Применение элементов дидактической многомерной технологии в процессе преподавания органической химии в образовательных учреждениях среднего и высшего образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Малочкина Ю. М., Малышева Е. А., Железнова Т. А. Применение элементов дидактической многомерной технологии в процессе преподавания органической химии в образовательных учреждениях среднего и высшего образования // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2907/ (дата обращения: 28.05.2018).



В статье рассмотрена возможность применения в процессе преподавания органической химии элементов дидактической многомерной технологии с целью активации учебной деятельности.

Ключевые слова: педагогические технологии, дидактическая многомерная технология, логико-смысловые модели.

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образования современная парадигма образования, имеющая личностно-ориентированный характер, предполагает использование таких методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса, которые способствовали бы развитию познавательной активности и личностных качеств обучающихся. Важной особенностью развивающего обучения является создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. В современных условиях развития образования приоритетным направлением в преподавании химии является формирование у обучающихся ключевых компетенций, общеучебных умений, универсальных способов учебной деятельности.

В последнее время все более предпочтительным становится использование технологий, которые способствуют формированию и развитию личности обучающегося, его мышления, речи, самостоятельности, мотивационной сферы, побуждающих к активной познавательной деятельности, к общению в процессе обучения.

Одной из новейших педагогических технологий, удовлетворяющих требованиям современности, является дидактическая многомерная технология (ДМТ), применение которой позволяет активизировать учебную деятельность на занятии, усилить наглядность, повысить мотивацию обучающихся, формировать разнообразные универсальные учебные действия, такие, как: умение добывать новые знания, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем.

ДМТ представляет собой описание на основе теории фракталов содержательной и процессуальной сторон для достижения поставленных целей независимо от индивидуальности обучающегося и места реализации [1]. Ее основным дидактическим обеспечением служат логико-смысловые модели (ЛСМ), которые являются и продуктом деятельности в данной технологии, лично создаваемые обучающимся

ЛСМ – это схема в виде радиальных осей, имеющих общий центр – объект исследования, в которой выделяют логический и смысловой компоненты. Логический компонент раскрывает порядок расстановки осей и узловых точек; представлен нумерацией осей и расположения точек (от центра к периферии). Смысловой компонент раскрывает содержание осей и узловых точек; представлен их названиями [2].

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности и представляет собой один из основных методов познания. Построение ЛСМ как частный случай моделирования позволяет понять сущность изучаемого объекта, способствует формированию целостного восприятия информации. Для их создания применяется дедуктивный метод познания (от общего к частному). Последовательное построение ЛСМ на каждом из трех уровней философских категорий от «сущности» через «особенное» к «единичному» является реализацией дедуктивного метода познания [3].

ЛСМ можно использовать на разных этапах урока и на уроках различных типов. Работа по их созданию может быть индивидуальной, фронтальной, парной или групповой; имеется возможность применения интерактивной доски, т.е. используются все формы организации самостоятельной работы учащихся на занятиях.

ЛСМ могут использоваться преподавателем и обучающимися при организации различных видов деятельности по химии: при изучении общих и особенных свойств химических элементов, веществ; закреплении материала; взаимоконтроле знаний; оформлении практических работ.

Приведем примеры использования ЛСМ в опыте нашей деятельности при изучении курса аналитической химии. Так, например, при изучении нового материала по теме «Алканы» знакомим обучающихся с этапами их создания (рис. 1):

Рис.1. Логико-смысловая модель «Алканы»

Далее эта ЛСМ используется как образец в процессе изучения других классов органических соединений.

Элементы дидактической многомерной технологии используем и на практических занятиях. На первом практическом занятии в ходе вводной беседы со студентами составляем ЛСМ (рис. 2):

Рис. 2. Логико-смысловая модель «Практическая работа»

На следующих практических занятиях обучающиеся, используя ранее полученные знания, самостоятельно составляют отчет по практической работе в форме ЛСМ.

Построенная по практической работе «Получение ацетилена и изучение его свойств» ЛСМ имеет следующий вид (рис 3).

Рис. 3. ЛСМ «Получение ацетилена и изучение его свойств»

Наш опыт показывает, что применение элементов ДМТ положительно сказывается на личности обучающихся: развиваются способности проектирования и конструирования учебного материала, интуитивное и логическое мышление, увеличивается объем памяти, формируется самостоятельность, умения работать с компьютером, что в конечном итоге выражается в качестве предметных результатов изучения курса.

Литература:

  1. Галыгина И. В. Современные технологии преподавания химии / И. В. Галыгина, Л. В. Галыгина, Н. П. Воскобойникова. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. –СПб.: КАРО, 2002.
  3. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса и методического процессов в школе / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактической многомерной технологии, элементов дидактической многомерной, дидактическая многомерная технология, преподавания органической химии, процессе преподавания органической, ЛСМ «Получение ацетилена, Последовательное построение ЛСМ, студентами составляем ЛСМ, примеры использования ЛСМ, Построение ЛСМ, форме ЛСМ, педагогические технологии, учебной деятельности, практических занятиях, химии элементов дидактической, педагогических технологий, активной познавательной деятельности, технологии преподавания химии, узловых точек, логико-смысловые модели.

Ключевые слова

Педагогические технологии, дидактическая многомерная технология, логико-смысловые модели

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос