Автор: Воронцова Наталья Ивановна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Воронцова Н. И. Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении школьного курса биологии // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2896/ (дата обращения: 18.02.2018).



В статье показан опыт применения информационно-коммуникативных технологий учителем биологии МБОУ «СШ № 3 имени В. П. Чкалова» города Арзамаса.

Ключевые слова: информационные технологии, школьный курс биологии.

Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество образовательных результатов учащихся и усилить эффективность образовательного процесса. Использование современных образовательных медиасредств дает возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Использование компьютерных технологий открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого, т.е. отвечает требованиям современного образовательного процесса, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования (ОО).

Обучения с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет не только «насытить» обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, т.е. формировать систему универсальных учебных действий, что сегодня является одной из ключевых задач, решаемых школой. Использование информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности учащихся при их низкой мотивации к учению. Одним из достоинств применения мультимедиа – технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. С его помощью при изучении школьной биологии можно смоделировать сложные биологические процессы, выявить общебиологические закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу и многое другое.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

При проведении уроков биологии большое значение имеет использование демонстрационного материала. Компьютер дает возможность демонстрировать строение организмов, их жизнедеятельность, взаимоотношения с другими организмами.

Использование мультимедийных презентаций является самым распространенным способом демонстрации изучаемых объектов с применением ИКТ при изучении любого предмета, биологии в том числе. Их применение целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Так, при проведении уроков в 7 классе по теме «Подцарство Бактерии» и в 10 классе по теме «Индивидуальное развитие организмов» мы используем презентации, созданные с использованием программы POWER Point. Это компьютерное средство нам интересно своей простотой, многофункциональностью, малой временной затратностью.

В последнее время информационные технологии мы активно внедряем и в проектно-исследовательскую деятельность учащихся. При изучении темы «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация» 7 класса нами запланирована лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки», но чистую культуру инфузории удается вырастить далеко не всегда. В качестве виртуального эксперимента показываем готовую работу с диска «Открытая Биология» [6].

В 6 классе на уроках по теме «Строение и значение побега. Почки» мы используем электронное приложение к учебнику «Биология 6 класс. Живой организм. Сферы» [7], демонстрируя строение побега, почек, разновидности почек растений. В теме

«Ткань. Ткани растений» используем такие иллюстрации этого ресурса, как ткани растений, устьица листа традесканции.

На уроках в 7 классах при изучении темы «Лишайники» применяем иллюстрации общей характеристики лишайников (строение и размножение, группы лишайников, их роль в природе [8].

Вызывают интерес у учащихся и уроки с использованием видеоматериалов. Зарубежные производители научно-популярных документальных фильмов, такие как National Geographic, Discovery и другие имеют колоссальный набор сюжетов для их демонстрации на уроках биологии. В 6–7 классах на уроках по курсам «Многообразие животных и растений» мы используем серию фильмов «Life» («Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений. Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки, что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление учеников.

Используя Виртуальную школу Кирилла и Мефодия [1-5], на уроке «Этапы пищеварения» в 8 классе демонстрируем видеоматериалы «Пищеварение в желудке», которые в подробностях показывают процесс пищеварения в желудке. В 6 классе при изучении темы «Органы растений» используем видеофрагменты «Развитие ростка» и «Прорастание семени», который позволяет учащимся увидеть данный процесс. На уроках в 10 классе при демонстрации видеофрагмента «Свертывание белков при нагревании» на уроке «Свойства и функции белков» отключаем звук и предлагаем учащимся прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем либо еще раз просматриваем материал со звуком, либо не возвращаемся к просмотру, если ученики успешно справились с заданием. Данный прием мы условно называем «Что бы это значило?».

При изучении «Отдела Хвощевидные и Плауновидные» 7 класса перед демонстрацией видеофрагмента «Происхождение и особенности организации Хвощевидных» даем учащимся задание составить план видеофрагмента, чем привлекаем их внимание к изучаемому материалу и самостоятельному получению необходимых знаний по теме. Таким образом развивается широкий спектр универсальных учебных действий, что значительно повышает прочность полученных знаний.

На уроках биологии в 10 классе при изучении темы «Биосинтез белка» используем анимацию, демонстрирующую процессы синтеза и-РНК и белка. Все это помогает облегчить процесс понимания сложных процессов.

При объяснении нового материала демонстрируем различные интерактивные модели, которые позволяют наглядно и объемно рассмотреть строение живых организмов. Так, при изучении темы «Внутренняя среда организма» (8 класс) применяем интерактивные модели «Процесс свертывания крови», «Терморегулирующая функция крови», на которых демонстрируе6м учащимся, что происходит с кровеносными сосудами при различных условиях окружающей среды. Преимущество данного вида демонстраций перед плоскими рисунками и фотографиями состоит в их объемности, наглядности и динамичности. Это способствует правильному формированию у учащихся образных представлений об организации живых организмов.

Наш опыт использованияинформационно-коммуникативных технологий при изучении школьного курса биологии свидетельствует о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качество обучения.

Литература:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 6 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 7 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 11 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
  6. Открытая Биология 2.5. – М.: ООО «Физикон», 2003.
  7. Электронное приложение. «Биология 6 класс. Живой организм. Сферы». – М.: Просвещение, 2007.
  8. Электронное приложение. «Биология 7 класс. Разнообразие живых организмов. Сферы». – М.: Просвещение, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Виртуальная школа Кирилла, изучении темы, уроках биологии, изучении школьного курса, школьного курса биологии, живых организмов, изучении школьной биологии, универсальных учебных действий, изучении темы «Особенности, технологий учителем биологии, изучении темы «Внутренняя, изучении темы «Органы, изучении темы «Биосинтез, Использование современных, Использование информационно-коммуникативных технологий, проведении уроков биологии, школьный курс биологии, изучении «Отдела Хвощевидные, строение живых организмов, строение организмов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос