Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Харитонова С. С. Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2922/ (дата обращения: 21.07.2018).



В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в урочной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, урок биологии.

Проектный метод в педагогике возник во второй половине XIX века в США на основе «прагматической педагогики» и был внедрен в практику Джоном Дьюи. В России идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

Если традиционно проектная деятельность воспринималась большинством педагогов как форма организации внеклассной или внеурочной работы, то Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает использование проектной технологии и на уроках.

Поэтому понимание проектного метода в обучении претерпело изменения в современной педагогике. Так, например, А.В. Хуторской рассматривает метод проектов как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев [2].

Проведенное нами анкетирование учителей биологии города Арзамаса и Арзамасского района показало, что все участники анкетирования независимо от стажа работы, пола и учебного заведения, используют в своей работе метод проектов. При этом 43,75 % опрошенных учителей используют эту технологию систематически, а иногда – 56,25% опрошенных.

Учителя биологии применяют метод проектов одинаково часто как на уроках (62,5%), так и во внеурочной деятельности (62,5%), во внеклассной работе используют этот метод в два раза меньше – 31% опрошенных учителей (Рис.1).

Рис.1. Использование учителями биологии метода проектов в разных организационных формах обучения.

На наш взгляд, такой выбор форм использования проектной технологии не случаен, а обусловлен требованиями ФГОС, исходя из которого появляется использование проектного метода, в том числе на уроке, и обязательная для учителя и учеников внеурочная деятельность. В этой связи, и учитывая недостаток свободного времени учителя-предметника, внеклассная работа уходит на второй план.

Из затруднений, которые возникают при организации проектной деятельности школьников в соответствии с ФГОС, большинство учителей отметили определение места проектной деятельности на уроке и оформление технологической карты или конспекта урока с использованием проектной деятельности, трудности в формулировке темы проекта. Этот факт еще раз подтверждает нашу мысль о том, что одной из основных трудностей учителя при реализации проектной деятельности по ФГОС является ее организация на уроках, поскольку это является особенностью нового стандарта и необходимый опыт педагогами еще не наработан.

В связи с вышесказанным в рамках работы над магистерской диссертацией на тему «Организация проектной деятельности учащихся при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии основной школы »нами было разработано 18 уроков с использованием метода проектов. Обучение велось с использованием программы под редакцией В.В. Пасечника издательства «Дрофа» [1] и соответствующего ей школьного учебника [3].

В качестве примера урока, построенного на основе проектного метода, приведем технологическую карту урока биологии в 5 классе на тему «Царство Растений».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

УМК: УМК под ред. В. В. Пасечника, изд-во «Дрофа»

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях организации представителей царства Растения.

Задачи:повторить и обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растений; закрепить умения распознавать представителей данного царства, обосновывать их принадлежность к данному царству; характеризовать признаки усложнения их организации.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- изученные царства живой природы – Растения;

- особенности строения и жизнедеятельности представителей изученного царства;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные);

- роль представителей изученного царства в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику представителей изученного царства;

- объяснять происхождение представителей изученного царства;

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать представителей изученного царства и на этой основе делать выводы;

- работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;

Личностные результаты:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Оборудование: учебник, тетради, карточки с названиями отделов растений и карточки для заполнения в форме стрелки для каждой команды, ноутбук, проектор, подготовленные учащимися презентации, фломастеры, листы бумаги, клей карандац, гербарий представителей всех отделов растений.

Предварительное задание (подготовка): Класс делится на небольшие группы (по 3-4 человека). Каждая группа получает свою тему в соответствии с отделами растений (водоросли, мхи, плауны и хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые). Каждая группа должна придумать название своей команды, которое отражает специфику отдела растений, подготовить «презентацию о себе», в которой отразить основные особенности растений данного отдела, их внешний вид, значение в жизни человека, найти интересные факты о них, проявить творчество, построив рассказ от лица изучаемого растения.

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный этап (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово к занятию.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются на свои места по группам. Демонстрируют готовность к уроку

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Мотивация учебной деятельности

(1 мин)

Как вы уже поняли, сегодня наш урок будет необычным. Как вы думаете, почему?

И даже попробуем вместе с ними пройти небольшой отрезок их эволюционного пути. Вы готовы?

Мы попадем в Царство Растений.

Готовы!

Регулятивные целеполагания

Актуализация знаний

(7 мин)

Прежде чем начать, у вас есть 5 минут, чтобы придумать и нарисовать на листе эмблему своей команды и представить свою команду всем участникам путешествия.

Команды готовы, можем начинать.

Совещаются в группах, рисуют эмблему команды.

Демонстрируют свою эмблему всему классу и объясняют, почему она выбрана именно такой.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Обобщение и систематизация знаний

(20 мин)

Теперь мы отправляемся в царство Растений. В нем уже побывала Эволюция, поэтому мы можем сейчас видеть растения во всем их многообразии. Растения сами расскажут нам о себе, а другие группы должны определить и записать в карточки в форме стрелочки, которые у вас есть на столах, что же сделала Эволюция, чтобы превратить один отдел в другой.

Все отделы рассказали нам о себе. А теперь возьмите карточки со стрелками, на которых вы записали, что же сделала Эволюция с растениями, и карточки с названиями отделов, которые лежат у вас на столах, и наклейте их на большой лист бумаги в порядке усложнения. Стрелками будет обозначено действие эволюции.

Каждая команда выступает с подготовленной презентацией, рассказывает о своем отделе растений с точки зрения его представителей. Команды выступают в порядке усложнения организации (Водоросли, Мхи, Плауны и Хвощи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные).

После каждого выступления командам дается 1 минута, чтобы записать на карточке в форме стрелки существенные изменения, которые произошли в этом отделе растений по сравнению с предыдущим.

Совещаются в группе, располагают карточки в правильном порядке, наклеивают на лист бумаги.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Применение знаний и умений в новой ситуации

(7 мин)

Теперь, когда мы уже много знаем о растениях, давайте поможем потерявшимся в Царстве Растений найти своих родственников.

На столе лежит гербарий «потерявшихся» растений. Ваша задача вернуть их домой, то есть определить, к какому отделу они относятся и передать их команде представителей этого отдела.

Работают с гербарием. Применяют полученные знания в новой ситуации. Определяют, к какому отделу относятся представители предложенных растений. Передают гербарные листы нужной команде.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Контроль усвоения, коррекция ошибок

(7 мин)

Посмотрим, что у нас получилось.
Давайте вернемся к нашей схеме. – Проверка и коррекция схемы со стрелками.

Теперь вопрос к командам – все растения нашли свой дом? Давайте проверим, не заблудился ли кто-то. – Проверка распределения растений из гербария по отделам.

Давайте запишем эти растения на карточках с названием их «дома», чтобы они его больше не теряли.

Демонстрируют получившиеся схемы, вместе с учителем обсуждают, что получилось, корректируют.

Каждая команда называет представителей своего отдела, гербарии которых передали им другие группы. Отмечает ошибки в определении, если их замечает.

Все команды записывают этих представителей на карточках с названиями отделов

Коммуникативные, регулятивные,

коррекции

Рефлексия

и подведение итогов урока (2 мин)

Вернемся из царства растений в наш класс.

Как вы считаете, интересно прошел сегодняшний урок?
Давайте еще раз вспомним. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте:

Сегодня мы побывали в…

Мы вспомнили…

При этом я впервые узнал, что…

Мы научились….

Мне понравилось…

Дома я хочу найти информацию про…

Всем спасибо за хорошую работу и увлекательное путешествие.

Отвечают на вопросы учителя.

Продолжают незаконченные предложения.

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Приложение: Образцы карточек для заполнения

Образец карточки с названиями отделов: Образец карточки-стрелки:

Литература:

  1. Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54 с.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник / В.В. Пасечник. – 6-е изд., сереотип. – М.: Дрофа, 2016 – 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отдел растений, изученное царство, урок, проектный метод, проектная деятельность, царство растений, команда, отдел, метод проектов, лист бумаги, растение, карточка, Федеральный государственный образовательный стандарт, группа.

Похожие статьи

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Метод проектов — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников с

6. Подготовка материалов к исследовательской работе. 7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Также можно использовать метод проектов непосредственно на уроках биологии.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для...

Реализация проектной технологии на базе социальной сети...

Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, проектная работа, социальная сеть, лесной биоценоз.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы... Рассматривая проектную деятельность в качестве важнейшего средства достижения образовательных...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Метод проектов — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников с

6. Подготовка материалов к исследовательской работе. 7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Также можно использовать метод проектов непосредственно на уроках биологии.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для...

Реализация проектной технологии на базе социальной сети...

Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, проектная работа, социальная сеть, лесной биоценоз.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы... Рассматривая проектную деятельность в качестве важнейшего средства достижения образовательных...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос