Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Филонова, Т. В. Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы) / Т. В. Филонова, Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3537/ (дата обращения: 18.04.2024).



Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Патриарх Кирилл

Духовность. Нравственность. Эти два понятия сегодня на слуху в среде педагогов и воспитателей. ФГОС выделяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в число приоритетных задач современной образовательной системы. Духовное и нравственное развитие школьников является важнейшим компонентом социального заказа для российского образования. И это очень хорошо, что тема нравственного воспитания ребёнка находится, можно сказать, во главе угла всей воспитательной системы образования.

С определённой долей уверенности можно сказать, что каждый учитель, понимая актуальность темы, старается внести свой вклад в воспитание ребёнка с этой точки зрения. Это очень важно с учётом того, что в современном мире на ребёнка сыплется как из рога изобилия поток информации и в этом потоке он не всегда способен выбрать то, что действительно принесёт ему пользу, а не направит на ложный путь, что негатива нас окружает настолько много, что и взрослый человек не всегда может отделить зёрна от плевел, так что тогда можно сказать о детях, помятуя о юношеском максимализме и психологических особенностях подросткового возраста. В данном случае очень остро стоит вопрос выбора ценностей, и духовных, и нравственных. Как в известной притче о двух волках.

«Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Очень содержательная и поучительная притча. Еще раз подчёркивает, насколько важен правильный выбор и формирование духовно-нравственных ориентиров у ребёнка.

Одним из таких ориентиров в воспитании детей по праву можно считать участие школьников в работе открытой школьной научно-практической конференции «Мой род — мой народ», организуемой и проводимой Отделом православного образования Духовно- просветительского Центра «Вера, Надежда, Любовь», в соответствии с договором о сотрудничестве между Калужской епархией и Министерством образования и науки Калужской области. Целью проведения конференции является «Воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества, народа, малой родины, своей семьи; сохранение и поддержание лучших национальных и семейных традиций». Кратко. Содержательно. Актуально.

Обучающиеся нашей школы совместно со своими наставниками уже практически в течение 6 лет принимают активное участие в работе этой ежегодной конференции. Она проводится в первых числах ноября, а вот подготовка к участию ведётся практически в течении всего года, так как уровень требовательности к заявленным работам настолько высок, что если отложить подготовку в долгий ящик и потом этаким кавалерийским наскоком попытаться подготовить материал, то и ничего путного из такой работы не получится. И скорее всего, она даже не пройдёт отборочный тур. Наши школьники принимали участие в работе следующих секций: исторической («Я знаю. Я помню. Я горжусь», 2013 год; «День семьи, любви и верности. Возвращение к истокам», 2012; «Две царицы — две судьбы», 2011 год и др), краеведческой («Сын своего Отечества — земли Серпейской», 2012 год, «А. П. Степанов — наш земляк» 2011 год и др.), литературоведение («Пословицы русского народа, основанные на Библии», 2014 год). Кроме того, в разделе «конкурс чтецов» секции литературоведение дети выступали как с произведениями известных авторов, так и собственного сочинения («Сретение», 2014 год), а также дважды приняли участие в конкурсе «Мой герб». И нужно сказать, что труд школьников и их руководителей не пропал даром. Все работы проходили через отборочный тур, а по итогам конференции были и призёры, и, что наиболее важно — Победители. А в 2014 году выпускница школы стала абсолютным Победителем конференции с работой «Пословицы русского народа, основанные на Библии».Такой успех был достигнут благодаря кропотливому труду, усердию и ответственности ученицы, а также хорошо организованной работы педагога.

Неслучаен выбор темы о пословицах. Монахиня София (Ищенко), одна из бессменных организаторов конференции «Мой род — мой народ», как-то в беседе с наставниками школьников посетовала, что за всё время проведения этого мероприятия, а участие в работе конференции принимают не только ученики и учителя Калужской области, но и Белгородской, Липецкой, Оренбургской, Московской и других областей, ни разу не звучала тема пословиц, используемых русским народом в быту и было бы очень интересно увидеть работу в этом направении.

Так и произошел выбор темы для подготовки к новой конференции. Ведь и в самом деле довольно часто для усиления тех или иных эмоций в речи используются пословицы. А вот откуда они возникли и как вошли в разговорный язык, эта тема действительно очень интересна для исследования. Более того, большая часть из них имеет свое начало в Библии.

Как вообще происходит работа над той или иной темой, как осуществляе-тся поэтапное создание работы можно представить в следующей схеме:

Нужно отметить, что материал был собран достаточно обширный и из разных источников. Была изучена необходимая информацияизсловарей, энциклопедий, Библии, использованы ресурсы Интернета, проведён опрос населения. Но, пожауй, наибоее ощутимый вклад в процесс изучения темы внесла беседа с настоятелем храма Николая Чудотворца отцом Михаилом. От простого к сложному, шаг за шагом, шло изучение и выстраивалась логическая последовательность всех составляющих частей работы. При этом, что особенно важно, ученица подошла к своей работе не формально, а вдумчиво и ответственно, открывая, в первую очередь, для себя новые знания в области изучения нравственного наследия и духовных национальных традиций. И это, несомненно, самое главное и даже важнее места Победителя в своей номинации.

Кроме того, очень важно, чтобы тот материал, который был представлен на конференции, затем не откладывался в долгий ящик до лучших времён, а продолжал, что называется, быть на слуху. То есть возможно проведение круглых столов, диспутов для старшекассников или же бесед для младших школьников, публикация в СМИ (в 2012 году работа «Сын своего Отечества — земли Серпейкой» вошла в сборник «Человек среди людей» по материалам областного конкурса творческих работ) и на сайте школы. Причём в работу можно вносить дополнения и изменения, обогащая имеющийся материал.

В целом же, можно определённо сказать, что участие в работе конференции «Мой род — мой народ» идёт на пользу и ученикам, и учителям.

Ученики:

– проявяют неподдельный интерес к изучению прошлого своего Отечества, своего народа, своей семьи;

– знакомятся с духовно-нравственными ценностями народов России;

– приобщаются к основам исследовательской деятельности;

– расширяют свой кругозор;

– получают новые знания;

– знакомятся с новыми людьми;

– получают позитивные впечатления и др.

Учителя:

– обмениваются опытом с коллегами из разных уголков страны;

– повышают квалификацию (участие в работе обучающих семинаров, например «Портрет современного патриота», 2016 год);

– развивают свои профессиональные компетенции (коммуникативно-культурологическую, общенаучную, психолого-педагогическую, личностную);

– открывают для себя новые направления деятельности и др.

Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что участие в работе конференций «Мой род — мой народ» действительно способствует формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Представляя свою работу, аналлизируя работы других участников секции, принимая участие в мероприятиях конференции (игра «Колесо истории», посещение музея Г. К. Жукова, посещение диорамы «Стояние на Угре» и др.) ребёнок приобретает ценные нравственные ориентиры и мотивацию для своего дальнейшего развития.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, мой народ, Мой род, русский народ, участие, волк, долгий ящик, Калужская область, отборочный тур, работа конференции.

Похожие статьи

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Малая Родина островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья. Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как...

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

У каждого народа есть своя особинка, свое «родимое» пятнышко. У испанцев — коррида, в

Центр Геннадия Заволокина «Играй гармонь» ведет огромную работу в деле сохранения русских

Она принимала участие в Гала — концерте победителей всероссийского конкурса...

А. Т. Болотов — удивительный русский человек

Слова русского писателя и философа 19 века Николая Гавриловича Чернышевского как никогда сегодня отражают актуальность изучения истории родного края: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является: - Знакомство детей с малыми фольклорными формами

Успешно разыграли сказку «Волк и семеро козлят» вместе с детьми, участвовали в конкурсе колыбельных песен для раннего возраста «Ходит...

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Одним из таких примеров является редакция газеты «Русские ведомости». «Русские ведомости» – солидная московская газета либеральной направленности, издававшаяся с 1863 по 1918 гг. Быть популярной и востребованной среди читателей в течение пятидесяти пяти лет...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была...

Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой...»

Работа над проектом сплачивает семью, класс, развивает личность ребёнка и придаёт ему уверенность в своих силах, учит не бояться публичных выступлений. Подробнее с проектом можно познакомиться а Приложении1. В марте 2017 года проект Ани Ракута был удостоен...

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические...

Похожие статьи

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Малая Родина островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья. Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как...

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

У каждого народа есть своя особинка, свое «родимое» пятнышко. У испанцев — коррида, в

Центр Геннадия Заволокина «Играй гармонь» ведет огромную работу в деле сохранения русских

Она принимала участие в Гала — концерте победителей всероссийского конкурса...

А. Т. Болотов — удивительный русский человек

Слова русского писателя и философа 19 века Николая Гавриловича Чернышевского как никогда сегодня отражают актуальность изучения истории родного края: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является: - Знакомство детей с малыми фольклорными формами

Успешно разыграли сказку «Волк и семеро козлят» вместе с детьми, участвовали в конкурсе колыбельных песен для раннего возраста «Ходит...

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Одним из таких примеров является редакция газеты «Русские ведомости». «Русские ведомости» – солидная московская газета либеральной направленности, издававшаяся с 1863 по 1918 гг. Быть популярной и востребованной среди читателей в течение пятидесяти пяти лет...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была...

Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой...»

Работа над проектом сплачивает семью, класс, развивает личность ребёнка и придаёт ему уверенность в своих силах, учит не бояться публичных выступлений. Подробнее с проектом можно познакомиться а Приложении1. В марте 2017 года проект Ани Ракута был удостоен...

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические...

Задать вопрос