крепостных крестьянских детей зависело от воли лиц, которым они принадлежали. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных, а если не желал, никто его не мог обязать.

Давайте с Вами посмотри на картину А. И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (1865 г.) (Приложение 1). В сельской школе XIX в. могло одновременно преподавать 2–3 учителя. На картине мы видим, что одна учительница слушает устные ответы, вторая — наблюдает за выполнением письменных работ. Что еще Вы заметили? (Все дети разного возраста).

Теперь обратимся к картине Н. П. Богданова-Бельского «Сочинение» (около 1903г.) (Приложение 2). На что Вы обратили внимание?

В общеобразовательных школах Российской империи в основном обучались дети крестьян, рабочих, ремесленников, мещан и солдат. Разнообразен был и возраст учеников — в одном классе могли обучаться и малыши и 22-летние мужчины. Мальчики обучались отдельно от девочек. В Курской губернии в середине XIX в. существовало 265 учебных заведений, где обучались более 10 тыс. мальчиков и всего 24 учебных заведения, в которых учились 647 девочек. К 1864 г. начальные школы в Курской губернии отсутствовали во Льговском, Рыльском, Тимском уездах.

Важное событие в истории нашей страны — появление земства. До земской реформы содержание школ оплачивалось в основном из государственной казны. Деньги могли пожертвовать или завещать богатые граждане. Однако именно земские средства стали главным источником финансирования школьного строительства. К 1905 г. за счет земства было построено 358 зданий начальных школ.

Сейчас каждый из Вас почувствует себя в роли ученика одной из начальных школ середины ХIХ в. На доску проектором выводится церковнославянский алфавит и русский алфавит. Дети получают текст на церковнославянском языке.

Одним из обязательных предметов в школе было чтение текстов. Из-за отсутствия учебников детей учили читать по богослужебным книгам. Одна из них «Часослов». Зачастую ученики не понимали смысла текста, т. к. не знали значения некоторых слов. Сейчас мы с Вами попробуем прочитать розданный текст (Приложение 3). У Вас есть подсказка: на экране сопоставлены буквы церковнославянского и русского алфавитов.

Богослужения сейчас также проходят на церковнославянском языке. Тогда, в середине XIX в., параллельно с церковнославянским существовал и гражданский алфавит. Однако учебники, напечатанные гражданским шрифтом, были недоступны большинству школ. Благодаря земству началось не только школьное строительство на территории Курской губернии, но и в учебных заведениях стали появляться учебники и наглядные пособия.

Теперь мы с Вами прочитаем текст на гражданском алфавите (Приложение 4). Читать какой текст Вам было легче? Почему? (Ответы учащихся).

После чтения текста дети должны подготовить парту к следующему практическому занятию. Парта покрывается клеенкой, ученики получают пузырек с чернилами и гусиное перо.

Помимо чтения дети обучались и письму. Писали гусиными перьями. Теперь Вы при помощи гусиного пера попробуете написать какой-либо текст. Можно написать его при помощи либо современного, либо церковнославянского алфавита.

В начальных школах изучали, как правило, чтение, письмо, арифметику и Закон Божий. Остальные дисциплины проходили в реальных училищах, гимназиях и т. д., дававших ученикам среднее образование.

Домашнее задание. К следующему уроку прочитайте параграф из учебника и напишите мини-эссе на одну из следующих тем:

«Зачем нужно образование?».

«Школа тогда и сейчас».

«Какое влияние оказали земства на развитие образование в регионе?».

Приложение 1

Картина А. И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (1865 г.).

Image Hosted by PiXS.ru

Приложение 2

Картина Н. П. Богданова-Бельского «Сочинение» (около 1903 г.)

http://rmgallery.ru/files/medium/5079_98.jpg

Приложение 3

Текст для чтения из Часослослова

Приложение 4

Текст для чтения из букваря Д. И. Тихомирова и Е. Н. Тихомировой

Приложение 5

Сопоставление церковнославянского и русского алфавитов

http://tagilsergiya.ru/sites/default/files/pictures/cerkovnoslavyanskaya_azbuka.gif

Литература:

  1. История и современность Курского края / Под. ред. Б. Н. Королева. Курск, 2001. 718с.
  2. История Курского края. Часть 1. Сост. Попков В. А. Курск, 2011. 112с.
  3. История Курского края: социокультурный экскурс / Под ред. Беспарточного Б. Д. Курск, 2018. 216с.
Основные термины (генерируются автоматически): Курская губерния, школа, ребенок, приложение, курск, церковнославянский язык, русский алфавит, Курский край, гражданский алфавит, гусиное перо.

Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

Изучение славянской письменности несомненно доказывает, насколько значимым был вклад Кирилла и Мефодия в развитие Древнерусского государства. Они не просто создали славянскую азбуку, но и перевели множество текстов с греческого на славянский язык, на...

«Путешествие в историю вещей» (музейный урок для учащихся...)

Русский алфавит сложился на основе кириллицы, которая распространилась на Руси после принятия

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в

Слово «алфавит» используется в отношении любого языка, в том числе русского...

Геохимические и петрологические особенности неоархейских...

Геохимические и петрологические особенности неоархейских высококалиевых риолитов лебединской свиты Курского блока Восточной Сарматии.

Т. е. в конце неорхея в пределах Курского блока было излияние сухих ультракислых высококалиевых расплавов.

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица.

Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и...

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Великолепен пергаментный свиток середины XVII века «Азбука славянского языка и написания скоростью учиться писать …» каллиграфа Илейки.

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав, идеографическое письмо, кириллическая азбука...

Азбуки Л. Н. Толстого в советское время | Статья в журнале...

«Азбуки» Л. Н. Толстого стали образцом для создания многих русских дореволюционных букварей, легли в основу ряда первоначальных букварей для первоначального обучения. Так, например, в 1912 г. вышел в свет «Новейший русский букварь» и первоначальное чтение из...

Чудесные превращения азбуки от «Просвещения» | «Молодой

В букваре, как в капле воды, отражаются требования эпохи. Он наглядно показывает, как у народа «работает голова» и как он думает о будущем своих детей. Юрис Цыбульс. Осенью в нашей школе проводилась акция «Подари книгу школьной библиотеке» и мой одноклассник...

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье анализируется одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия. Описывается об истории красивого письма и о видах каллиграфии. Ключевые слова: каллиграфия, пиктография, иероглиф.

Основные этапы становления процесса письма в филогенезе

Алфавит — это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков — букв

То, что кириллица и по сей день хорошо отвечает звуковому составу русского языка

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка...

Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

Изучение славянской письменности несомненно доказывает, насколько значимым был вклад Кирилла и Мефодия в развитие Древнерусского государства. Они не просто создали славянскую азбуку, но и перевели множество текстов с греческого на славянский язык, на...

«Путешествие в историю вещей» (музейный урок для учащихся...)

Русский алфавит сложился на основе кириллицы, которая распространилась на Руси после принятия

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в

Слово «алфавит» используется в отношении любого языка, в том числе русского...

Геохимические и петрологические особенности неоархейских...

Геохимические и петрологические особенности неоархейских высококалиевых риолитов лебединской свиты Курского блока Восточной Сарматии.

Т. е. в конце неорхея в пределах Курского блока было излияние сухих ультракислых высококалиевых расплавов.

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица.

Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и...

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Великолепен пергаментный свиток середины XVII века «Азбука славянского языка и написания скоростью учиться писать …» каллиграфа Илейки.

этап письма, буква, современный русский алфавит, знак, письмо, звуковой состав, идеографическое письмо, кириллическая азбука...

Азбуки Л. Н. Толстого в советское время | Статья в журнале...

«Азбуки» Л. Н. Толстого стали образцом для создания многих русских дореволюционных букварей, легли в основу ряда первоначальных букварей для первоначального обучения. Так, например, в 1912 г. вышел в свет «Новейший русский букварь» и первоначальное чтение из...

Чудесные превращения азбуки от «Просвещения» | «Молодой

В букваре, как в капле воды, отражаются требования эпохи. Он наглядно показывает, как у народа «работает голова» и как он думает о будущем своих детей. Юрис Цыбульс. Осенью в нашей школе проводилась акция «Подари книгу школьной библиотеке» и мой одноклассник...

История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье анализируется одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия. Описывается об истории красивого письма и о видах каллиграфии. Ключевые слова: каллиграфия, пиктография, иероглиф.

Основные этапы становления процесса письма в филогенезе

Алфавит — это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков — букв

То, что кириллица и по сей день хорошо отвечает звуковому составу русского языка

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка...

Задать вопрос