Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Сусова, О. Н. Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки / О. Н. Сусова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2231/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сложные и противоречивые процессы развития всех сфер жизнедеятельности Российского государства в значительной степени актуализируют проблему обеспечения национальной безопасности страны. Цементирующей основой нашей армии, ее главным стабилизирующим фактором выступает офицерский корпус. В это сложное время он является профессиональной и нравственной основой не только нашей армии, но и всего общества.

Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимися требованиями к содержанию профессиональной деятельности офицера. Способные в самых сложных условиях повседневной учебной и боевой деятельности брать на себя ответственность, выполнять сложные задачи в условиях сильного психологического и физического напряжения. Практически вся воинская деятельность офицера связана с проявлением волевых действий, динамичное и постоянное проявление которых характеризует у офицера наличие определенных волевых качеств. Особое значение волевые качества имеют в служебной и боевой деятельности офицера: без проявления волевых качеств офицер не сможет успешно решать сложные и трудные, связанные с преодолением множества различных препятствий и задач. Усложняющийся характер обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава к выполнению ответственных и сложных задач, стоящих перед войсками — все это обязывает офицера быть высококлассным специалистом, компетентным руководителем, умелым педагогом и воспитателем. В современных условиях во всем требуется профессиональное знание дела, стремление к повышению квалификации, что невозможно без проявления волевых качеств. Чтобы выполнить боевую задачу, осуществить наиболее эффективное использование оружия и технических средств, правильно выбрать способы атаки противника, офицерскому составу нужны такие важные волевые качества как: целеустремленность, исполнительность, настойчивость, самообладание, смелость, решительность, инициативность, самостоятельность. Волевые качества дают возможность командиру успешно выполнить свой воинский долг, обеспечить четкое и непрерывное управление вверенной ему техникой и личным составом в условиях современной войны на суше и на море. Не меньшее значение имеют волевые качества офицера в его повседневной службе, которая связана с поддержанием постоянной боевой готовности подразделения, длительными дальними походами, необходимостью безошибочного управления людьми и сложнейшей техникой.

Очень важная и значительная роль волевых качеств курсантов в их деятельности. Без них невозможно добиться высокой успеваемости, быть дисциплинированным, стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Вот почему, как никогда прежде возникла необходимость совершенствования волевой подготовки офицеров, начальной ступенью которой является формирование волевых качеств у курсантов в период обучения в вузе. Одним из важных средств формирования и развития волевых качеств является физическая подготовка и особенно у курсантов в вузах, где готовят офицерские кадры. Однако существующие в настоящий момент программы по физической подготовке в вузах не в полной мере позволяют решать задачи формирования и развития волевых качеств. Об этом свидетельствуют исследования, различные социологические опросы, как преподавательского состава, так и курсантов военных вузов и военных кафедр гражданских вузов. Так, 80 % опрошенных преподавателей кафедр физической подготовки и спорта военных вузов и военных кафедр гражданских вузов признают ежегодно ухудшающуюся физическую подготовленность курсантов. При этом динамика этого явления имеет чётко направленную отрицательную тенденцию.

Практика показывает, что в вузы поступает молодежь, в физическом отношении подготовленная удовлетворительно. В процессе обучения и воспитания на ее физическое совершенствование положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы физической подготовки, систематический контроль, проверка, оценка, а также тренировки и соревнования по различным видам спорта. Эффективность в обучении и воспитании студентов и курсантов достигается за счет высокого профессионализма преподавательского состава кафедры физической подготовки и спорта. Новые тенденции и явления в профессиональной деятельности офицеров остро ставят проблему организаторской деятельности профессорско-преподавательского состава военных и гражданских вузов по совершенствованию процесса формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр, поиска путей повышения его эффективности в свете современных требований.

Изучение педагогической практики в высших военно-учебных заведениях и гражданских вузах свидетельствует о том, что осуществляемые меры командованием, профессорско- преподавательским составом военных и гражданских вузов по формированию волевых качеств курсантов носят, как правило, общий характер. На практике реализуются в массовых формах, а отсутствие системности не позволяет обеспечить необходимой результативности процесса формирования волевых качеств у курсантов.

Результаты, полученные в войсках по анализу выполнения должностных обязанностей выпускниками военных и гражданских вузов за 2010–2012 годы, показывают, что только 35 % выпускников работают хорошо, 38 % работает удовлетворительно и 13 % слабо. Это свидетельствует о неравномерности формирования волевых и профессиональных качеств у выпускников гражданских и военных вузов. В наибольшей степени в условиях профессиональной деятельности в войсках им недостает самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости, самокритичности. Такое положение объективно отражает существующее противоречие между постоянно возрастающими требованиями к профессиональным и волевым качествам офицеров с одной стороны и уровнем их подготовленности, существующей системой их подготовки в гражданских вузах с другой.

Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует и недостаточный уровень ее теоретической разработанности, несмотря на имеющиеся исследования, касающиеся в основном общих проблем совершенствования физической подготовки как непосредственно в вузах Министерства обороны РФ и вузах Министерства образования РФ.

При постоянно повышающемся уровне требований к военнослужащим в современных условиях, существуют негативные факторы. Среди них:слабый уровень общей подготовленности призывников, имеющих физические и психические отклонения; некомпетентность тех, кого назначают на эти должности; снижение престижа службы в Вооруженных Силах. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

– наличием противоречий между требуемым уровнем развития волевых качеств у курсантов военных кафедр и существующей практикой их формирования в процессе физической подготовки на военной кафедре вуза;

– недостаточным уровнем теоретических и методических разработок по формированию волевых качеств в ходе физической подготовки в военных и гражданских вузах;

– объективной необходимостью теоретического обоснования и экспериментальной оценки формирования волевых качеств у курсантов в ходе физической подготовки.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его методологический аппарат.

Объектом исследования является процесс формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр гражданских вузов, а его предметом — обоснование педагогической сущности, содержания, путей повышения эффективности формирования волевых качеств у курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе обоснования теоретических и прикладных положений процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и военных кафедр в ходе физической подготовки и их опытноэкспериментальной проверки, выявить педагогические пути повышения эффективности данного педагогического процесса.

В соответствии с целью в диссертации определены следующие задачи:

  1. Уточнить научные и прикладные педагогические основы формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность процесса формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  3. В ходе физической подготовки, определить критерии и показатели сформированности волевых качеств у курсантов и эффективности процесса их формирования.
  4. Выявить основные пути и условия формирования волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки.
  5. В ходе физической подготовки, дать рекомендации по его совершенствованию.

В основе диссертационного исследования лежит гипотеза. предполагающая, что в современных условиях значительно повышаются требования к уровню развития волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр гражданских вузов в ходе физической подготовки. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что их формирование в ходе физической подготовки не в полной мере отвечает современным требованиям образовательного процесса.

Решение научной задачи в целях повышения эффективности формирования и развития волевых качеств у курсантов военных вузов и курсантов военных кафедр в ходе физической подготовки возможно за счет:

– совершенствования организации и содержания процесса формирования у курсантов волевых качеств в ходе физической подготовки, посредством постепенного увеличения времени (с 50 % на 2-ом курсе до 80 % на старших курсах) на выполнение военноприкладных упражнений;

– применения упражнений максимальной и субмаксимальной интенсивности; совершенствования психолого-педагогической

подготовки преподавателей кафедр физической подготовки и спорта в целях повышения эффективности процесса формирования волевых качеств у курсантов.

Методологическую основуисследования составили научные положения о сущности личности и ее активной роли в преобразовании общества. Исследование проблемы формирования личности курсантов как будущих офицеров осуществлялось с учетом современных требований к проведению военной реформы. Приоритетности развития способностей и личностных качеств обучаемых, гуманизации и демократизации педагогического процесса, необходимости разносторонних знаний о человеке в воинском коллективе, навыков и умений работы с людьми в новых педагогических условиях и др.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, курсант военных кафедр, качество, курсант военных вузов, вуз, ходя, курсант, личной состав, недостаточный уровень, педагогический процесс.

Похожие статьи

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая подготовка, курсант, физическая подготовленность, учебный процесс, повышение уровня, метод тренировки, занятие

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав, боевая техника, умение.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Повышение уровня физической подготовки и эффективности физического воспитания у курсантов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями.

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

кафедр, качество, курсант военных вузов, вуз, ходя, курсант, личной состав, недостаточный...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно... Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается...

О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса...

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

физическая подготовка, женский организм, физическая культура, раз, упражнение, мина, физическое воспитание курсантов, военная служба, круговая тренировка, личной состав.

Система военно-профессионального воспитания курсантов...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных... военно-педагогический процесс, индивидуальный подход в обучении, социально-психологический тип.

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ.

В данной ситуации курсантам необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны психологов, медицинских работников, родителей, родственников, любимой девушки...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных... занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав.

Похожие статьи

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая подготовка, курсант, физическая подготовленность, учебный процесс, повышение уровня, метод тренировки, занятие

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав, боевая техника, умение.

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Повышение уровня физической подготовки и эффективности физического воспитания у курсантов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями.

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

кафедр, качество, курсант военных вузов, вуз, ходя, курсант, личной состав, недостаточный...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно... Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается...

О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса...

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

физическая подготовка, женский организм, физическая культура, раз, упражнение, мина, физическое воспитание курсантов, военная служба, круговая тренировка, личной состав.

Система военно-профессионального воспитания курсантов...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных... военно-педагогический процесс, индивидуальный подход в обучении, социально-психологический тип.

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ.

В данной ситуации курсантам необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны психологов, медицинских работников, родителей, родственников, любимой девушки...

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы...

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных... занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав.

Задать вопрос