Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Волкова С. А. Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2308/ (дата обращения: 26.05.2018).



Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую.

На примере учебного пособия «Английский язык для аграрных вузов» (издательство «Лань», г. Санкт-Петербург) автор статьи подвергает анализу непосредственно содержание и структуру указанного издания.

Ключевые слова: учебная литература, учебное пособие, характеристика учебных текстов, характеристика логики построения материала

В учебном процессе всегда большое значение имеет учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала (структура) и принципов изложения материала (содержание).

По изучению основополагающих свойств и характеристик учебной литературы проводились многочисленные исследования (В. Г. Бейлинсон, В. П. Беспалько, Л. П. Богоявленский, В. В. Заботин, Н. М. Запекина, Д. Д. Зуев, Т. С. Кудрявцева, Я. А. Микк, И. П. Подласый, Н. М. Сикорский, М. В. Шишигин), опираясь на которые можно говорить о её определённых структурных и содержательных характеристиках.

Среди структурных характеристик учебного текста можно выделить следующие: систематизация материала, логичность и поэтапность изложения, разбивка материала.

Текст является основным компонентом любого учебного издания, содержит систематизированные сведения научного характера и отражает логику данной науки и ее научные методы, чтобы обучающие могли получить правильное представление о ней. В связи с этим большое внимание следует уделить систематизации излагаемого материала.

Учебный материал необходимо структурировать таким образом, чтобы каждая часть была относительно завершена с точки зрения тематики и была определенной новой ступенью в изучении дисциплины.

Деление текста на части в учебном издании, как правило, подчиняется логическому принципу: раздел — глава — параграф. В параграф следует включать объем материала, рассчитанного на изучение в рамках одного занятия. Этот принцип организации материала предусматривает разбивку материала на информативные блоки определенного объема.

Таким образом, способ изложения учебного материала должен отвечать выше перечисленным требованиям к особенностям композиционной и структурной организации информации в учебной литературе.

В качестве содержательных характеристик учебного текста принято выделять: научность, доступность, связь с предшествующим материалом, связь с практикой.

Несоответствие вербальной структуры учебного текста коммуникативно-языковым навыкам обучающихся может стать объективной причиной непонимания его содержания, поэтому все научные понятия должны быть представлены через уже известную им терминологию или через знакомые им слова общенаучного характера. Так же, сама информация, представленная в тексте, должна соответствовать уровню развития обучающихся.

К текстовым критериям трудности относят следующие характеристики текста: информативность, сложность, абстрактность, стиль.

Под информативностью текста подразумевается степень новизны материала для каждого конкретного реципиента. Количественную сторону информативности можно установить через численность незнакомых слов в тексте для читателей конкретной группы, а также незнакомых смыслов на уровне отдельных суждений, законченных отрывков текста и всего текста в целом. Снизить информативность текста можно несколькими способами: путем адаптации содержания учебного материала через введение новых понятий с помощью знакомой обучающимся лексики; использования примеров, уменьшения фактического материала в пользу объяснений. Снижение информативности текста можно добиться с помощью материала, связывающего его содержание со знаниями из смежных учебных дисциплин или предшествующим материалом данной учебной дисциплины.

Еще одним важным показателем сложности содержания текста является логика изложения материала. На уровне макротекстовых структур, т. е. всего учебного издания, количественная характеристика сложности определяется путем установления численности основных логических структур: повествований, описаний, рассуждений. В пределах содержания отдельного законченного смыслового элемента текста определяется количество логических связей, которые имеет каждая смысловая единица.

К числу важных характеристик сложности содержания учебника относится абстрактность учебных текстов. Содержание абстрактных текстов можно назвать отвлеченным, поскольку их основные смысловые единицы не имеют реальной наглядно-образной основы. Абстрактность материала на уровне всего текста характеризуется наличием обобщений.

Стиль изложения учебно-научного текста так же может вызывать трудности. В самом общем смысле стиль представляет собой совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей, сюда могут включаться такие характеристики текста, как логика и длина предложений, степень абстрактности и информативности.

Рассмотрим вопрос об организации изложения учебного материала. Структуру учебного издания можно определить как схему расположения взаимосвязанных тем с четким проявлением связей и взаимодействий между ними. Она характеризуется строгим, установленным автором, порядком размещения учебного материала. Она создается автором на основе материала, подготовленного для написания книги, к работе над которой автор приступает. Она позволяет упорядочить и осмыслить материал.

Построение структуры объясняется целью книги и главной темой, которая отражает цель. Остальные темы должны быть логически подчинены главной теме и размещены вокруг нее.

Рассмотрев выше теоретические моменты, касающиеся требований к содержанию и структуре учебной литературы, перейдем непосредственно к анализу учебного пособия «Английский язык для аграрных вузов» издательства «Лань» (г. Санкт-Петербург).

Структура данного пособия продиктована подбором представленного в нем материала.

Автор рекомендует пособие студентам, магистрантам и аспирантам неязыковых факультетов высших учебных заведений, для кого биология является базовым профильным предметом и кто владеет достаточным лексическим запасом, навыками чтения, письма и говорения на английском языке.

Материал и упражнения данного пособия построены на материале, который обучающимся близок и интересен в силу выбранного направления, что способствует большей заинтересованности в изучении научной и общенаучной лексики на английском языке. Несомненно, работа с пособием позволит не только усовершенствовать знание английского языка, но и позволит частично повторить и узнать новое по выбранному направлению обучения.

Цель данного пособия — способствовать развитию навыков чтения профессионально-ориентированных текстов из аутентичных источников, навыков говорения, в том числе правильному оформлению монологических и диалогических высказываний, расширить словарный запас за счет изучения профессиональной терминологии, стимулировать развитие навыков письма.

Пособие состоит из трех частей: первая, основная, содержит профессионально-ориентированные аутентичные тексты с практическими упражнениями, вторая — биографии ученых разных стран и эпох (включая современных), которые внесли значительный вклад в развитие и становление биологии как науки, третья — научные статьи из сегодняшних периодических изданий.

В основе выбора текстов лежат четыре основополагающие и общепризнанные теории биологии — клеточная теория (Cell Theory), теория эволюции (Evolution Theory), теория гомеостаза (Homeostasis Theory), генная теория (Gene Theory).

Все послетекстовые упражнения построены на лексике пройденных уроков, что обеспечивает постоянное повторение и закрепление материала. На протяжении всего пособия из урока в урок уделяется внимание развитию основных видов речевой деятельности: чтению, говорению, письму. В конце каждой главы есть раздел с итоговыми проверочными заданиями, которое поможет оценить степень усвоения материала.

Задания отличаются разнообразием: выразить мнение о прочитанном, написать аннотацию и эссе на предложенные темы, разгадать кроссворд, сделать упражнения на синонимию, антонимию и подстановочные упражнения, установить ложность-правдивость высказываний и т. п. Лексико-грамматические упражнения позволяют не только отработать и закрепить пройденный материал, но так же затрагивают различные грамматические явления, включая правила употребления апострофа, кавычек, смысло-различительную функцию ударения, различия британского и американского вариантов английского языка.

Раздел Reading является ключевым, т. к. предлагает текст профессиональной тематики для прочтения и перевода, на основе которого строятся все последующие упражнения урока. Некоторые тексты содержат дополнительную информацию (Additional Information) по определенным реалиям, упоминавшимся в тексте, которые могут быть непонятны и незнакомы обучающимся, а потому требующие пояснения.

Структура и содержание рассматриваемого учебного пособия отражает предъявляемые требования к учебной литературе; Предлагаемые в нем тексты в сочетании с лексико-грамматическими упражнениями к ним, направленными на развитие и закрепление речевых навыков на основе профессионально-ориентированных текстов, соответствуют достижению поставленных целей, что поможет добиться хороших результатов в освоении иностранного языка.

Литература:

  1. Волкова С. А. Английский для аграрных вузов: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 256с.
  2. Кушенская А. О. Функции и характеристика текстов учебной литературы. URL: http://www.openclass.ru/node/371096
Основные термины (генерируются автоматически): учебного материала, изложения материала, изложения учебного материала, организации учебного материала, принципов изложения материала, учебной литературе, учебного текста, характеристик учебного текста, учебного пособия, учебного издания, учебного пособия «Английский, принципов организации учебного, уровне учебного материала, учебного материала должен, содержания учебного материала, размещения учебного материала, логика изложения материала, учебной литературы, логики построения материала, степень новизны материала.

Ключевые слова

учебная литература, учебное пособие, характеристика учебных текстов, характеристика логики построения материала

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос