Автор: Сусова Ольга Николаевна

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Сусова О. Н. Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 79-82. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2231/ (дата обращения: 22.02.2018).



Сложные и противоречивые процессы развития всех сфер жизнедеятельности Российского государства в значительной степени актуализируют проблему обеспечения национальной безопасности страны. Цементирующей основой нашей армии, ее главным стабилизирующим фактором выступает офицерский корпус. В это сложное время он является профессиональной и нравственной основой не только нашей армии, но и всего общества.

Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимися требованиями к содержанию профессиональной деятельности офицера. Способные в самых сложных условиях повседневной учебной и боевой деятельности брать на себя ответственность, выполнять сложные задачи в условиях сильного психологического и физического напряжения. Практически вся воинская деятельность офицера связана с проявлением волевых действий, динамичное и постоянное проявление которых характеризует у офицера наличие определенных волевых качеств. Особое значение волевые качества имеют в служебной и боевой деятельности офицера: без проявления волевых качеств офицер не сможет успешно решать сложные и трудные, связанные с преодолением множества различных препятствий и задач. Усложняющийся характер обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава к выполнению ответственных и сложных задач, стоящих перед войсками — все это обязывает офицера быть высококлассным специалистом, компетентным руководителем, умелым педагогом и воспитателем. В современных условиях во всем требуется профессиональное знание дела, стремление к повышению квалификации, что невозможно без проявления волевых качеств. Чтобы выполнить боевую задачу, осуществить наиболее эффективное использование оружия и технических средств, правильно выбрать способы атаки противника, офицерскому составу нужны такие важные волевые качества как: целеустремленность, исполнительность, настойчивость, самообладание, смелость, решительность, инициативность, самостоятельность. Волевые качества дают возможность командиру успешно выполнить свой воинский долг, обеспечить четкое и непрерывное управление вверенной ему техникой и личным составом в условиях современной войны на суше и на море. Не меньшее значение имеют волевые качества офицера в его повседневной службе, которая связана с поддержанием постоянной боевой готовности подразделения, длительными дальними походами, необходимостью безошибочного управления людьми и сложнейшей техникой.

Очень важная и значительная роль волевых качеств курсантов в их деятельности. Без них невозможно добиться высокой успеваемости, быть дисциплинированным, стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Вот почему, как никогда прежде возникла необходимость совершенствования волевой подготовки офицеров, начальной ступенью которой является формирование волевых качеств у курсантов в период обучения в вузе. Одним из важных средств формирования и развития волевых качеств является физическая подготовка и особенно у курсантов в вузах, где готовят офицерские кадры. Однако существующие в настоящий момент программы по физической подготовке в вузах не в полной мере позволяют решать задачи формирования и развития волевых качеств. Об этом свидетельствуют исследования, различные социологические опросы, как преподавательского состава, так и курсантов военных вузов и военных кафедр гражданских вузов. Так, 80 % опрошенных преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военных вузов и военных кафедр гражданских вузов признают ежегодно ухудшающуюся физическую подготовленность курсантов. При этом динамика этого явления имеет чётко направленную отрицательную тенденцию.

Практика показывает, что в вузы поступает молодежь, в физическом отношении подготовленная удовлетворительно. В процессе обучения и воспитания на ее физическое совершенствование положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы физической подготовки, систематический контроль, проверка, оценка, а также тренировки и соревнования по различным видам спорта. Эффективность в обучении и воспитании студентов и курсантов достигается за счет высокого профессионализма преподавательского состава кафедры физической подготовки и спорта. Новые тенденции и явления в профессиональной деятельности офицеров остро ставят проблему организаторской деятельности профессорско-преподавательского состава военных и гражданских вузов по совершенствованию процесса формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр, поиска путей повышения его эффективности в свете современных требований.

Изучение педагогической практики в высших военно-учебных заведениях и гражданских вузах свидетельствует о том, что осуществляемые меры командованием, профессорско- преподавательским составом военных и гражданских вузов по формированию волевых качеств курсантов носят, как правило, общий характер. На практике реализуются в массовых формах, а отсутствие системности не позволяет обеспечить необходимой результативности процесса формирования волевых качеств у курсантов.

Результаты, полученные в войсках по анализу выполнения должностных обязанностей выпускниками военных и гражданских вузов за 2010–2012 годы, показывают, что только 35 % выпускников работают хорошо, 38 % работает удовлетворительно и 13 % слабо. Это свидетельствует о неравномерности формирования волевых и профессиональных качеств у выпускников гражданских и военных вузов. В наибольшей степени в условиях профессиональной деятельности в войсках им недостает самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости, самокритичности. Такое положение объективно отражает существующее противоречие между постоянно возрастающими требованиями к профессиональным и волевым качествам офицеров с одной стороны и уровнем их подготовленности, существующей системой их подготовки в гражданских вузах с другой.

Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует и недостаточный уровень ее теоретической разработанности, несмотря на имеющиеся исследования, касающиеся в основном общих проблем совершенствования физической подготовки как непосредственно в вузах Министерства обороны РФ и вузах Министерства образования РФ.

При постоянно повышающемся уровне требований к военнослужащим в современных условиях, существуют негативные факторы. Среди них:слабый уровень общей подготовленности призывников, имеющих физические и психические отклонения; некомпетентность тех, кого назначают на эти должности; снижение престижа службы в Вооруженных Силах. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

– наличием противоречий между требуемым уровнем развития волевых качеств у курсантов военных кафедр и существующей практикой их формирования в процессе физической подготовки на военной кафедре вуза;

– недостаточным уровнем теоретических и методических разработок по формированию волевых качеств в ходе физической подготовки в военных и гражданских вузах;

– объективной необходимостью теоретического обоснования и экспериментальной оценки формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его методологический аппарат.

Объектом исследования является процесс формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр гражданских вузов, а его предметом — обоснование педагогической сущности, содержания, путей повышения эффективности формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе обоснования теоретических и прикладных положений процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и военных кафедр в ходе физической подготовки и их опытноэкспериментальной проверки, выявить педагогические пути повышения эффективности данного педагогического процесса.

В соответствии с целью в диссертации определены следующие задачи:

  1. Уточнить научные и прикладные педагогические основы формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  3. В ходе физической подготовки, определить критерии и показатели сформированности волевых качеств у курсантов и эффективности процесса их формирования.
  4. Выявить основные пути и условия формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  5. В ходе физической подготовки, дать рекомендации по его совершенствованию.

В основе диссертационного исследования лежит гипотеза. предполагающая, что в современных условиях значительно повышаются требования к уровню развития волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что их формирование в ходе физической подготовки не в полной мере отвечает современным требованиям образовательного процесса.

Решение научной задачи в целях повышения эффективности формирования и развития волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр в ходе физической подготовки возможно за счет:

– совершенствования организации и содержания процесса формирования у курсантов волевых качеств в ходе физической подготовки, посредством постепенного увеличения времени (с 50 % на 2-ом курсе до 80 % на старших курсах) на выполнение военноприкладных упражнений;

– применения упражнений максимальной и субмаксимальной интенсивности; совершенствования психолого-педагогической

подготовки преподавателей кафедр физической подготовки и спорта в целях повышения эффективности процесса формирования волевых качеств у курсантов.

Методологическую основуисследования составили научные положения о сущности личности и ее активной роли в преобразовании общества. Исследование проблемы формирования личности курсантов как будущих офицеров осуществлялось с учетом современных требований к проведению военной реформы. Приоритетности развития способностей и личностных качеств обучаемых, гуманизации и демократизации педагогического процесса, необходимости разносторонних знаний о человеке в воинском коллективе, навыков и умений работы с людьми в новых педагогических условиях и др.

Основные термины (генерируются автоматически): волевых качеств, курсантов военных, физической подготовки, курсантов военных кафедр, формирования волевых качеств, ходе физической подготовки, курсантов военных вузов, гражданских вузов, кафедр гражданских вузов, военных кафедр гражданских, развития волевых качеств, процесса формирования волевых, волевых качеств курсантов, кафедр физической подготовки, курсантов волевых качеств, формированию волевых качеств, проявления волевых качеств, преподавателей кафедр физической, гражданских вузах, формирования личности курсантов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос