Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.08.2017

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, О. М. Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса / О. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4 (10). — С. 17-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2682/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей начальных классов общеобразовательной школы.

Цель реализации программы.

Получить общие представления об особенностях детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями и специфике их обучения и воспитания в младших классах общеобразовательной школы.

Таблица 1

Совершенствуемые / новые компетенции

Компетенция

Направление подготовки 050100. Педагогическое образование. Код компетенции

Бакалавриат – 4 года

Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

ОПК-2

Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

ПК-4

Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

ПК-6

Таблица 2

Планируемые результаты обучения

Знания и умения

Код компетенции

Знать

Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития.

ПК-4

Классификации речевых и интеллектуальных нарушений:

− клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений;

− классификация ЗПР К. С. Лебединской;

− классификация умственной отсталости по МКБ-10 и др.

ПК-4

Основные положения о природе и симптоматике речевых и интеллектуальных нарушений:

− у детей с первичной речевой патологией;

− у детей с задержкой психического развития (ЗПР);

− у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

ПК-4

Основные положения специальных стандартов:

− Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи;

− Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с задержкой психического развития;

− Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.

ПК-4

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями.

ПК-4

Уметь

Предполагать дефектологическую квалификацию отмечаемых трудностей в обучении (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификации умственной отсталости по МКБ-10 и др.).

ОПК-2

Составлять психолого-педагогическую характеристику ребёнка, испытывающего трудности в обучении, предположительно в связи с интеллектуальными и/или речевыми нарушениями.

ОПК-2

Участвовать в реализации комплексного подхода в преодолении трудностей обучения детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями.

ПК-6

Таблица 3

Содержание программы. Учебный (тематический) план

Наименование разделов (модулей) итем

Всего часов.

Виды учебных занятий, учебных работ.

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

  1. Базовая часть

Тема: «Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития».

х

  1. Профильная часть (предметно-методическая)

2.1. Раздел 1 (Модуль) Природа и симптоматика речевых и интеллектуальных нарушений

Тема: «Дети с первичной речевой патологией».

х

Тема: «Дети с задержкой психического развития».

х

Тема: «Дети с умственной отсталостью».

х

2.2. Раздел 2 (Модуль) Какие трудности в обучении отмечает учитель общеобразовательной школы, и их дефектологическая квалификация (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификаций умственной отсталости Д. Н. Исаева, МКБ-10, М. С. Певзнер)

Тема «Нарушения произносительной стороны речи».

х

х

Тема «Ошибки при проговаривании слов сложной слоговой структуры».

х

х

Тема «Ошибки при звуковом анализе».

х

х

Тема «Нарушения лексико-грамматического строя речи».

х

х

Тема «Нарушения памяти».

х

х

Тема «Трудности выполнения логических заданий и нарушения связной речи».

х

х

Тема «Нарушения внимания».

х

х

Тема «Нарушения моторики».

х

х

2.3. Раздел 3 (Модуль). Специфика обучения и воспитания детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями

Тема «Федеральный государственный стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

х

Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

х

Тема «Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития».

х

Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей».

х

Тема «Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями».

х

х

Итого:

х

х

Зачёт.

Таблица 4

Учебная программа

п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Раздел 1.Базовая часть

Тема 1. «Общие и специфические особенности дизонтогенетического развития. Понятие о сходных состояния».

Лекция, х часов.

Классификация В. В. Лебединского:

− группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие (умственная отсталость), задержанное развитие (задержка психического развития — ЗПР);

− группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций: повреждённое развитие (деменция); дефицитарное развитие (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, соматические заболевания);

группа аномалий, вызванных диспропорциональностью (асинхронией) развития: искажённое развитие (аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).

Раздел 2. Профильная часть (предметно-методическая)

Модуль 1. Природа и симптоматика речевых и интеллектуальных нарушений

Тема 1. «Дети с первичной речевой патологией».

Лекция, х часов.

Классификации речевых нарушений:

− клинико-педагогическая классификация;

− психолого-педагогическая классификация.

Тема: «Дети с задержкой психического развития».

Лекция, х часов.

Классификация К. С. Лебединской.

Тема: «Дети с умственной отсталостью».

Понятие умственной отсталости. Олигофрения и деменция.

Классификация Г. Е. Сухаревой.

Классификация Д. Н. Исаева.

Классификация по МКБ-10.

Классификация М. С. Певзнер.

Раздел 2. (Модуль) Какие трудности в обучении отмечает учитель общеобразовательной школы, и их дефектологическая квалификация (на основе клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений, классификации ЗПР К. С. Лебединской, классификаций умственной отсталости Д. Н. Исаева, МКБ-10, М. С. Певзнер)

Тема «Нарушения произносительной стороны речи».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Нарушается произношение звуков.

Трудно говорить чётко и быстро.

Нарушено дыхание.

Тема «Ошибки при проговаривании слов сложной слоговой структуры».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Путают на слух близкие по звуковому составу слова.

Трудности определения последовательности звуков в слове.

Тема «Ошибки при звуковом анализе».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Путают на слух близкие по звуковому составу слова.

Трудности определения последовательности звуков в слове.

Тема «Нарушения лексико-грамматического строя речи».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Недостаточность: не знают значений многих слов.

Недифференцированность: значения других слов неточные.

Трудности понимания многозначных лексем.

Неверное употребление окончаний имён существительных в косвенных падежах.

Неверное использование предлогов.

Тема «Нарушения памяти».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Трудности запоминания правил.

Трудности запоминания словарных слов.

Трудности запоминания прочитанного.

Трудности запоминания стихотворений.

Тема «Трудности выполнения логических заданий и нарушения связной речи».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Трудности применения орфографических правил.

Трудности понимания сюжетной линии:

− при составлении рассказа по сюжетной картине, серии картин;

− при разгадывании загадок;

− при разборе содержания литературных текстов;

− при разборе содержания научно-популярных текстов;

− при разборе содержания задач.

Трудности понимания пословиц и поговорок.

Трудности при решении задач.

Тема «Нарушения внимания».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Нарушения устойчивости внимания.

Трудности переключения внимания.

Тема «Нарушения моторики».

Лекция, х часов,

практическое занятие, х часов.

Медленный темп письма.

Плохой почерк.

Большое количество исправлений, «грязное» выполнение письменной работы.

Трудности выполнения моторных операций, требующих тонких, дифференцированных движений пальцев рук: рисование, лепка, аппликация и т. п.

Модуль 3.Специфика обучения и воспитания детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями.

Тема 1. «Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями».

Лекция, х часов.

Общедидактические и специфические принципы коррекционно-педагогической работы.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Литература:

  1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. — 2 изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2006. — 232 с. http://log-in.ru/books/valeriy-astapov-korrekcionnaya-pedagogika-s-osnovami-neyro-i-patopsihologii/
  2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребёнка. (В помощь родителям). — М.: В. Секачев, 2012. — 46 с.
  3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. — 176 с. http://www.twirpx.com/file/387994/
  4. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум. Уч.-метод. пособие для пед. и гуманит вузов. — М.: В. Секачёв, 2013. — 296 с. http://www.studmed.ru/gluhov-vp-osnovy-korrekcionnoy-pedagogiki-i-specialnoy-psihologii_79b44f719d7.html
  5. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с. http://pedlib.ru/Books/7/0303/7_0303–1.shtml
  6. Дефектологический словарь: в 2 т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. Т 1–808 с. http://www.studfiles.ru/preview/2238370/ Т 2–736 с. http://www.twirpx.com/file/392932/
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студ. дефектол. ф-тов педвузов и ун-тов. — М., 1995. — 69 с. http://www.twirpx.com/file/173650/
  8. Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). — М.: В. Секачёв, 2007. — 128 с. http://texts.news/psihologiya-spetsialnaya/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika.html
  9. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб.: Речь, 2007. — 392 с. http://eknigi.org/psihologija/145383-umstvennaya-otstalost-u-detej-i-podrostkov.html
  10. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 320 с. http://www.twirpx.com/file/129875/
  11. Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. — М.: Астрель, 2008. — 160 с. http://www.twirpx.com/file/129928/
  12. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с. http://www.twirpx.com/file/834918/
  13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: издательский центр «Академия», 2003. — 144 с. http://www.twirpx.com/file/1869537/
  14. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 680 с. http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/1.pdf
  15. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. — 224 с. http://klex.ru/coh
  16. Основы специальной психологии: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2010. http://www.twirpx.com/file/152669/ — 2002.
  17. Основы олигофренопедагогики. / Под ред. В. М. Мозгового, И. М. Яковлевой, А. А. Ерёминой — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 244 с. http://www.twirpx.com/file/593272/
  18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селивёрстова. — М.: Владос, 2015. — 287 с.
  19. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. / Под редакцией И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. Учебн. для студ. учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. — М.: Academia, 2013. — 336 с.
  20. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с. http://www.twirpx.com/file/36762/
  21. Специальная педагогика. / Под редакцией Н. М. Назаровой. — М.: АСАDEMА, 2000. — 519 с. http://www.twirpx.com/file/77765/
  22. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи. — М.: АРКТИ, 1997. — 131 с.
  23. Гуровец Г. В. Психопатология детского возраста. Учебное пособие. МО. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. — 359 с. http://www.twirpx.com/file/923875/
  24. Детская логопсихология. Учебное пособие. УМО. / Под ред. В. И. Селивёрстова. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. — 175 с. http://book.tr200.net/v.php?id=4225754
  25. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с. http://www.bookle.ru/1088856/books_11287/
  26. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
  27. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с. http://www.twirpx.com/file/361347/
  28. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: В. Секачёв, 2015. — 102 с.
  29. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. — М.: Владос, 2008. — 115 карт. http://www.twirpx.com/file/172467/
  30. Ибрагимова Л. М. Влияние условий деятельности на запоминание словесного материала умственно отсталыми школьниками: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986.
  31. Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986.
  32. Кулиев Э. М. Особенности произвольного внимания заикающихся детей. Дис. канд. психол. наук — М., 1968. — 159 с.
  33. Лычагина Л. И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Дис. канд. психол. наук. — Л., 1987.
  34. Масюкова Н. А. Понимание учебных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. — М., 1986. — 176 с.
  35. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  36. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
  37. Особенности умственно развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  38. Певзнер М. С. Дети — олигофрены (изучение детей — олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 484 с.
  39. Петрова В. Г Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
  40. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с. http://www.twirpx.com/file/129745/
  41. Рамодина Я. В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2004. — 137 с.
  42. Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Уч. пос. / Под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селивёрстова. — М.: ГИЦ Владос, 2011. — 374 с. http://www.twirpx.com/file/1288342/
  43. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб., 2005. — 384 с. http://www.klex.ru/fha
  44. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  45. Цимбалюк А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Дис. канд. психол. наук. — М., 1974.
  46. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителя. — М., 1990. — 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, нарушение, практическое занятие, час, психическое развитие, ребенок, классификация, психолого-педагогическая классификация, коррекционно-педагогическая работа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью...

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты...»

нарушение, умственная отсталость, учебный процесс, коррекционно-педагогическая работа, ребенок, принцип, психическое развитие, общеобразовательная школа, общее недоразвитие речи, ближайшее развитие.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы.

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и...

Технология проектирования индивидуальной логопедической...

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС), образование детей с тяжелыми интеллектуальными...

Формирование элементарных математических представлений...

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Категория «умственная отсталость» рассматривается с...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения

Таким образом, при проектировании коррекционно-педагогических программ учитываются результаты...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Богданова А. А. Педагогическая коррекция нарушений поведения школьников с

Иванов Е. С. Изучение отклоняющегося поведения учащихся с нарушением развития — М.,2004. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.

Похожие статьи

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью...

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты...»

нарушение, умственная отсталость, учебный процесс, коррекционно-педагогическая работа, ребенок, принцип, психическое развитие, общеобразовательная школа, общее недоразвитие речи, ближайшее развитие.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы.

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных...

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и...

Технология проектирования индивидуальной логопедической...

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС), образование детей с тяжелыми интеллектуальными...

Формирование элементарных математических представлений...

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Категория «умственная отсталость» рассматривается с...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения

Таким образом, при проектировании коррекционно-педагогических программ учитываются результаты...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Богданова А. А. Педагогическая коррекция нарушений поведения школьников с

Иванов Е. С. Изучение отклоняющегося поведения учащихся с нарушением развития — М.,2004. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.

Задать вопрос