Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 2214 раз

Библиографическое описание:

Соснина, А. А. Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций / А. А. Соснина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3566/ (дата обращения: 28.03.2024).



Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность обучения, что, безусловно, приводит к положительному результату. Так как, использование игровых технологий на уроках до сих пор недооцениваются преподавателями, то изучению данной проблеме следует уделить особое внимание. В статье рассматривается использование геймификации в обучении математике учащихся 5–7 классов средней школы, приведен обзор образовательных сайтов, на которых можно найти развивающие математические игры.

Ключевые слова: геймификация, методика обучения математике, игровые технологии.

В настоящее время большое развитие и внимание получила геймификация образования. Под геймификацией принято понимать использование игровых методик в не игровых ситуациях. Бесспорно, эта наука обрела огромную значимость, так как она внедряется в различные области жизни. Большой интерес представляет внедрение геймификации в образовательную среду.

На данный момент игровые технологии в сфере преподавания математики практически не развиты. Отсутствуют методические материалы и публикации по изучаемому вопросу для реализации игры на уроках математики. Только опытный преподаватель предметник способен разработать игру, которая станет результативна при исследовании какой-либо темы. Математическая игра как форма работы играет большую роль в развитии познавательного интереса у учащихся, а также оказывает значительное влияние на деятельность учащихся.

Игровой мотив идентично действен для всех категорий учащихся: сильных, средних или слабых. Все учащиеся, независимо от уровня знаний, с интересом принимают участие во всевозможных математических играх. Необходимо заметить, что всевозможные формы работы по математике могут содержать в себе элементы игры, или же напротив, формы работы имеют право быть частью математической игры. Ключевой целью использования математической игры считается развитие познавательного интереса у учащихся через многообразие использования математических игр [1, c. 98].

На данный момент в школе, игровая технология применяется: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, в том числе, и раздела учебного предмета; в качестве технологии занятия или же его фрагмента; как технология внеклассной работы. Игра является важным средством в воспитании школьников, так как мир игры довольно разнообразен. Есть разные варианты классификации игр, любая из которых уникальна и содержит в себе такие функции, как: социокультурная, функция самореализации, корректирующая функция и развлекательная.

С появлением компьютеров, обучение с помощью компьютерных игр стало набирать обороты. Компьютеризация придала урокам новый вид, тем самым, обучение при помощи игр повышает эффективность обучения. Но учителя должны понимать, что элементы игры не должны отвлекать учащихся от обучения, а наоборот повышать интерес к обучаемому предмету, сделать их обучение более мотивирующим, инновационным и функциональным [2, c. 13].

Ниже представлены несколько сайтов, на которых можно найти развивающие математически игры:

  1. http://igroutka.net/matematicheskie-igry/. Сайт, на котором представлены различные категории игр для всевозможных возрастных категорий. Поэтому, создатели постарались систематизировать игры, подобрать нужное оформление, разработать различные сюжеты, которые будут интересны и привлекательны для каждого.
  2. http://vseigru.net/igry-matematicheskie.html. На данном интернет ресурсе представлены игры для различных возрастных категорий. Так, для школьников 6–7 классов есть игра с решением задач на проценты, задачи на решение различных уравнений и математические задачи.
  3. http://igrulez.net/igri-matematika. Увлекательный и многообразный сайт, предоставляющий игры практически для всех возрастных категорий. Здесь будет легко и приятно изучать цифры, арифметические действия, изучать дроби и решать текстовые задачи. Большинство игр имеет прикладной характер, основанный на жизненном опыте, что делает игру еще более интересной и полезной для учащихся.
  4. http://www.interdidactica.biz/ru/mt. Обширный интернет ресурс, охватывающий различные возрастные категории. На данном сайте можно изучать не только арифметические операции, но и последовательности, уравнения, логические задачи. Сайт позволяет играть и учиться пользоваться рекреационной математикой.
  5. http://onlineguru.ru/math/page2/. Интересный сайт, позволяющий развить зрительную память, абстрактное мышление, осуществлять арифметические операции в уме. Любой возрастной категории представлен широкий подбор игр, которые можно скачать на компьютер.

В связи с тем, что на уроках математики любое интеллектуальное задание несёт в себе определённую умственную нагрузку, учителя стали задумываться о том, как облегчить процесс обучения учащимся, а также вызвать интерес к изучению математики, поддержать его на протяжении всего урока, при этом обеспечивая активную работу учащихся. Поэтому, становится важным использование нестандартных форм и методов обучения, в том числе, с использованием элементов игры.

Почти все дидактические игры, которые используются в 5–7 классах, должны быть связаны с определенными сюжетами, которые будут рассчитаны на детское воображение, а также просты для понимания и решения задачи. Такие игры должны занимать мало времени, и при этом развивать у учащихся внимательность, память, быстроту реакции, умение внятно и непосредственно мыслить в любой ситуации.

Зачастую внимание учащихся привлекают задания, которые дают возможность узнавать интересные факты из иных областей знаний, получая данную информацию при помощи математики, что способствует расширению кругозора. Чаще всего, это контролирующие задания, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для их выполнения любому ученику нужна конкретная математическая подготовка. Таким образом, внедрение дидактических игр и игровых технологий делает процесс обучения занятным, а также создает у учащихся рабочее настроение, упрощает преодоление пробелов в усвоении учебного материала [3, c. 18].

В заключении, можно сказать, что геймификация лишь только набирает обороты, но уже используется на уроках математики. Существует большое количество сайтов, где возможно отыскать ту или иную игру, которая станет интересна учащимся и, несомненно, поможет им зафиксировать те или иные знания в области математики. Таким образом, геймификация способствует увеличению уровня мотивации учащихся и развитию их познавательного интереса к математике.

Литература:

  1. Варенина, Л. П. Геймификация в образовании / Л. П. Варенина. –М.: Просвет, 2014. — 317 с.
  2. Геймификация образовательного процесса: метод.пособие / под ред. / М. В. Эйхорн. — Томск: Хобби Центр, 2015. — 39 с.
  3. Ермаков, А. В Модель оценки сценариев игрофикации в учебном процессе / А. В. Ермаков. — ВестникСВФУ, 2014. — 46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, математическая игра, познавательный интерес, урок математики, учащийся, элемент игры, обучение, процесс обучения, форма работы, эффективность обучения.

Ключевые слова

игровые технологии, геймификация, методика обучения математике

Похожие статьи

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

Для активизации творческой работы учащихся на уроках математики я активно использует новые методы и приемы обучения

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Использование дидактических игр на уроках математики в период обучения в начальной школе является...

Применение дидактических игр в обучении математике

Процесс обучения математикой можно рассмотреть на примере работы Питера Ванкуса [2]

Развитие одаренности в процессе обучения математике. Урок-игра как элемент технологии и

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные

Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма...

Использование средств математики в процессе формирования...

Дидактическая игра является одним из действенных средств развития интереса к учебному предмету. В процессе игры учащиеся не замечают

Маклаева Э. В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике...

Повышение эффективности применения интерактивных...

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.

Использование интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательноучебную деятельность обучающегося таким образом, что...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего...

Таким образом, термин развивающее обучение мы понимаем его как учебный процесс, в котором

Такой урок является одной из форм групповой работы учащихся на уроке.

Урокигра-соревнование. В основе такого урока может лежать как групповая работа, так и работа...

О применении игровых технологий на уроке математики

Какова же польза игры? Игра — это процесс, в котором участвуют две или более сторон

Игрой, которая отлично подойдёт как для обучения математике, так и для тематической

Горнобатова Н. Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики...

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и

Развитие познавательного интереса на уроках математики. Как же воспитать у школьников...

Похожие статьи

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

Для активизации творческой работы учащихся на уроках математики я активно использует новые методы и приемы обучения

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Использование дидактических игр на уроках математики в период обучения в начальной школе является...

Применение дидактических игр в обучении математике

Процесс обучения математикой можно рассмотреть на примере работы Питера Ванкуса [2]

Развитие одаренности в процессе обучения математике. Урок-игра как элемент технологии и

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные

Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма...

Использование средств математики в процессе формирования...

Дидактическая игра является одним из действенных средств развития интереса к учебному предмету. В процессе игры учащиеся не замечают

Маклаева Э. В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике...

Повышение эффективности применения интерактивных...

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике.

Использование интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательноучебную деятельность обучающегося таким образом, что...

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего...

Таким образом, термин развивающее обучение мы понимаем его как учебный процесс, в котором

Такой урок является одной из форм групповой работы учащихся на уроке.

Урокигра-соревнование. В основе такого урока может лежать как групповая работа, так и работа...

О применении игровых технологий на уроке математики

Какова же польза игры? Игра — это процесс, в котором участвуют две или более сторон

Игрой, которая отлично подойдёт как для обучения математике, так и для тематической

Горнобатова Н. Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики...

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и

Развитие познавательного интереса на уроках математики. Как же воспитать у школьников...

Задать вопрос