Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Клокова Т. Б., Жиженина Л. М. Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек» // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 75-76. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2902/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии физиологической направленности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, основная образовательная программа основного общего образования, рабочая программа, психофизиологические исследования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное; физкультурно-спортивное и оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное и общекультурное [4].

В рамках нашего исследования на тему «Изучение психофизиологических показателей учащейся молодёжи 14 – 18 лет и их использование при организации внеурочной деятельности в 8 классе» было проанализировано 33 Интернет-источника по интересующей нас проблеме. Это были авторские рабочие программы и разработки программ внеурочной деятельности. Анализ этих источников позволил установить, что только три из них имеют относительную физиологическую направленность [2-3, 5].

Первый имеет название «Предпрофильный курс «Биология на службе медицины». Он разработан для учащихся 9 класса, включает в себя более глубокое и расширенное по сравнению с учебной программой содержание по анатомии и физиологии человека. Содержание рабочей программы направлено на выработку у учащихся положительных социальных качеств личности: уверенности в себе, определении своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желания укрепить свое здоровье, рационально использовать природный потенциал своего организма [2].

Второй источник называется «Школьный кружок по физиологии человека и животных» [5]. Программа данного кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов. Содержание кружка включает в себя теоретические и практические аспекты изучения предлагаемых тем.

Третий источник – Рабочая программа факультатива «Формула правильного питания» [3], разработанная для учащихся 7 класса. Целью данного курса является формирование у школьников представлений о необходимости заботы о своём здоровье, и, в первую очередь, важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Остальные Интернет-источники в подавляющем случае имеют либо общебиологическую направленность, либо ботаническую и экологическую. Мы не обнаружили ни одной рабочей программы курса психофизиологической направленности.

Поэтому мы задались целью разработки авторской рабочей программы кружка «Познай себя», которая рассчитана для учащихся 8 класса позволяет расширить знания по анатомии человека, возрастной физиологии и психофизиологии. Программа рассчитана на 34 часа, и включает в себя теоретические и лабораторные блоки содержания. В программе нами рассматриваются механизмы психофизиологических и физиологических процессов, методики антропометрических исследований физического развития человека, нарушений в возрастном развитии опорно-двигательного аппарата, обмена веществ; развитие сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы; методики изучения функциональной асимметрии человека, индивидуальных особенностей – ощущения, восприятия, внимания, памяти, оценки состояния здоровья.

Ученикам нужно и важно изучать себя, познавать особенности жизнедеятельности собственного организма, процессы и механизмы, протекающие в нем, разбираться в физиологических механизмах, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений. Особенно важно, по нашему мнению, наблюдение за развитием своего организма в переломный этап или критический период, в течение которого происходят преобразования каких-либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и психофизиологическому переформированию организма, что свойственно ученикам, изучающим раздел «Человек». Именно поэтому мы и усилили в нашей программе эту практикоориентированную направленность в изучении собственного организма [1].

Литература:

  1. Опарина С. А. Использование некоторых элементов мультимедиа технологий на внеклассных занятиях по биологии (школьный курс, 8 класс) / Опарина С. А., Жиженина Л. М., Клокова Т. Б. // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 569-571.
  2. Предпрофильный курс "Биология на службе медицины" – 2014. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://pedsovet.su/load/88-1-0-44472дата обращения 16. 05. 2017
  3. Рабочая программа факультатива "Формула правильного питания" – 2013. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.uchportal.ru/load/77-1-0-43727 дата обращения 16. 05. 2017
  4. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
  5. Школьный кружок по физиологии человека и животных – 2009. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=309 дата обращения 16. 05. 2017
Основные термины (генерируются автоматически): основного общего образования, основная образовательная программа, внеурочной деятельности, образовательная программа основного, психофизиологических исследований учащихся, программа основного общего, физиологии человека, рабочей программы, Рабочая программа факультатива, организации психофизиологических исследований, Адрес доступа, Электронный ресурс, собственного организма, правильного питания, внеурочная деятельность, Клокова Т, рабочие программы, изучении собственного организма, Жиженина Л, программы основного общего.

Ключевые слова

внеурочная деятельность, рабочая программа, основная образовательная программа основного общего образования, психофизиологические исследования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос