Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 1043 раза

Библиографическое описание:

Цилицкий, В. С. Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения / В. С. Цилицкий, К. О. Шилина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2241/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, тьютор, тьюторство

Современный образовательные тенденции требуют современных подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий интерес к проблемам индивидуализации и тьюторству обусловлен требованиями к открытости и доступности образовательной среды. Феномен тьюторства связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Оформление института тьюторства произошло примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и позднее — в Кембридже. Примерно с этого времени тьюторство понимают, как сложившуюся форму университетского наставничества. Осуществляя функцию посредничества между профессором и студентом, тьютор выступал транслятором знаний, одновременно выполняя корректирующую функцию. Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В дальнейшем роль тьютора меняется и постепенно тьютор начинает выполнять не только воспитательные, но и образовательные функции. Тьютор становится ближайшим советником и помощником студента [4].

В высшем образовании тьютор выступает представителем интересов студента и равен ему. В исследованиях О. С. Таизовой выделяются четыре позиции, связанные с тьютором и феноменом тьюторства (рис. 1).

Рис. 1. Позиции тьютора в высшем образовании

− Тьютор — наставник занимается в первую очередь неформальным образованием. Тьютором — наставником выступает студент старшего курса, активист студсовет, представитель отдела по вне учебной работы. Для иностранных студентов тьютор — наставник играет важную роль. Он так же занимается адаптацией иностранцев к новым условиям жизни, к культурной стороне жизни.

− Тьютор — соучастник сопровождает студента в период его соответствии к вузу, когда студент достигает равенства с коллективом, разбирается в своих интересах и желаниях. В роли тьютора — соучастника выступает куратор или социальный педагог.

− Тьютор — навигатор помогает в осуществлении выбора предметов, курсах по выбору. Данную позицию занимает куратор или заместитель декана по воспитательной работе.

О. С. Таизова считает, что тьютор — консультант не востребован. Однако есть мнение, что этим видом тьютора могут быть: научный руководитель дипломного проекта, который определяет путь достижения студентом знаний на старших курсах либо представитель деканата, который, помимо основных обязанностей, осуществляет воспитательную работу со студентами на протяжении всего срока обучения в вузе [1].

Тьюторство являясь инновационной практикой в системе отечественного образования способствует его индивидуализации и дает возможность создания среды для индивидуализированного обучения и воспитания. Сферой деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды (ИОС), создание на материале реальной жизни тьюторанта «практики расширения собственных возможностей» [2].

В последние годы и Минобрнауки, Россотрудничество, и общественные организации активно привлекает иностранных студентов в Российские вузы. Основными элементами мирового рынка образования являются:

а. иностранные студенты, приезжающие в зарубежные страны с целью получения образования;

б. иностранные специалисты, стажеры, аспиранты, прибывающие в зарубежные страны для получения последипломного образования или повышения квалификации;

в. иностранные преподаватели, направляющиеся для работы в учебные заведения зарубежных стран;

г. научные знания и опыт организации учебно-методического и технического оснащения образовательного процесса.

Наиболее распространенной формой международных контактов в области образования следует признать обучение иностранных студентов. Устанавливаются международные контакты с преподавателями и специалистами зарубежных вузов. Это позволяет повысить качество преподавания. На наш взгляд использования технологии тьюторского сопровождения может использоваться в различных сферах деятельности педагога в том числе и в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения.

Сам термин «адаптация» подразумевает приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. В основе структуры механизма адаптации В. Н. Литовченко выделяет три аспекта:

  1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ее актуальным психическим состоянием, логической переработкой внешней и внутренней информации;
  2. Социально-психологическая адаптация, направленная на установление взаимоотношениями с окружающими;
  3. Психофизиологическая адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека. Все эти три аспекта взаимосвязаны и в совокупности являются показателями успешности или не успешности адаптационного процесса.

В свою очередь опираясь на исследования Б. А. Кугана, выделяющего стадии адаптации, мы попытались соотнести данные стадии с этапа тьюторского сопровождения адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.

Таблица 1

Соотношения стадий адаптации сэтапами тьюторского сопровождения иностранных студентов ввысшем учебном заведении

Стадии адаптации

Этапы тьюторского сопровождения

Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос студента, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

Проектировочный этап. Следующий этап — проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. На этом этапе тьютор прежде всего помогает студенту составить так называемую «карту» познавательного интереса.

Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

Реализационный этап. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий.

Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Диагностируя успешность внедрения тьюторского сопровождения адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении, можем полагаться на исследования критериев адаптации В.Н Литовченко: положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус; продуктивность и эффективность деятельности; эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности; эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения; интеграция индивида и среды.

Каждый студент — иностранец испытывает трудности адаптации после приезда в другую страну. Иностранным студентам, приходится адаптироваться не только к вузу, но и к особенностям проживания в общежитии, и в жизни в другой стране в целом: к её культуре, традициям, существующей общепринятой системе норм и ценностей. Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и бытовых условий и для иностранных студентов, которые требуют к себе большего внимания является основной задачей для каждого университета.

Литература:

  1. Бородина В. А. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (теоретические основы): учебно-методическое пособие / В. А. Бородина, В. С. Цилицкий. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — 117 с.
  2. Димухаметов Р. С. Сопровождение профессионального самоопределения студентов в условиях среды педагогического вуза / Р. С. Димухаметов, Е. А. Столбова, В. С. Цилицкий / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. C. 30–34.
  3. Столбова Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук / Е. А. Столбова. -М., 2015. — 176 с.
  4. Столбова Е. А. Профориентация старших подростков на педагогические специальности в условиях дополнительного образования / Е. А. Столбова. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. C. 79–84.
  5. Потапова, М. В. Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема / М. В. Потапова, В. С. Цилицкий. — Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 158–162.
  6. Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Цилицкий / В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы X международной научно -практической конференции. 2016. С. 243-245.
  7. Шилина К. О. Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах / Молодой ученый 2016. № 29 (133). С. 613–616.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, высшее учебное заведение, этап, аналитический этап, воспитательная работа, высшее образование, образовательный процесс, познавательный интерес, система ценностей, эмоциональное переживание человека.

Похожие статьи

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Адаптация текста и её влияние на процесс обучения в неязыковом вузе

В статье рассматривается понятие «адаптация текста» и влияние результата адаптации текстов на процесс обучения.

Социокультурная адаптация иностранных студентов

В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе

В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы

В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).

Похожие статьи

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Адаптация текста и её влияние на процесс обучения в неязыковом вузе

В статье рассматривается понятие «адаптация текста» и влияние результата адаптации текстов на процесс обучения.

Социокультурная адаптация иностранных студентов

В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе

В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы

В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).

Задать вопрос