Мониторинг адаптационных возможностей учащихся современного образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калюжный, Е. А. Мониторинг адаптационных возможностей учащихся современного образования / Е. А. Калюжный, А. И. Чекмарева, Н. Л. Русакова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2900/ (дата обращения: 20.04.2024).



На современном этапе развития и образования количественные характеристики изменчивости физиологических показателей определяют морфофункциональное состояние учащихся, являются маркерами условий региональной среды обитания и образования, сохраняют закономерности возрастной эволюции развития. Выраженные внутривозрастные изменчивости приростов и снижение содружественности изменений показателей физического развития учащихся объективизируют разработку новых технологий интегрального оценивания адаптации и повышения их информационной значимости при проведении популяционной диагностики и мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: учащиеся, морфофункциональное состояние, адаптационные возможности, индекс функционального напряжения, оценочные таблицы физического развития, нормированные индексы, средовые факторы.

Адаптивность – согласованность морфофункционального развития организма и среды его обитания, по мнению Сонькина В. Д., Безруких М. М., проявляется в том, что происходящие по мере роста и развития изменения в организме согласованы между собой и одновременно с требованиями, которые предъявляет среда обитания. Индикаторами качества морфофункционального состояния и адаптационных возможностей учащихся выступают показатели физического развития.

Одним из направлений исследований научной лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ, является изучение в современных условиях показателей морфофункционального состояния и адаптационных возможностей учащихся, проживающих на разных территориях по административному делению и природно-экологическим условиям отдельного региона – Нижегородской области.

Проведен биометрический анализ показателей физического развития школьников Нижегородской области и их динамики за период 1944/45-1966/67-2011/12 гг. Определены особенности и динамика показателей биологического развития школьников данного региона. Изучены внутривозрастные особенности и разработан алгоритм комплексной оценки функционального состояния школьников по совокупности результатов физиометрического и функционального тестирования. Установлена информационная значимость различных вегетативных показателей, используемых для оценки адаптационных возможностей учащихся. Выявлены особенности изменчивости показателей морфофункционального состояния и адаптационных возможностей учащихся в зависимости от типа поселения, уровня антропогенной нагрузки и природно-климатических условий территорий проживания. На основании проведенного сравнительного анализа антропометрических, физиометрических, гемодинамических и функциональных показателей детей и подростков Нижегородской области разработаны современные оценочные таблицы физического развития сельских школьников [4, 7].

На основании комплексного исследования впервые определены современные закономерности и физиологические особенности роста и развития учащихся общеобразовательных учреждений, проживающих на территориях разного административно-территориального подчинения Нижегородской области. Также впервые изучены факторы внутривозрастной изменчивости показателей морфофункционального состояния в зависимости от конкретных экологических и природно-климатических условий территорий проживания школьников в современных условиях, выявлены общие тенденции и различия показателей полового созревания учащихся общеобразовательных учреждений [5].

Представлены новые данные, характеризующие физиологические особенности направленности вегетативного регулирования и миокардиально-гемодинамической адаптации школьников в условиях современной образовательной среды. Научно обоснована целесообразность практического применения разработанных специализированных нормативов и алгоритмов оценки морфофункционального развития сельских школьников в мониторинговых исследованиях профилактического медико-педагогического контроля. Получены данные, характеризующие морфофункциональное состояние и адаптационные возможности учащихся общеобразовательных учреждений, на основе которых обоснованы, разработаны и внедрены оценочные таблицы морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях. Разработаны компьютерные алгоритмы персональной, скрининговой обработки показателей морфофункционального состояния и комплексной оценки физического развития учащихся общеобразовательных учреждений. Сформированы электронные базы данных физического развития и библиотек возрастно-половых нормативов по результатам обследования учащихся Нижегородской области в 2011/12 гг. Обоснован алгоритм и предложен пакет современных нормативов оценки показателей направленности вегетативной и миокардиально-гемодинамической регуляции учащихся общеобразовательных учреждений. Результаты изучения особенностей показателей морфофункционального состояния школьников в зависимости от комплекса условий средовых факторов позволяют совершенствовать региональные программы медико-педагогического сопровождения учащихся Нижегородской области [8].

В результате проведенных комплексных исследований показателей морфофункционального состояния и адаптационных возможностей организма школьников Нижегородской области установлено, что возрастная динамика сохранена для всех показателей морфофункционального развития современных учащихся и соотносится с тотальными размерами тела высокой корреляционной связью, физиометрическими параметрами средней, с гемодинамическими показателями – низкой, с сохранением онтогенетических закономерностей модифицирующихся и зависящих от социоэкзогенных условий среды сроковых и шестидесятых годов прошлого столетия. Биометрические характеристики показателей физического развития школьников качественно едины, не подчиняются закону нормального распределения, масса тела и окружность груди отличаются правосторонним смещением, показатели кистевой динамометрии и жизненной емкости легких – чаще левосторонним, гемодинамические – чаще правосторонним, с сохранением онтогенетических закономерностей модифицирующихся и зависящих от социоэкзогенных условий среды сороковых и шестидесятых годов прошлого столетия [3].

Установлено, что антропометрические показатели физического развития учащихся общеобразовательных учреждений характеризуются тенденцией к сближению средних значений у учащихся городских и сельских поселений за счет большего темпа их прироста у сельских школьников. Средние значения физиометрических показателей мозаично выше у сельских школьников, чем у проживающих в областном центре, а гемодинамические – ниже, за исключением бόльших показателей диастолического давления. Выявлено статистически значимое ускорение темпа полового созревания у школьников Нижегородской области за истекшие 45 лет (с «омоложением» возраста появления первой стадии вторичных половых признаков) на 1-2 года. Школьники в условиях современных образовательных сред характеризуются высокой вариабельностью прорезывания постоянных зубов и возраста появления первой стадии вторичных признаков полового созревания. Темпы полового созревания ниже у школьников Нижегородской области, в отличии от сверстников областного центра, и выше у проживающих на территориях Правобережья р. Волги (южная часть), у сельских школьников характеризуются повозрастным сближением показателей с городскими к возрасту 15-16 лет. На территориях Правобережья в 1,5 раза меньше мальчиков с отставанием по уровню биологического развития и почти в 2 раза с опережением; среди девочек преобладание опережающих более значительно при относительном равенстве доли отстающих [9].

Установленная внутривозрастная статистически значимая изменчивость изученных показателей морфофункционального состояния школьников определяется условиями среды на территориях проживания, кроме возраста и пола. Уровень антропогенного загрязнения влияет на снижение показателей длины тела, числа постоянных зубов, повышение ДАД и пробы Штанге. Проживание на южных территориях Правобережья – на увеличение средних значений показателей относительно сверстников на севере области за исключением ДАД. Зафиксирован преобладающий тип направленности вегетативной регуляции у всех школьников как нормотонический вариант (город-село 52,6% и 72,2%), ваготонический – у 25% и 4,7%, симпатикотонический – у 20% и 19,8%, гиперсимпатикотонический – у 2,4% и 3,3%. Оптимум вегетативного регулирования определен у 55% учащихся городских и 66% сельских школ [1].

Выявлено, что величины индексов оценки адаптационных возможностей характеризуются возрастной динамикой, что снижает их информационную значимость для вневозрастного применения. Индексы функционального напряжения по показателям вегетативного регулирования и миокардиально-гемодинамической адаптации являются нормированными, т.к. алгоритм их вычисления опирается на соответствие параметров возрастных нормативов. Норма адаптации по нормативам практически здоровых школьников определена только у 30% учащихся. Установлено, что качественные и количественные особенности морфофункционального развития учащихся современных общеобразовательных учреждений указывают на целесообразность использования разработанных нами оценочных таблиц средствами непараметрического анализа в виде одномерных центильных шкал для сельских школьников [2, 6].

Полученные в результате комплексного исследования показатели рекомендованы и являются основой регионального норматива физического развития школьников в настоящем периоде эволюционного развития общества и рекомендуются к пересмотру каждые 10-15 лет. Полученные результаты внутригрупповых особенностей развития современных школьников необходимо учитывать при планировании дифференцированного подхода в практике организации образовательной, оздоровительной деятельности и популяризации здорового образа жизни. Они могут быть использованы в научно-педагогической деятельности для мониторинга адаптационных возможностей учащихся и повышения качества здоровья подрастающего поколения – гаранта национальной безопасности России.

Литература:

  1. Калюжный Е. А. Адаптационные возможности школьников и современные методы оценки/ Е. А. Калюжный //Современные проблемы науки и образования. – 2014.–№ 6. – С.6.
  2. Калюжный Е. А. Дыхание и кровообращение современных школьников Нижегородской области / Е. А. Калюжный // III Весенние научные чтения. Научно-информационный центр «Знание», г. Харьков. – 2015. – № 6-1(38). – С. 33-35.
  3. Калюжный Е. А. Интегральные аспекты динамики морфологической адаптации учащихся в пространственно-временном континууме / Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова и др. // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса. Материалы VIII- Всероссийской c международным участием научно-практической конференции. – Арзамас, 2012. – С. 211-221.
  4. Калюжный Е. А. Мониторинг физического развития учащихся начальной школы по показателям длины и массы тела / Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, И. Ш. Якубова, Л. П Харитонова и др. // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. – 2002. – № 1-2 (3). – С 55-58.
  5. Калюжный Е. А. Морфологическая и функциональная адаптация учащихся младших классов в условиях современного образовательного процесса города областного подчинения: монография / Е. А. Калюжный. – Арзамас: Арзамасский гос.пед. институт, 2006. – 107 с.
  6. Калюжный Е. А. Физиологические показатели учащихся школ села и города нижегородской области/ Е. А Калюжный, Н. Л. Русакова, А. И. Чекмарева и др.//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Биологические науки. – 2017. – № 1. – С. 83-86.
  7. Калюжный Е. А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов (по данным проспективного наблюдения) / Е. А. Калюжный, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / ННГУ им. Н. И. Лобачевского. – Н. Новгород, 2003. – 26 с.
  8. Калюжный Е. А. Характеристика вегетативной адаптации подростков по данным кардиоинтервалограмм / Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, И. В. Лукьянова и др. // Медицинский вестник северного Кавказа. – 2011. – № 1[21]. – С.32-35.
  9. Kalyuzhny Е. А. Physical characteristics of rural school of Nizhny Novgorod region / Е. А Kalyuzhny,Y. G. Kuzmichev, V. N. Kryiov et.al. // II Science, Technology and Higher Education, Westwood, Canada, April 17, 2013 . – Westwood, Canada, 2013. – 45-50 p.
Основные термины (генерируются автоматически): Нижегородская область, морфофункциональное состояние, адаптационная возможность учащихся, показатель, физическое развитие, школьник, вегетативное регулирование, информационная значимость, морфофункциональное развитие, физическое развитие учащихся.

Ключевые слова

учащиеся, адаптационные возможности, морфофункциональное состояние, индекс функционального напряжения, оценочные таблицы физического развития, нормированные индексы, средовые факторы

Похожие статьи

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района

Нижегородская область, морфофункциональное состояние, адаптационная возможность учащихся, физическое развитие, школьник, показатель, вегетативное...

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной...

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента. Ключевые слова: возрастные особенности, анализ, физическая культура...

Формирование профессионального самоопределения студентов...

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района. Физическое развитие – динамичный процесс варьирования размеров тела, телосложения.

Мониторинг адаптационных возможностей учащихся современного...

Автоматизированный контроль показателей физической...

информационные технологии, физическое развитие, автоматизированные системы, физическая

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Учителю предоставлена возможность выбирать программы, адаптировать их к...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

3,8. Таким образом, в течение первого года обучения в общеобразовательной школе у детей наблюдаются разнообразные морфофункциональные нарушения. Они проявляются ухудшением соматоскопических индексов и физического развития...

Сравнительная оценка физического развития детей младшего...

Характеристика физического развития школьников сельских... физическое развитие, Карагандинская область, физическое развитие детей, длина тела, возраст.

Классификация форм туризма и их значение в физическом...

группа здоровья, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, развитие, отстающее физическое качество, Ненецкий автономный

Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс. туристская деятельность, школьник, контрольная группа...

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале...

В этот комплекс входят морфофункциональные характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья».

Исследование объективных показателей физического здоровья...

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние.

1. Абрамов М. С., Столярук В. С. Состояние и оценка морфофункциональных показателей у студентов (методические рекомендации).

Похожие статьи

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района

Нижегородская область, морфофункциональное состояние, адаптационная возможность учащихся, физическое развитие, школьник, показатель, вегетативное...

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной...

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента. Ключевые слова: возрастные особенности, анализ, физическая культура...

Формирование профессионального самоопределения студентов...

Физическое развитие сельских школьников Арзамасского района. Физическое развитие – динамичный процесс варьирования размеров тела, телосложения.

Мониторинг адаптационных возможностей учащихся современного...

Автоматизированный контроль показателей физической...

информационные технологии, физическое развитие, автоматизированные системы, физическая

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Учителю предоставлена возможность выбирать программы, адаптировать их к...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

3,8. Таким образом, в течение первого года обучения в общеобразовательной школе у детей наблюдаются разнообразные морфофункциональные нарушения. Они проявляются ухудшением соматоскопических индексов и физического развития...

Сравнительная оценка физического развития детей младшего...

Характеристика физического развития школьников сельских... физическое развитие, Карагандинская область, физическое развитие детей, длина тела, возраст.

Классификация форм туризма и их значение в физическом...

группа здоровья, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, развитие, отстающее физическое качество, Ненецкий автономный

Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс. туристская деятельность, школьник, контрольная группа...

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале...

В этот комплекс входят морфофункциональные характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья».

Исследование объективных показателей физического здоровья...

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние.

1. Абрамов М. С., Столярук В. С. Состояние и оценка морфофункциональных показателей у студентов (методические рекомендации).

Задать вопрос