Педагогическое эссе «Я — учитель ХХI века» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Каликова Д. И. Педагогическое эссе «Я — учитель ХХI века» // Образование и воспитание. — 2018. — №4. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/101/3529/ (дата обращения: 13.12.2019).



Холодным зимним вечером, укутавшись в большой мягкий плед, наслаждаясь теплыми огоньками мерцающей гирлянды, я держу на коленях старый фотоальбом. С обеих сторон от меня, нырнув под наш плед-домик, сидят мои дети. «Что там? Что там?» — лепечет малыш, глядя на альбом, предвкушая увидеть что-то новое, неизвестное… Прижимая к себе своих крошек, вдыхая аромат этого вечера, погружаюсь в историю… историю нашей семьи:

Здесь каждое фото душою согрето,

Окно для потомков, учитель добра [1].

Детство мое — это начало «лихих девяностых». Передо мною череда детских воспоминаний. Цветной телевизор. Первые игровые приставки. Фотоаппараты. Стационарный телефон… Но теплые мамины глаза, излучающие незабываемый свет, её нежный и родной голос, её рассказы по вечерам навсегда остались в памяти. Я помню каждое слово… Живо перед глазами возникают картинки бытия 50–60-х годов ушедшего столетия, образы бабушки, дедушки, который был учителем латыни. Слушать маму мне очень легко, язык ее простой, но при этом живой и образный. Так постигала я историю семьи, историю поколения, историю страны. И уже не казались такими скучными страницы учебника.

Мне сложно сказать, когда я решила стать учителем. Возможно, запал в душу образ дедушки, а быть может, образ моей учительницы истории. Но вот позади исторический факультет. Впереди — новые горизонты. Особенно увлекла меня археология. Прикосновение к артефактам прошлого, экспедиции, раскопки пробудили огромное желание поделиться своими знаниями, рассказать ребятам о прошлом. Захотелось увидеть «искорки» в глазах увлеченных детей. «Пусть они узнают: история — противоречивая, но очень увлекательная и интересная наука», — думала я.

Сколько же волнения! Нетерпения! Ожидания чего-то нового! Неизведанного… И вот он — порог школы! Мои первые ученики были всего на четыре года младше меня. В их глазах я увидела интерес не к истории, а к себе как к молодому учителю. А в моих -, наверное, читался если не ужас, то неуверенность. Но я понимала, что моя задача — не просто выдать фактический материал и поставить отметки за знания, но самое главное — прикасаясь словом к душе ребенка, помочь ему быть добрым и заботливым, честным и справедливым, решительным и самостоятельным, творящим и оберегающим красоту мира. Я очень переживала, смогу ли увлечь историей ребят, почти моих сверстников. Мне и сегодня трудно ответить на этот вопрос. На мой взгляд, результат деятельности учителя по формированию духовной нравственности ребенка виден лишь спустя годы.

Сегодня я — учитель ХХI века. Века Стремительного. Века Новых открытий. Века Новых технологий. Века Нового образования. Века «Новой школы», где настоящий учитель должен научить детей чувствовать, думать, действовать. На современном уроке уже сложно обойтись без использования возможностей компьютерных методов. Диафильмы и презентации, анимационные схемы и графики, «живые» карты и кроссворды поднимают уровень наглядности, повышают «производительность» урока. При этом надо уметь ориентироваться в потоке интернет — информации не только ученикам, но и учителю, научиться анализировать её, овладеть приемами поиска. Иначе говоря, жить, двигаясь вперёд, «в ногу со временем», ведь образованные, грамотные люди — будущее России.

Возникает вопрос: «Как увлечь интернет-поколение?» Я уверена в том, что современный урок истории немыслим без ярких наглядных пособий, таких как историческая реконструкция, которая подразумевает полное погружение в интересующую историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности, начиная от внешнего вида одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. При этих методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядности. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала.

Я. А. Коменский определял наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними» [2]. Это высказывание подтверждает мысль о том, что данные методы формируют у учащихся целостность восприятия материала. Историческая реконструкция несет в себе обширную информацию, полученную в процессе работы с различными видами источников. Ее недаром называют «живой историей». Детально восстановленные элементы исторической культуры позволяют более детально понять специфику той или иной эпохи.

В своей профессиональной деятельности наглядные методы исторической реконструкции я использовала в рамках проведения муниципальной интенсивной школы для одаренных детей «Юный археолог» на базе МБОУ СОШ № 6 в марте 2016 года. Эта площадка вызвала живой интерес у ребят, ведь они смогли изучить специфику работы археолога, акцентировали внимание на методы извлечения археологических находок, технологии склеивания керамических сосудов. Практика показала, что такое погружение положительно сказывается на процессе обучения.

Конечно, наглядность на уроках истории используется в различных формах, но «историческая реконструкция» встречается крайне редко. Тем не менее считаю, что применение вышеуказанного метода заслуживает отдельного внимания, поскольку таит в себе большой потенциал и раскрывает новые горизонты. Сегодня мы являемся свидетелями возрастания роли военной реконструкции как средства воспитания патриотизма у молодежи.

История — это не только даты, факты, но и судьбы людей. Мы знаем о гениальных полководческих талантах и военных победах Александра Невского. Но главная его роль в истории нашей страны связана не с этим. Он сумел сохранить страну, объединить русских людей в их тяжелой борьбе против иноземных захватчиков, уберечь Русь от набегов, стать примером для многих поколений. Важной целью для себя считаю формирование мировоззрения школьника, основанного на объективной оценке прошлого.

Я — учитель истории. Я — связующее звено между прошлым и будущим.

«Слово — великое оружие жизни» [3] — отмечал в своих трудах В. Ключевский. Для меня слово — способ, метод, средство обучения и общения с детьми. Это самое главное, что дано учителю. Слово наставника ободрит, вселит уверенность, раскроет индивидуальные склонности и дарования, наполнит мир красками.

Но как бы часто мы ни модернизировали образование, значение личности и авторитета учителя никто и никогда не сможет ни отменить, ни заменить. Новые стандарты не сделают счастливыми 11 лет школьного образования без талантливого учителя. Я убеждена в том, что Учитель в XXI веке, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.

Миссию свою вижу в формировании нравственных ценностей в подрастающем поколении. Оно — будущее моей страны. Часто цитирую школьникам слова Д. С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему» [4].

И я снова листаю старый альбом, глядя на своих детей, убеждаюсь, что прививать любовь к Родине нужно с истории своей семьи, с семейного альбома со старинными фотографиями, с восстановления древа рода:

Историю жизни пяти поколений,

Цепочкою судеб в едино сведу [1].

Учитель XXI века- человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений — без этого будущее немыслимо.

Литература:

  1. Владимир Тиссен «Старый альбом» http://vladimir-tissen.com/lyrics/5
  2. Коменский А. Я. Великая дидактика. — М., 1982. — с.382
  3. Этика: словарь афоризмов и изречений/Сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. — М., 1995. — с. 215
  4. Лихачев Д. С. Письма о добром / Лихачев Д. С. — М.: Азбука-Аттикус, 2011. — с. 108
Основные термины (генерируются автоматически): историческая реконструкция, история, любовь, ребенок, Учитель.

Похожие статьи

Использование исторической реконструкции как наглядного...

Историческую реконструкцию недаром называют живой историей. Детально восстановленные элементы исторической культуры позволяют

Например: История России 6 класс. Тема урока: «Культура Руси IX- начала XII века». Для наглядности на уроке демонстрировались предметы...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Воспитание детей в царских семьях | Статья в журнале...

Задачи: — формировать интерес учащихся к истории своего государства, отдельным личностям, к вопросам воспитания детей; – способствовать развитию познавательной и мыслительной активности учащихся; – воспитывать уважительное отношение к детям из царских семей...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба.

Его становление и развитие тесно связаны с историей общества: чем более высок уровень развития общества, тем более развиты виды и формы практикуемого им...

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом...

Тесно связан с историей страны урок «Польский сейм». Дети узнают распорядок заседаний

Многообразие экспозиции влияет на тематику музейных уроков: история, история искусств

«исторические игры». Реконструкция определенной исторической эпохи,среды(танцы

Учительская династия семьи Вакуленко | Статья в журнале...

Ключевые слова: история, образование, семья, учитель, династия, профессия, Родина.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика.

Проектная технология и использование литературных...

Проектная технология и использование литературных произведений в обучении истории.

Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить. педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного...

Клуб «Память» как эффективное средство для саморазвития...

Мне, как учителю истории и обществознания, помогает в решении задач по самореализации и саморазвитию личности детей и

патриотическое воспитание, историко-краеведческая работа, туризм, детский туристический клуб, туристический инвентарь, историческая реконструкция.

Нравственное воспитание школьников на уроках истории

Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом.

Похожие статьи

Использование исторической реконструкции как наглядного...

Историческую реконструкцию недаром называют живой историей. Детально восстановленные элементы исторической культуры позволяют

Например: История России 6 класс. Тема урока: «Культура Руси IX- начала XII века». Для наглядности на уроке демонстрировались предметы...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Воспитание детей в царских семьях | Статья в журнале...

Задачи: — формировать интерес учащихся к истории своего государства, отдельным личностям, к вопросам воспитания детей; – способствовать развитию познавательной и мыслительной активности учащихся; – воспитывать уважительное отношение к детям из царских семей...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба.

Его становление и развитие тесно связаны с историей общества: чем более высок уровень развития общества, тем более развиты виды и формы практикуемого им...

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом...

Тесно связан с историей страны урок «Польский сейм». Дети узнают распорядок заседаний

Многообразие экспозиции влияет на тематику музейных уроков: история, история искусств

«исторические игры». Реконструкция определенной исторической эпохи,среды(танцы

Учительская династия семьи Вакуленко | Статья в журнале...

Ключевые слова: история, образование, семья, учитель, династия, профессия, Родина.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения. Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика.

Проектная технология и использование литературных...

Проектная технология и использование литературных произведений в обучении истории.

Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить. педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного...

Клуб «Память» как эффективное средство для саморазвития...

Мне, как учителю истории и обществознания, помогает в решении задач по самореализации и саморазвитию личности детей и

патриотическое воспитание, историко-краеведческая работа, туризм, детский туристический клуб, туристический инвентарь, историческая реконструкция.

Нравственное воспитание школьников на уроках истории

Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом.

Задать вопрос