Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения
Авторы: Цилицкий Виталий Сергеевич, Шилина Ксения Олеговна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 05.04.2017
Статья просмотрена: 1043 раза
Библиографическое описание:
Цилицкий, В. С. Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения / В. С. Цилицкий, К. О. Шилина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2241/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.
Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, тьютор, тьюторство
Современный образовательные тенденции требуют современных подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий интерес к проблемам индивидуализации и тьюторству обусловлен требованиями к открытости и доступности образовательной среды. Феномен тьюторства связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Оформление института тьюторства произошло примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и позднее — в Кембридже. Примерно с этого времени тьюторство понимают, как сложившуюся форму университетского наставничества. Осуществляя функцию посредничества между профессором и студентом, тьютор выступал транслятором знаний, одновременно выполняя корректирующую функцию. Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В дальнейшем роль тьютора меняется и постепенно тьютор начинает выполнять не только воспитательные, но и образовательные функции. Тьютор становится ближайшим советником и помощником студента [4].
В высшем образовании тьютор выступает представителем интересов студента и равен ему. В исследованиях О. С. Таизовой выделяются четыре позиции, связанные с тьютором и феноменом тьюторства (рис. 1).
Рис. 1. Позиции тьютора в высшем образовании
− Тьютор — наставник занимается в первую очередь неформальным образованием. Тьютором — наставником выступает студент старшего курса, активист студсовет, представитель отдела по вне учебной работы. Для иностранных студентов тьютор — наставник играет важную роль. Он так же занимается адаптацией иностранцев к новым условиям жизни, к культурной стороне жизни.
− Тьютор — соучастник сопровождает студента в период его соответствии к вузу, когда студент достигает равенства с коллективом, разбирается в своих интересах и желаниях. В роли тьютора — соучастника выступает куратор или социальный педагог.
− Тьютор — навигатор помогает в осуществлении выбора предметов, курсах по выбору. Данную позицию занимает куратор или заместитель декана по воспитательной работе.
О. С. Таизова считает, что тьютор — консультант не востребован. Однако есть мнение, что этим видом тьютора могут быть: научный руководитель дипломного проекта, который определяет путь достижения студентом знаний на старших курсах либо представитель деканата, который, помимо основных обязанностей, осуществляет воспитательную работу со студентами на протяжении всего срока обучения в вузе [1].
Тьюторство являясь инновационной практикой в системе отечественного образования способствует его индивидуализации и дает возможность создания среды для индивидуализированного обучения и воспитания. Сферой деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды (ИОС), создание на материале реальной жизни тьюторанта «практики расширения собственных возможностей» [2].
В последние годы и Минобрнауки, Россотрудничество, и общественные организации активно привлекает иностранных студентов в Российские вузы. Основными элементами мирового рынка образования являются:
а. иностранные студенты, приезжающие в зарубежные страны с целью получения образования;
б. иностранные специалисты, стажеры, аспиранты, прибывающие в зарубежные страны для получения последипломного образования или повышения квалификации;
в. иностранные преподаватели, направляющиеся для работы в учебные заведения зарубежных стран;
г. научные знания и опыт организации учебно-методического и технического оснащения образовательного процесса.
Наиболее распространенной формой международных контактов в области образования следует признать обучение иностранных студентов. Устанавливаются международные контакты с преподавателями и специалистами зарубежных вузов. Это позволяет повысить качество преподавания. На наш взгляд использования технологии тьюторского сопровождения может использоваться в различных сферах деятельности педагога в том числе и в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения.
Сам термин «адаптация» подразумевает приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. В основе структуры механизма адаптации В. Н. Литовченко выделяет три аспекта:
- Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ее актуальным психическим состоянием, логической переработкой внешней и внутренней информации;
- Социально-психологическая адаптация, направленная на установление взаимоотношениями с окружающими;
- Психофизиологическая адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека. Все эти три аспекта взаимосвязаны и в совокупности являются показателями успешности или не успешности адаптационного процесса.
В свою очередь опираясь на исследования Б. А. Кугана, выделяющего стадии адаптации, мы попытались соотнести данные стадии с этапа тьюторского сопровождения адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.
Таблица 1
Соотношения стадий адаптации сэтапами тьюторского сопровождения иностранных студентов ввысшем учебном заведении
Стадии адаптации |
Этапы тьюторского сопровождения |
Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга. |
Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос студента, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). |
Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней. |
Проектировочный этап. Следующий этап — проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. На этом этапе тьютор прежде всего помогает студенту составить так называемую «карту» познавательного интереса. |
Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений. |
Реализационный этап. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). |
Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. |
Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. |
Диагностируя успешность внедрения тьюторского сопровождения адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении, можем полагаться на исследования критериев адаптации В.Н Литовченко: положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус; продуктивность и эффективность деятельности; эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности; эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения; интеграция индивида и среды.
Каждый студент — иностранец испытывает трудности адаптации после приезда в другую страну. Иностранным студентам, приходится адаптироваться не только к вузу, но и к особенностям проживания в общежитии, и в жизни в другой стране в целом: к её культуре, традициям, существующей общепринятой системе норм и ценностей. Поэтому помощь в адаптации к новой образовательной и культурной среде, создание социальных и бытовых условий и для иностранных студентов, которые требуют к себе большего внимания является основной задачей для каждого университета.
Литература:
- Бородина В. А. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (теоретические основы): учебно-методическое пособие / В. А. Бородина, В. С. Цилицкий. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — 117 с.
- Димухаметов Р. С. Сопровождение профессионального самоопределения студентов в условиях среды педагогического вуза / Р. С. Димухаметов, Е. А. Столбова, В. С. Цилицкий / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. C. 30–34.
- Столбова Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук / Е. А. Столбова. -М., 2015. — 176 с.
- Столбова Е. А. Профориентация старших подростков на педагогические специальности в условиях дополнительного образования / Е. А. Столбова. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. C. 79–84.
- Потапова, М. В. Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема / М. В. Потапова, В. С. Цилицкий. — Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 158–162.
- Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Цилицкий / В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы X международной научно -практической конференции. 2016. С. 243-245.
- Шилина К. О. Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах / Молодой ученый 2016. № 29 (133). С. 613–616.
Похожие статьи
Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии
В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Адаптация текста и её влияние на процесс обучения в неязыковом вузе
В статье рассматривается понятие «адаптация текста» и влияние результата адаптации текстов на процесс обучения.
Социокультурная адаптация иностранных студентов
В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе
В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.
Тьюторство в системе образования: история и новые подходы
В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...
Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе
В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.
Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...
Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного
В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы
В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).
Похожие статьи
Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии
В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Адаптация текста и её влияние на процесс обучения в неязыковом вузе
В статье рассматривается понятие «адаптация текста» и влияние результата адаптации текстов на процесс обучения.
Социокультурная адаптация иностранных студентов
В статье автор пытается определить важность социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах в процессе обучения.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе
В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.
Тьюторство в системе образования: история и новые подходы
В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...
Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе
В статье рассматриваются особенности построения индивидуальной образовательной траектории студентов в рамках курса, основанного на методе смешанного обучения при обучении иностранному языку в вузе.
Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...
Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного
В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы
В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).