Методы экологического образования детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.09.2018

Статья просмотрена: 10630 раз

Библиографическое описание:

Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3536/ (дата обращения: 25.04.2024).



Всем известно о благоприятном влиянии природы на человека. Организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, Е. Н. Николаева, П. Г. Саморукова и др.), является основой осознанного, бережного отношения к природе. Именно так можно определить границы важнейшей в наше время проблемы экологического воспитания детей. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. В системе непрерывного экологического образования начальное звено — это дошкольное детство. В этот период идет становление важнейших качеств человеческой личности, и закладываются основы экологической культуры. Уже с дошкольного возраста необходимо дать детям представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Классическая педагогика выделяет два понятия — «методы обучения» и «методы воспитания», их теоретическое рассмотрение поможет определить и охарактеризовать методы экологического образования дошкольников.

Ведущие отечественные педагоги (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, Ю. К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Исследователи, как наши, так и зарубежные, отмечают общую разработанность теории методов обучения, следствием чего являются многочисленные и разные основания их классификации [3].

Ю. К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно — познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; ее контроля и самоконтроля. Термин «учебно — познавательная деятельность» как раз и подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся, в которой учитель совершает учебные действия, а ученики — познавательные.

По мнению С. Н. Николаевой, дошкольная педагогика еще в меньшей степени, чем школьная, исследует методы воспитания и обучения детей. С. Н. Николаева дает следующее определение педагогическому методу — это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность.

В экологическом образовании единой классификации методов не существует.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов (наглядные, словесные, практические) Объекты и явления природы, который должен познать ребенок, требует использование разнообразных методов.

При ознакомлении детей с природой необходимо использовать все методы в комплексе, при этом правильно сочетать их между собой.

Метод экологического образования — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания детей является, научить ребенка развивать знания живой природы [1].

Основным методом в экологическом воспитании является — наглядный метод.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия. Наглядные методы — это наблюдение, которое стимулирует интерес детей.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает следующие задачи:

  1. Формирует у детей знания о природе;
  2. Развивает интерес;
  3. Воспитывает эстетические чувства. [4]

Воспитатель использует различные виды наблюдения.

Распознающее наблюдение.

Оно используется для ознакомления с новым явлением природы. В процессе распознающего наблюдения дети учатся различать цвет, форму, величину, пространственное расположение частей.

Длительное наблюдение.

Например, можно наблюдать за ростом лука в банке с водой. В ходе этих наблюдений развивается сообразительность, наблюдательность, сравнения, учатся анализировать.

Проведение наблюдения начинается с выбора объекта. Чтобы вызвать интерес у детей, воспитатель использует стихи, малые формы фольклора, отрывки из художественных произведений.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия.

Словесные методы. При использовании словесных методов воспитатель должен учитывать способность к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании [2].

Например: во время прогулки дети увидели муравьев, которые трудятся. «Что они делают?» — спрашивают дети. Воспитатель предлагает сначала посмотреть, а затем в процессе наблюдения рассказывает про муравьев.

— Рассказ — используется, чтобы привлечь внимание детей.

Следующая группа методов — это практические методы. К практическим методам относится: игра.

Основу классификации игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл систему подвижных игр, разработал их методику.

Игра является методом при помощи, которой дети знакомятся с окружающим миром. При ознакомлении с природой, используются следующие виды дидактических игр.

Предметные — это игры с использованием разных шишек, семян, листьев и т. д.

Настольно — печатные — развивают логические мышления («Ягоды и фрукты», «Грибы», «Лото»).

Словесные игры — устные вопросы о природе детям («Когда это бывает?», «Кто летает?» и т. д.)

Творческие игры: строительные, которые способствуют познанию детьми качество и свойства предметов природы (песок, шишки, снег, глина).

Подвижные игры: дети подражают повадкам животных. («Наседка и цыплятки», Волки и овцы», «Солнышко и дождик»)

Труд. Применяется в повседневном уходе за растениями в уголке природы.

Воспитывая трудовые навыки, одновременно нужно закреплять знания о природе. Например: Перед посевом — рассмотреть семена (форму, размер, цвет).

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — важная составляющая. При этом учитывается возраст детей и суть изучаемых занятий явления или объекта природы. А самым главным является вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить и знакомится с экологической деятельностью.

Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Литература:

  1. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами6 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ГНОМ и Д. 2003. 100с.
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Николаева С. Н.- М.,2001.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Рыжова Н. А.- М.2000.
  4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Серебрякова Т. А. — М., 2006.
  5. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие Суркина С. А. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание детей, дошкольный возраст, игра, природа, экологическое образование, познавательная деятельность, трудовая деятельность, экологическое воспитание.

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать

игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир

Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст]

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в

Трудовая деятельность привлекает многих детей. Они охотно откликаются на призыв

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного

Трудовая деятельность ребенка — дошкольника всегда содержит элемент игры

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая...

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней

Игра — занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание...

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие.

А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на

‒ совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными...

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать

игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир

Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст]

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в

Трудовая деятельность привлекает многих детей. Они охотно откликаются на призыв

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного

Трудовая деятельность ребенка — дошкольника всегда содержит элемент игры

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая...

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней

Игра — занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание...

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие.

А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на

‒ совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными...

Задать вопрос