Автор: Новоселов Вячеслав Александрович

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 01.01.2017

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Новоселов В. А. Нотный редактор Sibelius в учебной деятельности студентов педагогических вузов // Педагогика высшей школы. — 2017. — №1. — С. 25-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/50/1864/ (дата обращения: 23.02.2018).



В статье раскрываются возможности внедрения графического нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство в образовании». Определены наиболее важные особенности нотатора, которые возможно использовать студентами при изучении предметов «Дирижерское искусство в образовании», «Хормейстерская деятельность», «Хоровой практикум». Рассмотрены результаты анкетирования студентов Института искусств музыкального факультета МПГУ.

Ключевые слова: информационные технологии, дисциплинарный модуль, нотный редактор Sibelius, нотная запись партитур, экспортирование, воспроизведение, микшер

The article depicts possibilities of implementation of the graphical software for notation Sibelius into the study process of students attaining the learning module “Choral Art in Education”. In the article peculiarities of the software that can be utilized by the students during the courses “Conduction Art in Education”, “Choirmaster’s activities”, “Choral Practice” were defined. Questionnaire results conducted by the students of the Institute of Arts at the Faculty of Music of the Moscow State Pedagogical University were also considered.

Keywords: information technologies, disciplinary module, notation software Sibelius, music score writing, exportation, playback, mixing console

Проблема внедрения информационных технологий в образовании сегодня весьма актуальна. Это определяется и нормативно-правовыми документами РФ. Так в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы [1] указано, что к 2020 году все студенты будут проходить обучение по индивидуальным учебным планам, в которых значительное место будет отведено самостоятельной работе с применением информационных технологий [1, с. 25]. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего [2] и общего образования [3], а также квалификационный справочник должностных обязанностей работников [4] указывают на то, что современный учитель обязан владеть информационной компьютерной грамотностью и ориентироваться в информационном пространстве для повышения эффективности преподавательской деятельности. Исходя из этого, очевидно, что бакалавр педагогического образования в наше время должен обладать разносторонним комплексом компетенций, в число которых входят компетенции знаний и практических умений использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности, а также использования разнообразного программного обеспечения для решения педагогических образовательных задач. Однако анкетирование студентов Института искусств музыкального факультета МПГУ от 18.11.2016–23.11.2016 выявило, что студенты в своей деятельности недостаточно используют возможности нотных редакторов, что вызвано незнанием современных возможностей существующих нотных редакторов, низкой мотивацией в овладении новыми инфокоммуникационными технологиями, отсутствием осознания ценности внедрения новых компьютерных технологий в свою профессиональную деятельность. Возможно, причину этого следует искать в отсутствии теоретического и методического обоснования использования нотного редактора «Sibelius» в учебной деятельности студентов педагогических ВУЗов, тем самым педагогический потенциал нотного редактора Sibelius остается нереализованным. Все это указывает на существование противоречия между востребованностью учителей, свободно владеющих методикой применения специальных компьютерных средств в процессе преподавательской деятельности, и дефицитом будущих учителей музыки (студентов), обладающих знаниями и умениями использования возможностей компьютерных программ в учебной и профессиональной деятельности. Данная проблема побудила автора на исследование, тема которого «Анализ возможностей нотного редактора Sibelius и его внедрение в учебную деятельность студента».

Цель данного исследования заключалась в изучении и выявлении потенциальных возможностей использования нотного редактора Sibelius в учебной деятельности студентов. Задача исследования — выявить комплекс функциональных возможностей нотного редактора Sibelius 7 в решении учебных и образовательных задач студентов модуля «Хоровое искусство».

В период с 18.11.2016 по 23.11.2016 в Институте искусств музыкального факультета МПГУ было проведено анкетирование, целью которого было выявить отношение студентов к использованию компьютерных технологий в своей учебной и профессиональной деятельности.

В анкетировании принимали участие студенты с первого по пятый курс в количестве 86 человек, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыка» и «Дополнительное образование».

Анкета содержала восемь вопросов. Анализ ответов на вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимыми знания в области компьютерных технологий современному человеку и учителю музыки?» — показывает, что 89,5 % студентов знания в области компьютерных технологий считают необходимыми и важными для каждого современного человека, и в частности для учителя музыки. На вопрос анкеты: «Для решения повседневных задач вы прибегаете к использованию возможностей компьютера и его программного обеспечения?» — положительно ответили 83,7 % респондентов. Третий вопрос анкеты требовал открытого ответа: «Выделите программные продукты, которые Вы используете для решения повседневных задач». Подавляющее большинство отвечавших указали продукты Microsoft Word — 96,5 %. Использование Microsoft PowerPoint указали 73,2 %; Windows Media Player — 69,7 %. Анализ ответов на четвертый вопрос анкеты: «В процессе обучения в Вузе Вы изучаете возможности применения нотного редактора «Sibelius» в своей учебной деятельности?» показывают, что, несмотря на изучение в рамках специальных дисциплин различных программ, в практической деятельности студенты используют лишь незначительную их часть: 26,7 % студентов используют программу Windows Media Player, 36,0 % –Microsoft PowerPoint; 20,9 % — Microsoft Word. Далее в анкете студентам предлагалось указать достоинства и недостатки различных компьютерных программных продуктов, а также обозначить трудности в освоении различных компьютерных программ. К основным достоинствам студенты отнесли: удобство, наглядность, яркость, широкий спектр возможностей. К недостаткам: занимает массу времени, нарушение баланса между применением компьютерных технологий и живым общением. К трудностям 57,0 % респондентов отнесли: отсутствие русскоязычных версий программ, недостаточность компьютерной грамотности, незнание и неумение применять различные продукты в своей профессиональной деятельности, отсутствие методических пособий по их применению. 41,8 % всех опрошенных студентов, в большинстве — первокурсники, указали на потребность в изучении нотного редактора Sibelius.

В следующем вопросе студентам предлагалось расставить приоритеты: по каким компьютерным продуктам они хотели бы, чтоб был разработан специальный курс для студентов музыкально-педагогических направлений. Результаты следующие: на первом месте — Sibelius (41,8 %); на втором месте — Finale (19,7 %); на третьем — Guitar Pro (8,1 %). 25,5 % воздержались от ответа, 1,1 % (один студент) считает, что нет необходимости разрабатывать курс по указанным продуктам. Таким образом, объективные данные анализа анкет показывают, что участники анкеты предпочтение в изучении отдают нотатору Sibelius. Это объясняется тем, что данный нотный редактор является профессиональной музыкальной компьютерной программой, позволяющей создавать высококачественную нотную печать полиграфического уровня; а также, как отмечает Б. Е. Ловчиев, возможность создания партитур, клавиров, вокальных и оркестровых партий путем набора нотного текста пошагово или путем проигрывания мелодии на MIDI-клавиатуре [5, с. 4].

Итак, студенты знают, что им требуется, но имеют смутное представление о том, как можно применить возможности нотного редактора Sibelius на практике. В связи с этим рассмотрим возможности внедрения нотного редактора Sibelius в учебную деятельность студентов при изучении предметов дисциплинарного модуля «Хоровое искусство»: «Дирижерское искусство в образовании», «Хормейстерская деятельность», «Хоровой практикум».

Дирижерское искусство в образовании. Этот предмет рассматривается как «класс дирижирования». Одной из важных работ, которые выполняют студенты-дирижеры в классе дирижирования, является написание на различные произведения специальных работ, именуемых аннотациями. При выполнении таких письменных работ учитывается качественное изобразительное оформление всего возможного графического материала, в том числе и нотных фрагментов. Например, в разделе «вокально-хорового анализа», описывая тесситурные условия партии вторых сопрано музыки по Н. С. Лескову для смешанного хора a cappella со свирелью Р. К. Щедрина «Запечатленный ангел», часть VIII «Да святится имя Твое», в целях наглядности материала можно графически отразить диапазон рассматриваемой партии (см. рис. 1) с помощью качественного экспортирования фрагмента нужной партитуры в графические форматы BMP, EPS, PNG, TIFF с последующим импортированием его в текстовый редактор (например, Microsoft Word).

cis1 − g2

Рис. 1. Обозначение диапазона хоровой партии

В процессе обучению дирижерскому искусству повсеместное распространение получила инструментальная модель (Б. Д. Критский) [6, с. 134], в основе которой студент ориентируется на музыкальное исполнение хоровой партитуры концертмейстером или самим студентом. Вместе с этим, студент привыкает к звучанию фортепиано и не всегда может представить звучание разучиваемой в классе хоровой партитуры с хором. Ситуацию можно решить несколько иначе: введя ноты рассматриваемой партитуры в компьютер средствами нотного редактора Sibelius 7. Набор нотного текста в пошаговом режиме — это еще одно достоинство программы. Методы ввода нот: 1) «алфавитный набор»: кнопки клавиатуры ПК соответствуют буквенным значениям: C-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, A-ля, B-си; 2) с помощью MIDI-клавиатуры («Flexi-time»); 3) с помощью виртуальной клавиатуры Keyboard / Фортепиано; 4) помощью мыши компьютера и плавающей цифровой панели Keypad (самый распространенный способ).

По окончании ввода нот одним из указанных способов, Sibelius может озвучить партитуру средствами профессиональной звуковой библиотеки (которая устанавливается отдельно) искусственным хором, воспроизводя великолепное реалистичное звучание каждого нюанса и используя средства музыкальной выразительности: динамика, темп, различные нюансы и штрихи.

Для проигрывания нотного текста воспользуйтесь функциями плавающей панели Transport/Воспроизведение (см. рис. 2). Вызвать панель можно сочетанием клавиш Ctrl+Alt+Y. Благодаря этой возможности нотатора, используя метод наложения музыки, включить запуск воспроизведения хоровой партитуры одновременно с исполнением аккомпанемента концертмейстером. Так под одновременное звучание хора и сопровождения можно в реальном времени более успешно и осознанно (так как компьютер будет воспроизводить партитуру, близкую к характеру звучания реального хора) тренироваться дирижировать на занятиях по дирижированию с педагогом, оттачивая свою интерпретацию исполнения сочинения.

Рис. 2. Окно Transport / Воспроизведение

В домашних условиях это также доступно, однако лучше сделать видео-партитуру. Для этого необходимо экспортировать заранее набранный нотный текст как видео- или аудиофайл. Затем можно, воспользовавшись планшетом или смартфоном, запустить экспортируемый файл. Зрительный и звуковой ряд дадут хорошие результаты от общего впечатления от музыки до осознанного прочного запоминания музыкального материала.

По окончании набора нотного текста можно приступить к стадии разучивания музыки (партий), раз за разом заостряя свое внимание на определенном такте проигрываемой партитуры или производя «вычленение» звучания какой-либо партии из общего фона звучания партитуры. Все эти тонкие функции доступны в окне Mixer/Микшер (см. рис. 3). Активировать данную цифровую панель можно с помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+M или M.

Рис. 3. Плавающая панель Mixer / Микшер

Такие возможности программы Sibelius 7 обогащают методический арсенал инновационного подхода к работе с хоровым текстом. Следовательно, обучение студента-хормейстера будет более эффективным. Программа позволит будущему профессионалу «видеть» и «слышать» гораздо больше деталей в партитуре, чем при обычной работе над партитурой в процессе изучения предмета «дирижерское искусство в образовании».

В предмете Хормейстерская деятельность нотатор Sibelius 7 оказывается хорошим подспорьем для выполнения не только набора и прослушивания нотного текста, но также для возможности приема элементарной перестановки голосов, когда исполняются переложения с одного вида хора на другой. В процессе такого вида деятельности Sibelius предоставляет широкий круг возможностей редактирования партитуры: транспонирование музыки в различные тональности, редакционная правка нот, переложение, аранжировка и т. п. Для реализации преобразования партитуры требуется использование большого арсенала средств программы.

Предмет «Хоровой практикум». Здесь возможно применение нотного редактора Sibelius в нескольких направлениях. Первое — создание хоровых партий и их печать на бумажном носителе. Причем, при выводе нот на печать, они выглядят так, словно были напечатаны в нотном издательстве. Это повышает качество изданных нот. Второе — редактирования нот: например, в процессе работы выясняется, что в хоровой партии альтов находятся ноты, выходящие за их рабочий диапазон. В нотаторе Sibelius буквально несколькими действиями можно произвести перестановку голосов так, что при распечатке партитура будет выглядеть, словно она выпущена издательством. При этом не потребуется собирать все 50–60 папок хористов и карандашом вносить такие изменения, что экономит драгоценное время! Третье — выполнение манипуляций с текстом: можно стереть английский или русский текст или же подставить оригинальный немецкий, а в необходимых случаях выполнить транскрипцию (см. рис. 4).

Рис. 4. J.S. Bach. Cantata N 39. «Brich dem Hungrigen dein Brot». Выполненная транскрипция произношения немецкого по-русски

Хормейстер обязан грамотно подготовить разучиваемую партитуру, не только ее выучив, но и создав условия для ее быстрого и качественного разучивания хором. Здесь также имеются перспективные возможности нотатора Sibelius 7, например: графическое укрупнение нужной партии в общей партитуре или же обратное действие — уменьшение масштабирования партии; обозначение с помощью специальных графических символов наиболее важных эпизодов в партитуре (вступления тем) (см. рис. 5).

Рис. 5. В. Калистратов «Сессия» (фрагмент). Переложение для женского хора В. Новоселова

Особенно эффективным является использование нотатора в период дипломной практики студента, когда требуется работать быстро и качественно, не затрачивая время на объяснение хористам технической стороны исполнения партитуры. В этом случае, Sibelius сэкономит время. Часто бывает, что в качестве произведения с сопровождением берется сцена из оперного репертуара, а такой материал, как правило, довольно объёмный, продолжительный по звучанию. С целью экономии времени на объяснение технического характера материала достаточно один раз расставить все необходимые цезуры, лиги, штрихи, динамические оттенки, фразировку, указать тональный и гармонический план, и т. п., словом, выполнить все то, что нужно и что желал бы услышать дирижер-хормейстер в творческом процессе интерпретации музыки (см. рис. 6).

Рис. 6. Р.К. Щедрин «Запечатленный ангел», часть IX «Ангел Господень» (фрагмент). Исполнительская редакция В. Новоселова

Для домашнего использования дирижер может набрать свою версию партитуры, при необходимости расставляя аппликатуру и индивидуальные пояснения к исполнению, затем экспортировать партитуру в PDF для изучения ее на мобильных устройствах.

В данной статье мы постарались аргументировать, что Sibelius как инновационный нотный редактор обладает широкими возможностями. Он позволяет не только существенно облегчить процесс обучения студента, но также более успешно формировать у него специальные компьютерные компетенции, которые способны повысить музыкально-педагогическую подготовку современного специалиста и, в конечном счете, определить его будущую направленность на профессиональном педагогическом поприще.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р] / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 20.12.2016).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02. 2016, № 91 об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8073 (дата обращения: 02.12.2016).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 13.12. 2016).
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99499/ (дата обращения 10.12.2016).
  5. Ловчиев, Б. Е. Sibelius 4. Пособие по набору нотной графики [Текст] / Б. Е. Ловчиев. — М.: Современная музыка, 2013. — 68 с.
  6. Дирижерско-хоровое образование: Традиции и современность [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Клавдия Борисовича Птицы (1911–1983) / отв. ред.-сост. А. В. Антипин — М.: Московская консерватория, 2014. — С. 133–137.
  7. Серова, Е. Sibelius 6. Музыкальное издательство на компьютере [Текст] / Е. Серова // Музыка и электроника. — 2011. — № 1. С. 8–10.
  8. Фурманов, В. И. Компьютерный набор нот (Sibelius 7) [Текст]: практ. пос. для начинающих. — М.: Современная музыка, 2015–161 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нотного редактора sibelius, нотного текста, компьютерных технологий, набора нотного текста, возможностей нотного редактора, музыкального факультета МПГУ, использования нотного редактора, искусств музыкального факультета, хоровой партитуры, профессиональной деятельности, вопрос анкеты, учебную деятельность студентов, учебной деятельности студентов, «Хоровой практикум», студентов Института искусств, модуля «Хоровое, изучении нотного редактора, дисциплинарного модуля «Хоровое, возможности нотного редактора, графического нотного редактора.

Ключевые слова

информационные технологии, воспроизведение, микшер, дисциплинарный модуль, нотный редактор Sibelius, нотная запись партитур, экспортирование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос