Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Репина Е. Г. Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 23-28. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2125/ (дата обращения: 15.12.2018).



На современном этапе развития общества четко прослеживается все возрастающая роль человеческого фактора (потенциала) в успешном развитии государственных образований. В условиях глобализации мирового хозяйства одним из критериев успешности национальных экономик является конкурентоспособность на международном рынке труда, причем особенно в высокотехнологичных, прогрессивных сферах. Этот факт определенно свидетельствует в пользу необходимости качественной подготовки специалистов в различных сферах деятельности, обладающих способностью быстро реагировать на малейшие изменения технологий и расширение возможностей использования продуктов своего профессионального труда, что особенно важно в масштабах участия страны в международном разделении труда.

Сфера образования призвана обеспечить соответствующую запросам общества качественную подготовку профессионалов. Важную роль при этом будет играть как опыт зарубежных стран, так и лучшие образцы наработок отечественного высшего образования.

Отметим, что сфера образования — динамично развивающаяся система, выполняющая ряд задач, а именно:

1) Создание фундаментальных основ для подготовки высококвалифицированных кадров, а также инструмента адаптации к профессиональной деятельности на современном этапе развития страны;

2) Обеспечение соответствия уровня подготовки обучающихся уровню структурно-технологических, социально-экономических новаций в развитии экономической системы и общества;

3) Сохранение социально-культурной самобытности общества, преумножение научного капитала, развитие интеллектуального потенциала страны.

Многие исследователи в своих работах, так или иначе, касались проблематики задач, стоящих перед современным российским образованием: Косов Ю. В. [1], Александрова З. А. [2], Бобров В. В. [3] и др.

Необходимость включения российской системы образования в европейскую систему продиктована необходимостью обеспечения мобильности трудовых ресурсов страны, возможности признания дипломов российских вузов в европейских странах и мире в целом. Российские образовательные стандарты были приведены в соответствие с базовыми принципами Болонского процесса, а именно осуществлен переход к многоуровневой системе образования (бакалавриат — специалитет, магистратура — аспирантура); введен «рамочный» характер образовательных стандартов; содержание образования оценивается через результаты обучения (компетенции); внедрена Европейская система переноса и накопления зачетных единиц (European Credit Transfer System) [4].

Отметим, что каждый из уровней образования характеризуется определенным уровнем подготовки. Так, бакалавриат обеспечивает формирование общекультурной компоненты высшего образования, основ профессиональной деятельности. Магистратура (специалитет) направленно изучает фундаментальные научные основы, информационно-технологические особенности выбранной профессиональной области. Аспирантура же готовит научные кадры высшей квалификации, ведущие самостоятельные теоретические и прикладные исследования, способные осуществлять самостоятельную исследовательскую и педагогическую деятельность.

При современном темпе происходящих изменений во всех сферах жизни страны необходимо обеспечение мобильности и быстроты реакции на изменения со стороны образовательной сферы. Практически все исследователи данной проблемы (модернизации российского образования) едины в следующем: качество образования возможно обеспечить лишь при условии соответствия выпускника требованиям государства и общества (работодателей, преподавателей, самих выпускников) — исследование Краевского В. В. Авторы Богдан Н. Н. и Масилова М. Г. [6] предлагают концепцию совместных действий по формированию «оптимальной» модели выпускника, отвечающего требованиям всех заинтересованных сторон. Для реализации данной концепции необходимо взаимодействие субъектов различного уровня: государство (министерство) — вуз — работодатель. При этом для выработки единой стратегии и выбора эффективных действий в решении актуальных проблем целесообразно использовать такие формы совместного обсуждения, как круглые столы, конференции, фокус-группы, дискуссионные площадки, «Ярмарки вакансий» и др.

«Оптимальная» модель выпускника формируется с учетом определенных критериев, которые должны быть достигнуты на финише образовательного процесса. В данном процессе ведущую роль призван обеспечить компетентностный подход (КП). Сущность данного подхода, особенности его проявления в различных сферах было и остается предметом тщательного изучения для многих исследователей.

Понятие «компетентностный подход» появилось в связи с модернизацией российского образования и присоединению к Болонскому процессу. Произошла переориентация оценки результата образования с «подготовленности», «образованности» на «компетенцию» и «компетентность».

Рассмотрим определения выделенных понятий.

Образованность — качество развития личности, определяющееся степенью ее приспособленности к окружающей среде (Национальная педагогическая энциклопедия [8]);

Компетенциясовокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов (Краевский В. В., Хуторской А. В. [9]); интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность (Абакумова Н. Н., Истомина Н. Н. [10]); динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после образовательной программы (Бондарева О. А. [11]);

Компетентностьвладение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Краевский В. В., Хуторской А. В.); готовность, способность, знания специалиста относительно ценностей, реализуемых волевыми импульсами — диспозиционными предпосылками целенаправленного поведения в условиях производства (Керимбаева Б. Т. [12]); новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте (Раимкулова А. С. [13]).

Анализируя приведенные выше определения, необходимо отметить стремление конкретизировать результаты образовательного процесса. Понятие «компетенция» включает в себя знания, умения, навыки, способы деятельности (объектная составляющая). Понятие «компетентность» отражает способность субъекта к осуществлению деятельности по их применению (субъектная составляющая). В связи с этим необходимо отметить, что образовательный процесс подчинен идеи целенаправленности и результативности.

В качестве рабочего определения в настоящем исследовании будем придерживаться точки зрения Краевского В. В. и Хуторского А. В., считая данные ими определения наиболее полными и менее противоречивыми.

Целью внедрения компетентностного подхода (КП) в сферу российского образования является достижение максимального уровня конкурентоспособности человеческих ресурсов государства на мировом рынке трудовых ресурсов. Для достижения данной цели КП позволит решить следующие задачи:

1) обеспечить единство теоретического образования и практической деятельности (подготовки);

2) повысить качество подготовки трудовых ресурсов для отечественного рынка труда;

3) укрепить межгосударственное сотрудничество в сфере образования (взаимное перекрестное обучение в отечественных и зарубежных вузах — программы двойных дипломов), которое возможно лишь при условии сопоставимости образовательных программ и результатов, полученных обучающимися по их окончании;

4) повысить уровень привлекательности российских вузов для иностранных студентов.

Положения компетентностного подхода законодательно закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые находятся в состоянии непрерывного динамического качественного изменения. Так, начиная с 1997г. в РФ сменилось четыре поколения ФГОС.

Автор настоящего исследования концентрирует свое внимание на высшем образовании, так как непосредственно осуществляет свою профессиональную деятельность именно в этой сфере. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы РФ осуществляет методическое руководство формированием ФГОС, а также проектированием образовательных программ в рамках действующего стандарта.

Заметим, что педагогическая деятельность в рамках преподавания программ экономико-математического цикла (Теория вероятностей и математическая статистика, Эконометрика), согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2015г., № 39906) [14] направлена на формирование следующих компетенций:

– общекультурных (ОК 1–9) — универсальные знания, отличающиеся широким уровнем обобщения, позволяющие формировать личность и ее интеллектуальные качества и навыки. Круг охватываемых вопросов очень широк: философские и мировоззренческие основы, гражданская позиция с опорой на исторический опыт государства, экономические и правовые знания, коммуникация на родном и иностранном языке, толерантные поведенческие установки, саморазвитие, основы физической культуры, первая помощь и действия в чрезвычайных ситуациях;

– общепрофессиональных (ОПК 1–4) — способность к реализации информационно-коммуникационных технологий, анализ и обработка экономических данных с помощью инструментальных средств, способность принятия организационно-управленческих решений;

– профессиональных (ПК 1–32) — способность к осуществлению различных видов профессиональной деятельности: расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической, учетной, расчетно-финансовой, банковской, страховой.

Рассмотрим в качестве примера профессиональные компетенции ПК 4–7 в рамках аналитической и научно-исследовательской деятельности:

– способность формировать статистические массивы данных по изучаемым социально-экономическим явлениям, используя зарубежные и российские источники статистической информации;

– способность анализировать динамические изменения изучаемых социально-экономических явлений и процессов;

– способность обобщать, анализировать и интерпретировать различного рода отчетную информацию экономических субъектов (бухгалтерскую, финансовую и пр.);

– способность на основе изученной информации строить и анализировать эконометрические модели, применять данные модели в прогнозировании.

Необходимость формирования приведенных выше компетенций определяет содержательную сторону учебно-методических комплексов и рабочих программ, разрабатываемых по дисциплинам профессионального цикла.

Все перечисленные ПК формируются по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» по направлению «Экономика» в рамках программ Бизнес-аналитика и статистика, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Мировая экономика, Налоги и налогообложение, Региональная экономика, Рынок ценных бумаг, Финансы и кредит, Экономика предприятий и организаций (АПК, Пищевая промышленность), Экономика и управление недвижимостьюиинвестициями, Экономика и управление на предприятии (организации).

Программы с учетом отмеченных ПК разработаны автором настоящего исследования в рамках ФГОС ВО 3+ и размещены на официальном сайте Самарского государственного экономического университета [6] в электронном каталоге учебно-методических материалов дисциплин. В рамках дисциплины, согласно учебному плану, утвержденному Ученым советом университета, формируются ОПК-2,3 и ПК-4.

Приведем формулировку компетенции ОПК-3: способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. Основными составляющими указанной компетенции становятся следующие: студенты должны знать основы выборочного метода в экономико-статистических исследованиях; уметь анализировать вариационные ряды, определять их выборочных характеристики (средние и показатели вариации); владеть технологией построения статистических оценок (как точечных, так и интервальных) с последующей их экономической интерпретацией.

Стоит отметить, что содержательная сторона порогового и повышенного уровней сформированности компетенции подробно изложены в рабочей программе по дисциплине.

В качестве контролирующих мероприятий на этапе промежуточного контроля сформированности компетенции у студентов очной формы обучения предусмотрены тестирование и экзамен, у студентов заочной — выполнение контрольной работы.

Целью контролирующих мероприятий является выявление и оценка уровня освоения студентами понятийно-категориального аппарата теории вероятностей и математической статистики по соответствующим разделам дисциплины, сформированности соответствующих умений и навыков. Шкала и критерии оценки сформированности ОПК — 3 приведены в табл. 1–2.

Таблица 1

Шкала икритерии оценки по итогам промежуточного тестирования (тест содержит 24 вопроса)

Количество правильных ответов

Оценка

Уровень сформированности

компетенции

24–21

отлично

Повышенный

20–17

хорошо

Повышенный

6–13

удовлетворительно

Пороговый

< 13

неудовлетворительно

Компетенции не сформированы

Таблица 2

Шкала икритерии оценки экзамена

отлично

хорошо

удовлетворительно

1. Правильно решены и оформлены обе задачи экзаменационного билета;

2. Полно раскрыто содержание вопросов билета;

3. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, правильно используется терминология;

4. Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенции, умений и навыков;

5. Ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов.

Ответ удовлетворяет в основном требованиям оценки «отлично», но при этом может иметь следующие недостатки:

1. Одна из задач экзаменационного билета имеет недочеты в оформлении и допущены незначительные погрешности при решении;

2. В изложении теоретических вопросов допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

3. Допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

4. Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые студент легко исправляет по замечанию экзаменатора.

1. Допущены недочеты в оформлении обеих задач билета, а также выявлены погрешности в их решении;

2. Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, самостоятельно исправленные после нескольких наводящих вопросов;

3. При неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная

сформированность компетенции, умений и навыков.

Повышенный уровень сформированности компетенции

Пороговый уровень сформированности

компетенции.

В случае, если ответ не удовлетворяет указанным критериям, выставляется оценка — «неудовлетворительно» (компетенции не сформированы).

Дескрипторные характеристики порогового и повышенного уровня сформированности компетенции ОПК-3 приведены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности ОПК-3

Уровни сформированности компетенции

Основные признаки уровня

(дескрипторные характеристики)

1. Пороговый

Знает:

—основы выборочного метода в экономико-статистических исследованиях;

Умеет:

— анализировать вариационные ряды;

—определять выборочные характеристики вариационных рядов (средние и показатели вариации).

2. Повышенный

Умеет:

— группировать эмпирические статистические данные в интервальные вариационные ряды;

— графически представлять вариационные ряды;

—подбирать теоретический закон распределения для эмпирических данных;

Владеет:

—технологией построения статистических оценок (как точечных, так и интервальных) с последующей их экономической интерпретацией.

Стоит отметить, что аналогичным образом охарактеризованы все компетенции, закрепленные в учебном плане по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика».

В процессе изучения дисциплины «Эконометрика» у студентов формируются ОПК — 3, ПК-4, дескрипторные характеристики которых также представлены в соответствующей рабочей программе [6].

Безусловно, любая новация, внедряемая в какой — бы то ни было сфере, имеет достоинства, положительно влияющие на качественные изменения в системе, но в то же время имеет определенные недостатки, становящиеся барьерами в развитии. Эти недостатки формируются либо в силу недостаточной изученности проблемы, либо основаны на концептуальных противоречиях сущности новаций и области ее применения.

Хотелось бы отметить, что внедрение компетентностного подхода в сферу российского образования также имеет положительные и отрицательные стороны. Главным достоинством компетентностного подхода, по мнению автора настоящего исследования, является возможность учета требований внешней среды вуза к качественным аспектам модели его выпускника, т. е. возможность вузов гибко реагировать на запросы рынка труда. Безусловно, достоинством так же является достижение цели сопоставимости дипломов РФ о высшем образовании с дипломами зарубежных стран.

Однако имеются и определенные недостатки:

– неясность различий в трактовках «компетенция» — «компетентность» на начальном этапе внедрения данного подхода (с течением времени эта неясность нивелируется);

– излишне формализованный подход к оцениванию уровня сформированности компетенций;

– формирование одних и тех же компетенций средствами различных дисциплин требует огромной квалифицированной методической работы. Свобода вузов в распределении компетенций между дисциплинами зачастую приводит к методологическим противоречиям при формировании рабочих программ и учебно-методических комплексов.

Таким образом, существует обширный круг дискуссионных вопросов по проблемам обучения в условиях компетентностного подхода. Так, Бобров В. В. указывает на бурный рост числа педагогических исследований по заявленной проблематике: по состоянию на конец 2005г. в электронной базе данных ГПНТБ СО РАН содержались записи о 3 диссертационных исследованиях по проблематике компетентностного подхода, на 08.01.2013г. — их уже 121 [4, с.105]. По данным на 03.03.2017г. на электронном ресурсе «DisserСat — электронная библиотека диссертаций» [7] имеется 7091 запись на поисковый запрос «Компетентностный подход в образовании».

Заметим, что исследователями охвачены многие сферы образования: социокультурная среда, совершенствование наглядных и электронных учебных пособий, курсовая подготовка, распределение инвестиций в образование, изучение конкретных дисциплин, формирование информационно — дидактических умений и т. д. — на основе внедрения компетентностного подхода. В каждом исследовании поднимается определенный круг вопросов, предлагаются пути выхода из спорных с методической и методологической точек зрения проблемных ситуаций.

Литература:

  1. Косов Ю. В. Методологические основы компетентностного подхода // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления/ Роcсийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт — Петербург).2009. — № 1. — С.18–24.
  2. Александрова З. А. Социально-философские аспекты компетентностного подхода //Философия образования — 2009. — № 3. — С. 174–181.
  3. Бобров В. В. Какая польза от компетентностного подхода в образовательном процессе? // Национальный цифровой ресурс Руконт — межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум/ [Электронный ресурс] https://rucont.ru/efd/220807.
  4. Руководство по использованию европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) — 2015 (Перевод ERASMUS) [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru/support/51/51/18
  5. Богдан Н. Н., Масилова М. Г. Взаимодействие государства, работодателей и вуза в обеспечении качества подготовки бакалавров // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 8. — С. 96–100.
  6. Официальный сайт Информационно-образовательная среда СГЭУ http://lms2.sseu.ru/mod/data/view.php?d=23&advanced=0&filter=1&paging&page=0
  7. disserCat – электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]// http://www.dissercat.com
  8. Национальная педагогическая энциклопедия // [Электронный ресурс] http://didacts.ru/termin/obrazovannost.html
  9. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика (учебное пособие)/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352с.
  10. Абакумова Н.Н., Истомина Н.Н. Компетентностный подход в учреждениях общего и высшего профессионального образования: реализация и диагностика //Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №297. – С.33-38.
  11. Бондарева О.А. Нормативно-правовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №5. – С.299-303.
  12. Керимбаева Б.Т. К вопросу об определении сущности понятия «компетентностный подход» в профессиональной подготовке будущих специалистов // Фундаментальные исследования. - 2012.- №3 – С. 581-585.
  13. Раимкулова А.С. Компетентностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего учителя как один из кардинальных путей модернизации современного образования //Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2010. - №29. – С.37-42.
  14. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) //Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]//http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык, студент, умение, повышенный уровень.

Похожие статьи

Компетентностный подход в современной философии...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык, студент...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра... Инновационный подход в подготовке...

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, профессиональная подготовка, сфера жизнедеятельности, компетенция...

Компетентностный подход в высшем образовании

Компетентностный подход в высшем образовании. Автор: Хусаенова Альбина Ауфатовна.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, профессиональная деятельность, кафедра, компетенция...

Повышение качества образования через повышение уровня...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс... Анализ уровня профессиональной компетентности учителей...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Компетентностный подход в современной философии...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык, студент...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра... Инновационный подход в подготовке...

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, профессиональная подготовка, сфера жизнедеятельности, компетенция...

Компетентностный подход в высшем образовании

Компетентностный подход в высшем образовании. Автор: Хусаенова Альбина Ауфатовна.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, образовательный процесс, профессиональная деятельность, кафедра, компетенция...

Повышение качества образования через повышение уровня...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс... Анализ уровня профессиональной компетентности учителей...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

качество образования, профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки в вузе, научные подходы к профессиональной подготовке...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос