Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Романова А. А. Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2919/ (дата обращения: 28.05.2018).



В статье представлен анализ одиннадцати рабочих программ курса биологии основной школы. Выявлены реальные возможности углубленного изучения биологии животных. Установлено практически полное отсутствие экспериментальных работ с живыми животными.

Ключевые слова: углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными.

Проблема углубленного изучения биологии в курсе средней школы очень актуальна в связи с возрастанием роли биологических знаний в повседневной жизни современного человека, обусловленными новейшими достижениями биологической и смежной с ней наук. Для школьников, сдающих биологию в качестве выпускного экзамена, курс биологии базового уровня изучения на старшей ступени общеобразовательной школы является недостаточным. Поэтому так важно углубленное изучение биологии различных царств живой природы, животных в том числе, осуществляемое в основной школе.

Углубленное изучение животных обеспечивает существенное расширение общебиологических знаний школьников, систематизацию зоологических знаний, возможность более наглядного практикориентированного изучения биологии животных и работы живого организма, формирование системы универсальных учебных действий, организацию проектной деятельности, достижение образовательных результатов изучения биологии — требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).

Изучение животных в основной школе в условиях реализации ФГОС осуществляется в разных классах по разным вариантам учебных программ по биологии (линейным или концентрическим). Их большое количество порождает существенные сложности в работе школьных учителей биологии в связи с отсутствием полной комплектации учебно-методических комплексов.

С целью выявления возможностей углубленного изучения биологии животных, мы проанализировали 11 рабочих программ курса биологии основной школы [1–11].

Их анализ позволил установить, что имея в целом комплексный характер, так как включают основы различных биологических наук о животных — морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, палеонтологии, биогеографии, этологии и других отраслей современной биологической науки, они, тем не менее, характеризуются практически полным отсутствием экспериментальных (практических, лабораторных работ, демонстрационных опытов, фенологических наблюдений) видов работ с живыми животными.

Причинами такого положения дел, по нашему мнению, является следующее:

- аспекты биоэтики (невозможность проведения так называемых «острых» опытов с живыми животными);

- сложности содержания многих животных в уголках живой природы;

- сложности финансирования в школах содержания уголков живой природы;

- отсутствие заинтересованности учащихся в углубленном изучении биологии животных организмов;

- отсутствие заинтересованности в этой работе со стороны самого школьного учителя.

Привлечь внимание учащихся к изучению зоологических объектов, по нашему мнению, возможно при организации внеурочной деятельности школьников, том числе, учреждениях дополнительного образования. Это составляет предмет нашего исследования в рамках обучения на магистерской программе «Биология в новой образовательной практике». Являясь педагогом МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области, работаем над темой «Углубленное изучение биологии животных в курсе биологии основной школы». В наших ближайших планах — экспериментальная апробация программы внеурочной деятельности по экспериментальному изучению биологии позвоночных животных.

Литература:

  1. Рабочая программа к учебнику А. А. Плешакова, Э.Л.. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: 000 «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
  2. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 32 с.
  3. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 7 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 64 с.
  4. Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. – 56 с.
  5. Рабочая программа к учебнику Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Вектор» /авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 32 с.
  6. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
  7. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. С. Н. Шестакова. — М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
  8. Рабочая программа по биологии. 6 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 40 с.
  9. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 201. – 64 с.
  10. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2016. – 80 с.
  11. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Рабочая программа, биологии животных, изучения биологии, биологии основной, биологии основной школы, углубленного изучения биологии, изучения биологии животных, изучение биологии, курсе биологии основной, курса биологии основной, изучение биологии животных, углубленное изучение биологии, «Русское слово, программ курса биологии, живыми животными, биологии основной школы», биологии позвоночных животных, результатов изучения биологии, изучение биологии различных, рабочих программ.

Ключевые слова

углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос