Проектирование программы модуля «Скажем нет зависимости» как компонента здоровьесберегающей среды школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Яшина, К. О. Проектирование программы модуля «Скажем нет зависимости» как компонента здоровьесберегающей среды школы / К. О. Яшина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2913/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлена программа модуля «Скажем нет зависимости», реализуемого в опыте деятельности МБОУ «Мухтоловская СШ №1» Ардатовского района Нижегородской области.

Ключевые слова: экологически безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, модуль, проектирование программы модуля.

Одной из ключевых задач, решаемых современной школой, является формирование экологически безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения, выступающей важнейшим условием формирования здорового образа жизни современных учащихся.

Основная тяжесть работы в этой области традиционно возлагается на учителей естественнонаучного цикла. В последние годы, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, эта работа приобретает все большую метапредметную направленность, о чем свидетельствует включение в программу каждой общеобразовательной организации соответствующего раздела, содержание которого должно включать модули по различным аспектам здоровьесбережения [1]. В этой связи все общеобразовательные организации осуществляют работу подобного рода.

Реализуя магистерское исследование на тему «Формирование экологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды в опыте деятельности образовательного учреждения», мы разработали 6 модулей: «Стресс – друг или враг?», «Движение – путь к здоровью», «Коммуникативная грамматика», «Здоровое питание», «Тайм-менеджмент», «Скажем нет зависимости», часть из которых уже опубликована [2-5].

В связи с тем, что особую важность приобретает проблема различного рода зависимостей у подростков, предлагаем вашему вниманию разработку модуля «Скажем нет зависимости».

Программа модуля «Скажем нет зависимости» рассчитана на 8 часов. Курс является дополнительным в системе подготовке учащихся основной школы и предусматривает изучение функционального состояния человека.

Базовыми для изучения модуля являются курсы «Человек и его здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель данного модуля – профилактика вредных привычек и разного рода зависимостей.

Задачи:

Образовательные:

- усвоение учащимися знаний о функциональном состоянии собственного организма;

- расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;

Развивающие:

- развитие интереса к самопознанию;

- развитие умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

Воспитательные:

- воспитание адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения

- воспитание у учащихся ценностного отношения к своему здоровью.

Образовательные результаты:

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

4) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: функциональное состояние собственного организма, правила здорового образа жизни, факторы риска, вызывающие негативное влияние.

Уметь: использовать правила здорового образа жизни на практике, оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих

Иметь представление о: прикладном характере данного курса, негативных последствиях разного рода зависимостей.

Личностные результаты:

1) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение модуля;

2) формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома ;

3) формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

4) формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Оценка эффективности модуля проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы.

Содержание программы:

  1. Вводное занятие. Анкетирование (1 ч).

Понятие о здоровом образе жизни. Анкетирование на предмет наличия вредных привычек и силы воли.

  1. Правила здорового образа жизни (1 ч).

Основные правила здорового образа жизни. Анализ собственных привычек.

  1. Негативные влияния наркотиков (1 ч).

Понятие о наркотических и психотропных веществах. Понятие о наркомании. Зависимость. Как лечить наркоманию.

  1. Поговорим о сигаретах и вейпах (1 ч).

Понятие о табакокурении и вейпинге. Правда об электронных сигаретах. Зависимость от никотина.

  1. Мои лучшие качества (1 ч).

Как научиться находить в себе только положительные качества. Как полюбить себя. Самоанализ лучших качеств учащихся.

  1. Мои увлечения, мой отдых (1 ч).

Как провести время без вредных привычек. Как найти свои интересы и увлечения.

  1. С компьютером на «ты» (1 ч).

Компьютер в твоей жизни. Как контролировать время, которое ты проводишь за компьютером.

  1. Заключительное занятие. Анкетирование (1 ч).

Рефлексия. Анкетирование.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.Е. Савинов. – М. Просвещение, 2011. – 342 с.
  2. Яшина К.О.Возможности школы в укреплении здоровья современных старшеклассников / К.О. Яшина, А.В. Марина // Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками: материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Красноярск, 27–28 октября 2016 г. – Красноярск, 2016. – С. 156-160.
  3. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Коммуникативная грамматика» / К.О.Яшина // Методика обучения биологии и экологии: Сборник статей Герценовских чтений. Выпуск 3. 19 апреля 2017, С.-Петербург. – С.-Пб, 2017. – С. 176-181.
  4. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Тайм-менеджмент» /К.О. Яшина // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85- летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. – Красноярск: КГПУ, 2017.– С. 158 – 160.
  5. Яшина К.О. Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ №1» «Движение – путь к здоровью» /К.О. Яшина //Наука молодых: сборник научных статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых». Арзамас, 30-31 марта 2017 г. – Арзамас : АФ ННГУ, 2017. – С. 85-90.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, изучение модуля, негативное давление, образовательное учреждение, опыт деятельности, программа модуля, род зависимостей, собственный организм, функциональное состояние.

Ключевые слова

модуль, экологически безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, проектирование программы модуля

Похожие статьи

Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ...

Нами предпринята попытка разработки программы модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», которая апробирована в опыте нашей деятельности в качестве школьного учителя в МБОУ «Мухтоловская СШ» Ардатовского района Нижегородской области.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды

Барышников Е. Н. Антикоррупционное воспитание в государственных образовательных учреждениях: проблемы, достижения, перспективы.

Проектирование комфортной и безопасной среды...

Бондин, В. И. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в современных условиях экологической среды / В. И. Бондин, И. А

Таким образом, безопасная образовательная среда и качество образовательного процесса по ОБЖ взаимозависимы.

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры...

Библиографическое описание: Батракова Н. А. Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и

4. Созонов В. П. Примерная образовательная программа школьника во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонов...

Система работы образовательного учреждения по...

Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни. В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится...

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

Воспитание основ здорового образа жизни у детей... Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни. Психолого-педагогические условия формирования ценности... Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения...

В учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности профилактике зависимостей школьников отводится особое место.

Таким образом, профилактическая деятельность в образовательных учреждениях должна носить опережающий характер.

Похожие статьи

Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ...

Нами предпринята попытка разработки программы модуля «Здоровое питание – миф или реальность?», которая апробирована в опыте нашей деятельности в качестве школьного учителя в МБОУ «Мухтоловская СШ» Ардатовского района Нижегородской области.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Синергетический подход как основа реализации программ по...

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды

Барышников Е. Н. Антикоррупционное воспитание в государственных образовательных учреждениях: проблемы, достижения, перспективы.

Проектирование комфортной и безопасной среды...

Бондин, В. И. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в современных условиях экологической среды / В. И. Бондин, И. А

Таким образом, безопасная образовательная среда и качество образовательного процесса по ОБЖ взаимозависимы.

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры...

Библиографическое описание: Батракова Н. А. Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и

4. Созонов В. П. Примерная образовательная программа школьника во внеурочной деятельности в начальной школе / В. П. Созонов...

Система работы образовательного учреждения по...

Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни. В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится...

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

Воспитание основ здорового образа жизни у детей... Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни. Психолого-педагогические условия формирования ценности... Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69...

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения...

В учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности профилактике зависимостей школьников отводится особое место.

Таким образом, профилактическая деятельность в образовательных учреждениях должна носить опережающий характер.

Задать вопрос